Содержание материала

Руководство проводнику

Щербаков В. П., Рабинович Л. Б. Руководство проводнику пассажирских вагонов. Изд-во «Транспорт», 1971.
В книге содержатся необходимые для проводников сведения о порядке обслуживания пассажиров и условиях их перевозки, об устройстве, эксплуатации и ремонте пассажирских вагонов, кратко описан процесс подготовки пассажирских составов перед отправлением в рейс. В седьмом издании отражены изменения, происшедшие за последние годы в техническом оснащении пассажирских вагонов, в содержании и обслуживании систем вентиляции, отопления и электрооборудования

ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный транспорт связан с многими сторонами жизни и быта людей. Рост материального благосостояния, развитие промышленности, сельского хозяйства, развитие туризма, сети пансионатов, курортов и домов отдыха — все это способствует дальнейшему увеличению пассажирских перевозок. 
Многие пассажирские поезда на ваточном, среднеазиатском и других направлениях курсируют на расстояния 5 000—10 000 км и находятся в пути только в одном направлении до 8 суток. За период с 1950 по 1968 г. объем пассажирских перевозок увеличился более чем в два раза. Если в 1950 г. железные дороги перевезли 1 млрд. 164 млн. пассажиров, то и 1968 г. пассажирские перевозки превысили уже 2 млрд. 500 млн. человек.
Железные дороги все больше оснащаются современными цельнометаллическими пассажирскими вагонами, введены в обращение более удобные вагоны новой конструкции для проезда пассажиров на небольшие расстояния, повышаются скорости движения, реконструируются и расширяются вокзалы и другие пассажирские сооружения. Современные пассажирские вагоны оснащены новой техникой, предназначенной для создания максимальных удобств пассажирам: устройствами для электрического отопления, люминесцентного освещения, кондиционирования и вентиляции воздуха, электронагревательными приборами, устройствами для охлаждения питьевой воды и др. Вагоны оборудованы новыми, более современными тележками и тормозными средствами, обеспечивающими эксплуатацию их при скоростях 140—160 км/ч.
Успешно осуществляется техническая реконструкция на основе электрификации железных дорог. Широко внедряются средства автоматики, телемеханики. Усиливается и реконструируется путевое хозяйство, средства связи и СЦБ.
В связи со значительной оснащенностью современных пассажирских вагонов электрооборудованием, устройствами автоматики, кондиционирования воздуха и вентиляции, новыми системами отопления и другими техническими устройствами, а также в связи с высокими скоростями движения и большими расстояниями безостановочного следования пассажирских поездов от проводников вагонов требуется хорошая техническая подготовленность, особая бдительность и внимательность при выполнении служебных обязанностей. Они должны строго соблюдать следующие основные требования:
знать устройство и принцип работы наиболее важных узлов пассажирских вагонов, а также правила эксплуатации электрического оборудования и уметь правильно обслуживать системы отопления, вентиляции, водоснабжения и других устройств;
уметь вести наблюдение в пути следования поезда за состоянием ходовых частей, тормозов, ударно-тяговых устройств, подвагонного электрооборудования и принимать меры к своевременному устранению неисправностей;
вести постоянный контроль за исправным содержанием средств пожаротушения, строго соблюдать инструкции МПС.
В связи с тем что проводники вагонов постоянно связаны с движением поездов и обслуживанием вагонов на станционных путях, они должны особенно хорошо усвоить правила техники безопасности при обслуживании пассажиров в поездах и при ремонте пассажирских вагонов. Проводник обязан знать основы типового технологического процесса осмотра, ремонта и экипировки пассажирских вагонов, так как он участвует в этих процессах.
Проводник должен хорошо знать организацию культурного обслуживания пассажиров, правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР и в международном сообщении (Тарифные руководства № 5 и 10); формы проездных документов; правила технической эксплуатации и инструкцию по сигнализации в части, касающейся работы бригады пассажирского поезда; служебную инструкцию и действующие распоряжения МПС по обязанностям работников поездных бригад пассажирских поездов.
Обязательным условием в работе проводников вагонов является доброжелательность, вежливость, внимательность и предупредительность по отношению к пассажирам.