Содержание материала

ПРИЕМКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВАГОНА В РЕЙС

Проводники вагонов обязаны хорошо знать назначение всех приборов электрооборудования вагона и уметь ими правильно пользоваться.
Наряду со всеми работниками, связанными с осмотром и подготовкой пассажирского вагона в рейс, механики-бригадиры и проводники вагонов несут также ответственность за отправление с поездом неисправного вагона.
Принимая вагон, проводник обязан произвести тщательную проверку всего электрооборудования. Проверить срок ревизии электрооборудования по трафарету на торцовой стенке вагона (ревизия выполняется через 6 месяцев). Проверить состояние привода подвагонного генератора. При ременном приводе необходимо убедиться в том, что ремень правильно сшит, не имеет надрывов и расслоений. В случае удлинения ремня его необходимо перешить так, чтобы при надетом ремне генератор был отклонен в сторону шкива на 15°. Зимой при обмерзании ремень из уточношнуровой ткани должен быть снят, просушен и вновь надет.
При редукторно-карданном приводе надо обратить внимание на крепление редуктора, карданного вала, предохранительных скоб и убедиться в отсутствии утечки смазки из редуктора, а также проверить срок ревизии редуктора по трафарету на металлической бирке, укрепленной на буксе (ревизия редуктора производится через 6 месяцев).
Чтобы правильно определить состояние аккумуляторной батареи, механик-бригадир, поездной электромонтер и проводники вагонов должны обязательно знать, какой тип аккумуляторных батарей установлен в принимаемых вагонах.
Проверка напряжения аккумуляторной батареи производится под полной нагрузкой. При напряжении, равном или меньшем указанного в табл. 20, необходимо немедленно произвести зарядку батареи или отключить ее.
Таблица 20

Проводник должен осмотреть все предохранители; по величине тока они должны соответствовать своему назначению. Наличие нетиповых предохранителей (жучков) не допускается. Проверить в рабочем состоянии действие всех потребителей электрического тока: принудительной вен тиляции, циркуляционных насосов, холодильных агрегатов, электрокипятильника, электрообогревателей водоналивных головок, звонковой сигнализации, сети освещения (ламп накаливания и люминесцентных). Проверить состояние сигнальных хвостовых и посадочных врезных фонарей, навесных посадочных фонарей, настольных ламп, осмотреть софитные светильники и проверить, нет ли в них посторонних предметов. Одновременно с этим проверяется исправность выключателей и переключателей и в доступных местах — надежность клеммных соединений, крепления электрощитов и защитных кожухов.
О всех замеченных неисправностях в принимаемом вагоне проводник вагона обязан сообщить механику- бригадиру и поездному электромонтеру.
Категорически запрещается отправлять о рейс вагон с неисправным электрооборудованием, разряженной аккумуляторной батареей, без приводного ремня, с неисправным редукторно-карданным приводом генератора, а также с соединенными между вагонными соединениями электромагистрали.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НИМ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ПОЕЗДА

К обслуживанию электрооборудования допускаются проводники, знающие назначение всех его приборов, умеющие ими правильно пользоваться и сдавшие экзамен.
В пути следования поезда электрооборудование вагоне должно находиться под постоянным наблюдением. Дежурному проводнику категорически запрещается отлучаться из вагона во время движения поезда.
Проводник вагона обязан:
после отправления со станции формирования проверить в рабочем состоянии действие электрокипятильника и охладителя питьевой воды, которые работают только при включившемся подвагонном генераторе;
следить за исправным состоянием и работой электрооборудования вагона, за показаниями вольтметра и амперметра, а также проверять степень нагрева приборов электрооборудования в доступных местах (температура их не должна превышать 50—60 С), не дотрагиваясь при этом до токонесущих контактов. В случае колебания стрелок измерительных приборов или отклонения их до упоров в сторону максимальных показаний необходимо выключить генератор и сообщить о случившемся поездному электромонтеру или механику-бригадиру. Необходимо помнить, что мигание, яркое свечение или разрушение стеклянных колб лампочек, отклонение стрелок приборов до конца шкалы, нагрев корпусов предохранителей, переключателей и другого электрооборудования обязательно являются признаком той или иной серьезной неисправности.
Перегоревшие предохранители должны быть заменены поездным электромонтером. При вторичном их перегорании о случившемся немедленно надо сообщить механику-бригадиру, выяснить причину и принять меры к устранению неисправности
При утере приводного ремня, повреждении редукторнокарданного привода или выходе из строя генератора разрешается подключаться на электропитание, от соседнего вагона с исправным оборудованием. При этом обеспечивается только освещение вагонов с обязательным сокращением раббчих светильников до 50% как в вагоне потребляющем, так и в вагоне подающем электроэнергию. Все другие потребители тока должны быть отключены. При питании от соседнего вагона, чтобы не допускать чрезмерный разряд аккумуляторной батареи, рекомендуется снять на щите ее предохранитель.
Подача тока в соседний вагон (прием тока в обслуживаемый вагон) контролируется по амперметру магистрали, имеющему красную отметку на цифре 30 а. Ток более 30 а подавать в соседний вагон не разрешается.
Для подачи тока в соседний вагон постройки отечественных заводов необходимо установить пакетный переключатель магистрали в положение «Включено», а рубильник — в верхнее положение; для приема тока от соседнего вагона надо пакетный переключатель магистрали поставить в положение «Включено» и перевести рубильник в нижнее положение.
В вагонах постройки заводов ГДР, ВНР и ПНР переключатель магистрали в вагоне, питающем током, следует установить в положение «Подача», а в вагоне, принимающем питание от соседнего, — в положение «От магистрали».
При соединении электромагистралей у вагонов с генератором переменного тока уста новить в вагоне, питающем током, — в положение «Подача», в подключенном к нему — в положение «От магистрали».
Во время следования поезда необходимо следить за показаниями вольтметра и амперметра. При работающем генераторе вольтметр должен показывать напряжение зарядки аккумуляторной батареи в пределах 54 —65 в для генератора «Газелан» и 54—70 в для генератора РД-2Д. Если амперметр и вольтметр не дают показаний зарядки батареи, надо на первой же остановке проверить состояние ременного или редукторно-карданного привода. В случае их неисправности необходимо немедленно сообщить об этом поездному электромонтеру или механику-бригадиру, а также о том, что аккумуляторная батарея заряжается.
В пути следования периодически нажатием соответ ствующей кнопки на распределительном щите проверять, нет ли замыкания на массу вагона положительного или отрицательного провода. Проверку на замыкание нельзя произвести при включенной сигнализации наполнения водяных баков, а также в случае, когда подвагонная магистраль находится под напряжением.
Если обнаружено повреждение изоляции проводов, надо немедленно прекратить питание вагона электроэнергией и вызвать механика-бригадира или поездного электромонтера для выявления и устранения неисправности.
Проводнику вагона необходимо проверять нагрев предохранителей рукой на ощупь при включенных потребителях тока. Если предохранитель греется, то его следует подвернуть.
На конечных станциях, уходя из вагона, рекомендуется отключать всех потребителей электроэнергии — все пакетные переключатели поставить в положение «Выключено».
Обслуживающий персонал современных пассажирских вагонов должен обеспечивать технически грамотное обслуживание электрооборудования. Строго соблюдать правила противопожарной безопасности, знать, в каких местах электрической системы возможны повреждения от тряски, вибрации и т. п. Особая опасность возникновения пожара создается при неправильном пользовании приборами электрооборудования и наличии неисправностей в системе электроснабжения.
Короткое замыкание из-за повреждения изоляции в электропроводке и приборах электрооборудования наиболее часто бывает:
в местах крепления проводов металлическими скобками к стенам без дополнительной изоляции;
в местах выхода проводов из металлических труб без постановки дополнительных изоляционных втулок;
в местах прохода проводов через отверстия в металлических перегородках без дополнительной изоляции;
в местах касания и трения проводов о металлические части пакетных переключателей, звонковых нумераторов, защитных кожухов и др.
Короткие замыкания могут также возникнуть из-за: нагрева различных сопротивлений (регулировочных, гасящих, затемнения) и приборов отопления;
попадания влаги на провода, особенно в местах ввода их внутрь вагона;
ослабления контактов и касания наконечниками соседних проводов (особенно на клеммовых рейках за щитами), а также замыкания контактов посторонними металлическими предметами.
Опасная перегрузка  приборов элект рооборудования может появиться при подаче электроэнергии в магистраль для питания другого вагона без ограничения потребляемой мощности или при включении в сеть электронагревательных приборов — утюгов, плиток и др.
Проводникам пассажирских вагонов необходимо знать, что при коротком замыкании провода мгновенно нагреваются и плавятся, а изоляция проводов и рядом находящиеся горючие материалы или предметы воспламеняются.
При перегрузке электропровода нагреваются постепенно, появляется характерный запах горящей резины и ткани, изоляция разрушается и возникает короткое замыкание.
Ослабление контактов вызывает местный нагрев клемм, предохранителей, пакетных переключателей, при этом появляется характерный запас подгорания. Если не принять своевременных мер к устранению причины нагрева, то изоляция проводов и даже сами панели могут загореться или произойдет короткое замыкание.
В процессе остановки поезда бывают случаи, когда реле обратного тока регулятора стабилизатора не срабатывает, в результате чего ток поступает в обратном направлении от аккумуляторной батареи в генератор (признак этого — гудение машины). В таких случаях следует немедленно снять предохранитель  на распределительном щите и сообщить об этом механику-бригадиру или электромонтеру для принятия соответствующих мер.
В случае появления дыма в вагоне от топки котла или титана проводник вагона обязан немедленно поставить в известность об этом бригадира поезда и одновременно проверить исправность дымовытяжных труб, выяснить причину появления дыма в вагоне и принять меры к ее устранению. При этом надо убедиться в отсутствии очагов пожара между потолком и кровлей вагона, особенно в местах, примыкающих к котельным установкам, над электрооборудованием в служебном помещении, в вентиляционных каналах, в местах установки стабилизаторов.
При появлении в вагоне характерного запаха горящей резины, ткани или другого подозрительного запаха необ ходимо сразу же выяснить причину его появления, для чего осмотреть служебное помещение, проверить степень нагрева электрооборудования, осмотреть котельное и другие помещения. О случившемся немедленно сообщить бригадиру поезда.
Оставлять причины возникших неисправностей невыясненными и неустраненными нельзя. Запрещается включать напряжение при наличии неисправностей в отдельных элементах электрооборудования и при недопустимом нагреве электроприборов на распределительном щите. Распределительные щиты, электроприборы и оборудование следует содержать в постоянной чистоте. Кроме того, проводники вагонов не должны допускать в служебное отделение посторонних лиц.
При воспламенении электрических проводов или электрооборудования необходимо прежде всего остановить поезд, отключить всех потребителей электроэнергии, кроме сети освещения в ночное время. 
Запрещается останавливать поезд на железнодорожных мостах, путепроводах, в тоннелях, под мостами, путепроводами и в других местах, препятствующих эвакуации пассажиров и организации тушения пожара.