Содержание материала

Кондиционирование воздуха с холодильной установкой типа КЖ-25П в мягком вагоне с двух- и четырехместными купе постройки завода им. Егорова
С 1965 г. ленинградский завод им. Егорова выпускает мягкие вагоны, имеющие четыре двухместных и четыре четырех местных купе. Вагон оборудован люминесцентным освещением, горячим и холодным водоснабжением, электрообогревателем головок наливных труб, электрокипятильником и охладителем питьевой воды. Диваны в купе поворотные, что позволяет в дневное время убирать постель. На вагоне смонтирована новая холодильная установка отечественного производства типа КЖ-25П и изменено расположение вентиляционного агрегата по сравнению с ранее выпускавшимися вагонами.
Установка кондиционирования воздуха состоит из систем вентиляции, водяного отопления, электрического подогрева подаваемого в вагон воздуха и охлаждения. Работа установки полностью автоматизирована.
Расположение агрегатов воздухокондиционной установки и планировка мягкого вагона с двух- и четырехместными купе показаны на рис. 47.
Вентиляционной агрегат расположен не со стороны служебного отделения, а с некотловой стороны вагона, что дает ряд преимуществ: воздухоприемные жалюзи удалены от дымовой трубы котла; облегчен доступ к вентилятору, воздухоохладителю, калориферу и фильтрам. 

Т а б л и ц а 12

Рис. 47. Расположение агрегатов установки кондиционирования воздуха в мягком вагоне с двух- и четырехместными купе постройки завода им. Егорова:
1 — заборная решетка с заслонкой; 2  —  фильтр очистки наружного воздуха, 3  —  вентиляционный агрегат, 4  —  диффузор; 5 — воздухоохладитель; 6  —  электрокалорифер; 7  —  рециркуляционный канал; 8  —  нагнетательный воздуховод; 9 —  раздаточная решетка в купе; 10  — дефлектор; 11  — компрессорный агрегат; 12 — конденсаторный агрегат; 13 — фильтр-осушитель; 14 —  панель управления; 15 — охладитель питьевой воды; 16 — электрокипятильник; 17 — котел водяного отопления

Воздух подается в купе вагона из воздушного канала через воздухораспределительные щелевые решетки, расположенные у потолка купе вдоль поперечных перегородок. Из купе воздух выходит в коридор через решетки в перегородке, расположенные под диванами.
Рециркуляционный воздух засасывается вентилятором через решетку в потолке коридора с некотлового конца вагона, а наружный воздух — через жалюзи, расположенные в верхней части боковых стен того же конца вагона.
За воздухоприемными жалюзи установлена заслонка, при помощи которой можно регулировать количество засасываемого наружного воздуха.
Из вагона воздух удаляется в основном через дефлекторы в туалетах.
Система вентиляции имеет три ступени регулирования количества подаваемого воздуха, что достигается измене нием скорости вращения электродвигателя вентилятора.
При работе вентилятора на высокой скорости в вагон подается 5 000 м3/ч воздуха, при средней скорости — 3 000 м3/ч, при низкой — 2 200 м3/ч.
Режимы работы вентиляционного агрегата установки кондиционирования воздуха приведены в табл. 12.
Отопление вагона осуществляется от водяного котла типовой конструкции с совмещенным расширителем. Со стороны купе проложены две обогревательные трубы, со стороны коридора  — одна труба с ребрами под оконными проемами. Основное отличие этой системы от системы отопления серийных вагонов—отсутствие водяного калорифера.
Воздух, подаваемый в вагон вентиляционным агре гатом, по мере надобности, подогревается электрокалори фером мощностью 16 кет, который расположен в конфузоре воздушного канала системы вентиляции.
Калорифер состоит из двух секций мощностью одна 10 кВт, вторая — 6 кВт. При работе генератора включаются автоматически обе секции одновременно или только одна мощностью 10 кВт. При питании от аккумуляторной батареи включается только одна секция мощностью 6 кВт.
Вагон оборудован холодильной установкой КЖ-25П с холодопроизводительностью 25 000 ккал/ч. Компрессорно-конденсаторный агрегат расположен под рамой вагона, воздухоохладитель-испаритель размещен в канале системы вентиляции со стороны некотлового конца вагона.
Все агрегаты соединены между собой медными трубами, которые между воздухоохладителем и теплообменником покрыты теплоизоляцией.
Щит приборов контроля за работой установки расположен в тамбуре вагона. На щите смонтированы мановакуумметр и манометр, указывающие давление фреона в компрессоре на стороне всасывания и нагнетания, масляный манометр и реле давления, отключающее компрессор при недопустимом увеличении давления конденсации или понижении давления испарения.
Регулирование холодопроизводительности установки КЖ-25П осуществляется за счет изменения скорости вращения вала электродвигателя компрессора на величину 100, 75 или 50% по сравнению с номинальной и дополнительно за счет применения дроссельно-регулирующего устройства. Количество фреона, проходящего через сопло дросселя, находится в прямой зависимости от температуры и давления конденсации. При повышении температуры наружного воздуха в испаритель поступает больше жидкого фреона.
На низких скоростях вращения вала электродвигателя компрессора открывается один соленоидный вентиль перед дроссельно-регулирующим вентилем, при работе электродвигателя на средней или высокой скорости открываются оба соленоидных вентиля и фреон поступает в испаритель через сопло дроссельного вентиля и терморегулирующий вентиль.
Электроснабжение всех потребителей вагона во время движения поезда обеспечивается от генератора постоянного тока мощностью 26 кВт с напряжением 135 в, имеющего редукторно-карданный привод от средней части оси колесной пары.
Между генератором и карданным валом находится автоматическая фрикционная муфта сцепления, которая включает генератор на нагрузку при скорости поезда 35 км/ч и отключает его при меньшей скорости.
В общем корпусе с генератором смонтирован электродвигатель переменного тока мощностью 20 кВт, предназначенный для питания холодильной установки от внешней сети трехфазного переменного тока напряжением 380/220 в во время отстоя вагона на конечных станциях. В период кратковременных стоянок поезда электроснабжение осуществляется от аккумуляторной батареи типа 56ВНЦ-400 напряжением 110 в.