Пригородные пассажирские перевозки — наиболее массовые ж.-д. перевозки пассажиров, осуществляемые внутри городских агломераций, в пригородных зонах больших городов, промышленных и курортных центров. К П. п. п. относятся перевозки пассажиров в пределах выделенных пригородных участков, оплачиваемые по пригородному тарифу. Пригородным считается участок обращения пригородных поездов соответствующей нумерации на расстояние, обычно не превышающее 150 км. Пригородные пассажирские перевозки образуют пригородное сообщение. На отечественных железных дорог в пригородном сообщении действует пригородный тариф, имеющий несколько разновидностей.
Пригородные пассажирские перевозки характеризуется большими объёмами (в 1990 в нашей стране составил св. 3 млрд. пассажиров) и малой ср. дальностью (около 30 км). Для пригородных пассажирских перевозок характерна почасовая и суточная неравномерность, что объясняется режимами работы и отдыха населения. Пригородные пассажирские перевозки должны обеспечивать регулярный и своевременным подвоз пассажиров к месту работы и обратно, а в выходные дни и в летний период — за город на отдых. Для пригородных пассажирских перевозок на электрифицир. линиях наиболее широко используются спец. составы с моторвагонной тягой (электропоезда), а на неэлектрифицир. линиях и малодеятельных пригородных участках — поезда с тепловозной тягой, дизель-поезда и автомотрисы. В организации пригородных пассажирских перевозок большое распространение получил т. и. зонный график, который позволяет сократить время поездки пассажиров, следующих в дальние зоны, путём сокращения числа остановок на промежуточных пунктах, а также улучшить качество обслуживания пассажиров.