Содержание материала

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПАССАЖИРСКИЕ ВАГОНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕНИЯ
Пассажирские вагоны Международною сообщения железных дорог СССР обслуживаются проводниками, прошедшими дополнительную специальную подготовку. Эти проводники должны знать:
иностранный язык в объеме, необходимом для общения с иностранными пассажирами по вопросам обслуживания их в пути следования;
транспортную географию страны, куда направляется пассажирский поезд или отдельный вагон прямого сообщения, и стран, по которым этот поезд или вагон проходит транзитом;
правила пользования вагонами в международном железнодорожном пассажирском сообщении;
пограничные железнодорожные соглашения между странами, по которым курсирует данный поезд или одиночный пассажирский вагон;
соглашения, правила и тарифы на проезд пассажиров и перевозку багажа в международном сообщении, а также правила ведения дорожной документации:
поездные и маневровые сигналы, применяемые на железных дорогах страны, куда следует пассажирский поезд или отдельный вагон прямого сообщения, и на дорогах транзитного проследования.
Перед отправлением в заграничный рейс проводнику необходимо: получить в вагонном участке или резерве проводников служебное удостоверение на право выезда за границу, маршрут следования, дорожную ведомость, таможенную декларацию, бланки плацкарт и доплатных квитанций, рекламные и информационные материалы и валюту по установленной норме;
проверить на вагоне и маршрутных досках правильность и соответствие установленных знаков и надписей;
иметь при себе в вагоне: международные тарифы на плацкарты и доплаты, курсовой бюллетень Госбанка СССР, прейскуранты цен в иностранной валюте на продукты питания, напитки и другие предметы, необходимые пассажиру в пути следования.
Перед отправлением вагонов в рейс со станции формирования продукты питания, напитки и предметы личного потребления, предназначаемые для продажи пассажирам, а также постельные принадлежности выдаются проводникам по накладным формы ФИУ №31, ФИУ № 13 и ФИУ № 17 и вписываются в таможенную декларацию. Плацкарты, доплатные квитанции и постельные принадлежности выдаются под расписку с записью в дорожную ведомость вагона.
В пути следования проводники обязаны:

в соответствии с плацкартой и в зависимости от времени суток заблаговременно подготовить постели пассажирам обслуживаемого вагона;
выяснить у пассажиров, по каким вопросам, касающимся проезда, они хотели бы получить разъяснения или оказать им помощь в получении справок от других должностных лиц;
продавать пассажирам плацкарты и оформлять доплатные квитанции согласно имеющимся у проводника тарифам международного сообщения;
по требованию пассажиров делать отметки установленной формы на проездных документах международного сообщения и заверять их штемпелем станции;
распространять среди пассажиров газеты, журналы, рекламно-информационные материалы и обеспечивать их культ. инвентарем (шахматы, домино и др.);
информировать пассажиров о наличии в вагонах продуктов питания, напитков (чай, кофе и др.), предметов личного потребления, предназначенных для продажи пассажирам, и об их стоимости;
обеспечивать соблюдение установленных правил поведения пассажиров и обслуживающего персонала.
В случае отцепки вагона от поезда по технической неисправности проводник должен немедленно поставить в известность об этом пассажиров и выдать им проездные документы, сделав на них соответствующую отметку от отцепке вагона. Одновременно принять меры к размещению пассажиров с их согласия в другом спальном вагоне или в вагоне с местами для лежания, если такой вагон имеется в составе поезда. Если же нет возможности разместить пассажиров в других спальных вагонах или в вагонах с местами для лежания, следует с помощью начальника поезда разместить их в вагонах с местами для сидения.
Если пассажиры из отцепленного вагона, принадлежащего иностранной железной дороге, переходят в этом же поезде в вагоны СЖД, проводник этого вагона отбирает у них проездные документы и плацкарты, сделав на них соответствующие отметки. При размещении пассажиров в других вагонах проводники обязаны оказать им необходимую помощь, в первую очередь женщинам и детям.
При отцепке от поезда спального вагона или вагона в местами для лежания необходимо соблюдать следующие правила:
проводник отцепляемого вагона отдает пассажирам купонные книжки с билетами-купонами и плацкартой;
предварительно на плацкарте и в маршруте проводника делается отметка «вагон         отцеплен на станции     
числа ... месяца 19.. г.», которая заверяется подписью проводника.
Плацкарты на право проезда в спальном вагоне и в вагоне с местами для лежания остаются у проводника того вагона, в котором пассажир проехал или едет большую часть пути. Если пассажиры переходят в спальный вагон или вагон с местами для лежания в том же поезде, проводник отцепляемого вагона должен передать проводнику, принимающему пассажиров, номера плацкарт и наименование страны, выдавшей плацкарты. 
Проводник должен принимать от пассажиров заказы на завтрак, утренний кофе, если в поезде имеется вагон- ресторан, а также предлагать пассажирам приобрести имеющиеся в ресторане продукты и напитки.
Запрещается проводнику провозить с собой или брать у пассажиров почтовую корреспонденцию, а также предметы, подлежащие таможенным и тарифным обложениям на границе.
Проводник обязан помочь пассажиру выйти из вагона на станции и вынести ручную кладь.
Если в пути следования у пассажиров возникнут жалобы на неудовлетворительное техническое состояние вагона или обслуживание, проводник должен сам дать необхо димые разъяснения. Если разногласия или жалобы не могут быть разрешены проводником или начальником поезда, проводник должен указать пассажиру, куда можно обратиться за разъяснением.
В пути следования проводник обязан аккуратно вести документацию—дорожную ведомость, таможенную декларацию. Перед прибытием на каждую пограничную станцию по пути следования проводники должны прекратить продажу продуктов питания, заполнить соответствующие графы таможенной декларации и предъявить для таможенной проверки декларацию и фактическое наличие продуктов питания, предметов личного потребления, а также квитанции на сданную и наличную валюту; подпись

Перечисленные ниже формы проездных документов вводятся с 1971 г. Старые формы могут использоваться наряду с новыми до 31/XII 1972 г.

представителя таможни должна быть заверена штемпелем или печатью.
При подходе к пограничной станции проводник обязан предупреждать пассажиров о необходимости подготовиться к таможенному досмотру и всячески оказывать содействие в работе представителям таможни. До наступления ночи перед предстоящей пограничной проверкой документов и багажа проводнику необходимо собрать у пассажиров все паспорта, удостоверения личности для предъявления их контрольным органам пограничной администрации. Собранные документы после проверки должны быть возвращены пассажирам утром. Если проверка производится не в ночное время, то выполнение пограничных формальностей предоставляется самим пассажирам.
Если в отдельных странах имеются другие правила пере сечения границ, то проводники действуют в соответствии с такими правилами.
Во время перестановки вагона на пограничной станции с одной железнодорожной колеи на другую проводник должен следить, чтобы строго соблюдались правила техники безопасности, не допускались случаи повреждения оборудования вагона (паропроводных рукавов, переходных площадок, междувагонных соединений).
До окончания поездки не позднее чем за 30 мин проводник должен возвратить пассажиру обложку купонной книжки СМПС и билет-купон, если он недоиспользован, а плацкарту СМПС оставить у себя для отчета. При обнаружении в вагоне забытых вещей составляется акт с подробным описанием их внешнего вида, после чего эти вещи сдаются под расписку начальнику пограничной станции страны, по которой следовал вагон.
Повреждение вагона и оборудования при следовании на иностранных железных дорогах оформляется на пограничной станции в соответствии с установленными правилами. Расчеты с пассажирами за утерянный и поврежденный инвентарь или внутреннее оборудование вагона производятся по расценкам, установленным на железных дорогах СССР, и оформляются по доплатной квитанции.
  Проводник, обслуживающий вагон габарита РИЦ, обязан при приемке вагона проверить исправность концевых кранов паропроводной магистрали, соединительных паропроводных рукавов, наличие на них заглушек и правильность подвески, убедиться в наличии междувагонных соединений высоковольтной подвагонной магистрали, проверить положение колосниковой решетки бойлера. В пути следования поезда на пунктах перестановки вагона на другую колею следить за разъединением и соединением паропроводных рукавов и междувагонных соединений высоковольтной магистрали, требовать и контролировать производство продувки сжатым воздухом паропроводной магистрали непосредственно после отцепки от локомотива во избежание замораживания конденсата при низких температурах.
В случае порчи паропроводного и высоковольтного оборудования за границей необходимо требовать ремонта или замены поврежденного оборудования. При не устранении повреждений составлять акт за подписью агента данной дороги.
Во время перестановки вагонов международного сообщения с одной колеи на другую на пограничных станциях Брест, Чоп, Унгены и других пассажиры могут находиться на станции или в вагоне. Перестановка длится 30—40 мин.
Проводники вагонов должны предупредить пассажиров о перестановке и рекомендовать им совершить прогулку по перрону, обедать, завтракать и ужинать в ресторане, воспользоваться почтой, телеграфом, парикмахерской или телефоном, произвести необходимые закупки в магазинах и киосках и т. д.