Содержание материала

ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ НЕКУПИРОВАННЫХ ВАГОНОВ С ГЕНЕРАТОРОМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ПОСТРОЙКИ КАЛИНИНСКОГО ЗАВОДА

На рис. 59 показана панель управления электрооборудованием некупированного вагона постройки Калининского завода с генератором переменного тока.  На панели 10 размещены: переключатель 14 сети освещения, который имеет два рабочих положения: «Нормальный режим» и «Подача в магистраль»; переключатель 3 вентилятора с тремя рабочими положениями: «Низкая скорость», «Средняя скорость» и «Высокая скорость»; переключатель 6, предназначенный для включения вольтметра, измеряющего напряжение на зажимах источника тока и сети освещения. При включении сети освещения ручку 13 переключателя 14 следует поставить в положение «Нормальный режим». Перекидной предохранитель 2 ставится в положение «От генератора», при этом подвагонная магистраль отключается. При подключении на питание соседнего вагона ручка 13 переключателя ставится в положение «Подача в магистраль». Перекидной предохранитель 2 остается в положении «От генератора».
При необходимости электропитания от соседнего вагона ручка 13 ставится в положение «Нормальное освещение», а перекидной предохранитель 2 — в положение «От магистрали».
Если подвагонная магистраль подключается к постороннему источнику тока, загорается сигнальная лампа 4. Предохранитель 1 в цепи аккумуляторной батареи рассчитан на 100 а.
Для освещения измерительных приборов имеется софитная лампа 8, которая зажигается выключателем 11. Лампы подвагонной сети зажигаются и гасятся выключателем 5. Штепсельная розетка 12 предназначена для включения настольной лампы в служебном отделении. На панели автоматики 7 установлен стабилизатор электрического тока. Рядом с панелью автоматики находится магнитный усилитель 9, который исполняет роль регулятора напряжения.
Сеть освещения некупированного вагона разделяется на пять отдельных групп, которые составляют следующие потребители тока:

  1. — лампы тамбура, котельного отделения, туалета, большого коридора и наружные штепсельные розетки котлового конца вагона;
  2. лампы пассажирского отделения, тамбура, туалета, малого коридора и наружные розетки некотлового конца вагона;
  3. лампы хвостовых сигнальных фонарей;
  4. — лампы и розетки служебного отделения проводников и подвагонного освещения;
  5. — резервная лампа.

Панель управления электрооборудованием вагонов
Рис. 59. Панель управления электрооборудованием вагонов с генератором переменного тока

ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ НЕКУПИРОВАННЫХ ВАГОНОВ С ГЕНЕРАТОРОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОСТРОЙКИ КАЛИНИНСКОГО ЗАВОДА

В служебном отделении на панелях (рис. 60) смонтированы: распределительный щит ДЩР-8Ф (позиция 1), пускорегулировочный реостат 3 электродвигателя вентилятора с ручкой 4, объединенный распределительный щит 14.

Рис. 60. Распределительные щиты некупированных вагонов постройки Калининского завода


На последнем установлены: амперметр А для измерения тока электродвигателя вентилятора; пакетные выключатели 2 — для включения электродвигателя вентилятора, 15 — для подключения сети освещения к подвагонной магистрали, 10 — для установления режима освещения (при постановке пакетного выключателя в положение «Ночное освещение» лампы коридора при пониженном напряжении светят вполнакала), 11 — для включения отдельных групп сети освещения; два трубчатых предохранителя на ток 35 а. (7 — цепи электродвигателя вентилятора и 13 — цепи подвагонной магистрали); пробочные предохранители 8 и 12 — цепи ламп световых сигнальных фонарей; предохранители 5 и 6 — цепи звонковой сигнализации (контрольная лампа СЛ загорается при подключении подвагонной магистрали); выключатель 16 для включения софитной лампы 9, штепсельная розетка 17 для включения настольной лампы в служебном отделении.
Сеть освещения разделяется на четыре отдельные группы, которые составляют следующие потребители:

  1. — лампы коридора;
  2. — лампы малого коридора, тамбура, туалета и наружные штепсельные розетки некотлового конца вагона;
  3. — лампы коридора, тамбура, туалета, лампы и штепсельные розетки служебного и котельного отделений, подвагонного освещения и наружных розеток котлового конца вагона;
  4. — лампы хвостовых сигнальных фонарей (выключатель IV группы имеет четыре положения: два «Выключено», третье и четвертое — для включения сигнальных ламп соответственно котлового и некотлового концов вагона).

ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ НЕКУПИРОВАННЫХ ВАГОНОВ ПОСТРОЙКИ ЗАВОДА ПНР

На основном распределительном щите ОЩ в служебном от делении (рис. G1) смонтированы приборы управления и контроля.
С помощью переключателя ПВ включается Ген. (генератор), Бат. (батарея), Осв. (сеть освещения). Вольтметр V измеряет напряжение этих сетей. Сигнальная лампа СЛ загорается, когда подключается подвагонная магистраль для питания соседнего вагона или освещения своего вагона от другой магистрали. Все выключатели и переключатели на основном и дополнительном щитах имеют указательные надписи, дающие возможность легко ориентироваться и выполнять нужные переключения.

Распределительные щиты вагонов постройки завода ПНР
Рис. 61. Распределительные щиты вагонов постройки завода ПНР

На дополнительном щите ДЩ, кроме выключателей и предохранителей, установлены реле 1 холодильной установки, реле 2 и 3 сигнализации налива воды, нумератор 4 звонковой сигнализации с указателем, из какого конца вагона поступил вызов, звонок сигнализации 5, пускорегулировочный реостат 6 электродвигателя вентилятора.
Сеть освещения разделяется на пять отдельных групп, которые составляют следующие потребители:

  1. — лампы сигнальных хвостовых фонарей, штепсельные розетки посадочных фонарей, служебного отделения и пылесос;
  2. — штепсельная розетка для переносной лампы и лампа для освещения подвагонного электрооборудования;
  3. — лампы прохода;
  4. — лампы купе, малого коридора, тамбура и туалета некотлового конца вагона;
  5. — лампы служебного отделения, большого коридора, тамбура, туалета и штепсельные розетки котлового конца.

Группы III, IV и V сети освещения имеют ночные и дневные режимы.

ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ ВАГОНОВ С ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫМ ОСВЕЩЕНИЕМ ПОСТРОЙКИ ЗАВОДОВ ГДР

В последнее время вновь строящиеся вагоны начали оборудоваться электрическим люминесцентным освещением, которое по сравнению с освещением лампами накаливания обладает большими преимуществами.
Люминесцентные лампы примерно в три раза экономичнее ламп накаливания и почти в пять раз долговечнее. Кроме того, они обеспечивают лучшую освещенность. При той же мощности генератора и аккумуляторной батареи люминесцентные лампы в вагоне дают возможность увеличивать в три раза освещенность пассажирского помещения. В связи с тем что лампы люминесцентного освещения питаются только переменным током, под вагоном установлен преобразователь постоянного тока в переменный.
При выходе преобразователя из строя все лампы люминесцентного освещения гаснут, после этого освещение вагона переключается на так называемые аварийные лампы накаливания.

Панель управления вагонов с люминесцентным освещением
Рис. 62. Панель управления вагонов с люминесцентным освещением постройки заводов ГДР

На распределительном щите купированных вагонов с люминесцентным освещением постройки заводов ГДР (рис. 62) расположены: вольтметр V и амперметр А для измерения напряжения и силы тока аккумуляторной батареи, а также тока в подвагонной магистрали; миллиамперметр МА для измерения нагрузки в сети люминесцентного
освещения; сигнальные лампы включения генератора, преобразователя и электрокипятильника; пакетные выключатели электрокипятильника, электродвигателя центробежного насоса, подвагонной магистрали, затемнения ламп накаливания сети освещения, преобразователя люминесцент ного освещения и электродвигателя приточной вентиляции; выключатели для включения ламп посадочных фонарей и для включения холодильника.

Таблица 16


Наименование операций

Порядок выполнения операций

Отключение подвагонной магистрали

Один переключатель подвагонной магистрали поставить в положение «Нормальная эксплуатация», а другой— в положение «От генератора»

Включение ламп люминесцентного освещения

Ручку переключателя преобразователя поставить в положение «Пуск» и постепенно повернуть ее в положение «1/2», при котором включится по одной лампе в купе. При постановке ручки в положение «1/1» включаются все лампы

Подача электроэнергии в подвагонную магистраль для питания соседнего вагона

Ручку переключателя поставить в положение «Подача»

Получение электроэнергии от соседнего вагона (от магистрали)

Ручку переключателя поставить в положение «От магистрали», а ручку второго переключателя—в положение «Нормальная эксплуатация»

Включение электродвигателя вентилятора

Ручку пакетного переключателя поставить о положение «Первая ступень» и далее в зависимости от времени года и необходимости ручка выключателя может быть поставлена в положение «Вторая ступень» или «Третья ступень». При каждой ступени соответственно подается воздуха 900, 1 800 и 4 000 м/ч

Включение электрокипятильника

При включении электрокипятильника автоматически отключается холодильная установка, а электродвигатель вентилятора переключается в положение «Первая ступень» (электрокипятильник и холодильная установка работают только от генератора, т. е. при движении поезда)

Включение всей сети освещения

Ручку главного пакетного выключателя поставить в положение «Дневная эксплуатация», при этом включаются группы освещения VI, VII и VIII, а затем в положение "1/2", когда, кроме перечисленных, включаются группы I, II, IV и V. В этом случае включена вся сеть освещения, в том числе и хвостовые сигнальные фонари

Наименование операций

Порядок выполнения операций

Понижение напряжения в сети освещения (затемнение)

Ручку переключателя поставить в положение "3атемнение". При этом отключаются лампы люминесцентного освещения, а также группы III и IV сети освещения, все остальные лампы переключаются с напряжения 54 в на напряжение 18 в

 Все приборы имеют на щите соответствующие надписи, указывающие их назначение. Порядок управления приборами приведен в табл. 16.
Сеть освещения вагона разделена на десять групп, которые составляют следующие потребители:

  1. — одна лампа в служебном отделении и синие (ночные) лампы в купе;
  2. — три лампы большого коридора, лампы малых коридоров, две лампы тамбуров и одна туалета;
  3. — лампы посадочных фонарей, три лампы большого коридора, две тамбуров, одна служебного отделения, штепсельные розетки настольных ламп в купе;
  4. — софитные лампы в купе,
  5. — три штепсельные розетки в коридоре, одна розетка в малом коридоре и три под вагоном;
  6. лампы хвостовых сигнальных фонарей;
  7. звонковая сигнализация;
  8. лампы котельного отделения, штепсельная розетка настольной лампы служебного отделения и лампы, расположенные за распределительным щитом;
  9. — лампы люминесцентного освещения по одной на купе;
  10. — лампы люминесцентного освещения по одной на купе (вторые лампы).

В сеть каждой группы включен отдельный предохранитель и выключатель.

ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ МЯГКИХ ВАГОНОВ С ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫМ ОСВЕЩЕНИЕМ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ ВЕНТИЛЯЦИЕЙ ПОСТРОЙКИ ЗАВОДОВ ВНР

На рис. 63 показано расположение распределительных щитов в служебном отделении мягкого вагона с люминесцентным освещением постройки заводов ВНР. На групповом щите ГЩ размещены предохранители, которые распределены по следующим группам: I, II, III — электрокипятильник; IV — холодильная установка; V — лампы коридора и тамбуров; VI — сигнальная лампа генератора; VII, VIII—лампы люминесцентного освещения; IX —лампы хвостовых сигнальных и посадочных фонарей, X — лампы котельного отделения; XI—софитные и ночные лампы; XII — лампы аварийного освещения; XIII — лампы звонковой сигнализации; XIV — штепсельные розетки; XV — центробежный насос подачи горячей воды; XVI— центробежный насос отопления; XVII—обмотка возбуждения генератора; XVIII — подвагонная магистраль.
На силовом щите СЩ расположены переключатели циркуляционного насоса отопления, насоса подачи горячей воды, холодильной установки, штепсельных розеток для электробритв.
Ручной и автоматический переключатели режимов вентиляции имеют четыре положения: 0 — выключено, 1 — низкая скорость, 2 — средняя скорость, 3 — высокая скорость.
Переключатель предусмотрен на случай порчи аппаратуры автоматического включения вентилятора. Термостат вентилятора «Лето», «Зима» ставится в положение, соответствующее времени года. Летом вентилятор автоматически включается при температуре воздуха в вагоне 22° С и выше, а зимой — при 18° С и выше. Термостат установлен на стене в служебном отделении.
Включение и выключение люминесцентного освещения, электрокипятильника и холодильной установки производятся в основном тем же порядком, как и в вагоне с люминесцентным освещением постройки заводов ГДР.
Рис. 63. Панель управления мягких вагонов с люминесцентным освещением постройки заводов ВНР


На панели управления ПУ смонтированы: главный переключатель освещения с показателями 0 — выключено; 1/2 — включена часть ламп, 1/1 — включены все лампы
освещения; переключатель «Подвагонная магистраль» для включения и выключения подвагонной магистрали; выключатель с тремя положениями — «Люминесцентное освещение», «Аварийное освещение» на случай выхода из строя преобразователя тока, «Пуск» для пуска преобразователя тока. При постановке выключателя в положение «Люминесцентное освещение» включаются лампы этого освещения, а в положение «Аварийное освещение»— лампы накаливания. Па панели ПУ, кроме того, установлены два амперметра А, показывающие ток в подвагонной магистрали «Магистр.» если она подключена, и в аккумуляторной батарее «Аккум. батарея»; вольтметр V для измерения напряжения аккумуляторной батареи; шесть выключателей, назначение которых указано в надписях под ними; термометр, показывающий температуру воздуха, подаваемого в вагон вентиляционной установкой; контрольные лампы — «Лампа ген.» — горит при работе генератора и «Лампа преобр.» — горит при работе преобразователя.
В вагонах с люминесцентным освещением постройки заводов ВНР сеть разделена на 18 отдельных групп, которые составляют следующие потребители:
I, II, III—три спирали электрокипятильника;

  1. — подвагонные штепсельные розетки, сигнализаторы налива воды, лампы для освещения измерительных приборов,
  2. и VI — лампы коридора, туалета, тамбура некотлового конца вагона;
  3. VII и VIII — лампы служебного отделения и пассажирских купе;
  4. — хвостовые сигнальные фонари;
  5. — лампы тамбура и туалета котлового конца вагона, котельного отделения и посадочных фонарей;
  6. — электродвигатель насоса подачи горячей воды;
  7. — софитные лампы;
  8. XIII—штепсельные розетки большого коридора;
  9. — электродвигатель циркуляционного насоса;
  10. — электродвигатель холодильной установки;
  11. звонковая сигнализация;
  12. обмотки возбуждения генератора;
  13. XVIII — сигнальная лампа генератора.

Электрокипятильник этих вагонов оборудован тремя спиралями мощностью по 750 Вт каждая. На панели, расположенной около кипятильника, установлен амперметр и три пакетных выключателя, с помощью которых можно включать все три спирали одновременно или в отдельности в зависимости от потребности. Общая мощность кипятильника 2,25 кВт, электродвигателя холодильной установки 0,25 кВт. Холодильная установка и электрокипятильник включаются только при работе генератора, т. е. при движении поезда.