Содержание материала

Принцип работы вентиляционной установки в купированных и мягких вагонах постройки заводов ГДР и ВНР в основном сходен с описанным выше. Однако некоторые части установки имеют отличие по устройству и обслуживанию в эксплуатации.
Главным отличием системы вентиляции вагонов постройки заводов ГДР и ВНР является то, что они оборудованы рециркуляционным каналом. В этой системе при летнем режиме работы весь воздух для вентиляции вагона забирается снаружи, при зимнем режиме в пассажирские помещения подается наружный воздух, наполовину сме шанный с воздухом, взятым из вагона через решетку в потолке коридора и через рециркуляционный канал.
Рециркуляция дает возможность выравнивать температуру воздуха, поступающего в купе, и поддерживать ее на необходимом уровне.
В ряде случаев вносились некоторые конструктивные изменения. Например, на вагонах прежней постройки заводов ГДР наружный воздух засасывался через каналы, расположенные на торцовой стене котлового конца вагона. На вагонах постройки последних лет воздухоприемные решетки помещены над входными тамбурными боковыми дверями с котлового конца вагона. На вагонах постройки заводов ВНР воздухоприемные решетки размещены на спусках крыши над боковыми тамбурными дверями с котлового конца вагона.
Имеются также отличия по количеству фильтров (два — четыре) и их взаимному расположению, мощности электродвигателей и вентиляторов, а также по расположению приборов регулирования и управления.

Система вентиляции в купированных вагонах схематически показана на рис. 45. Кратность обмена воздуха при бесперебойной работе вентилятора составляет зимой 15, летом — до 30.
Устройство и работа вентиляционных установок в купированных ЦМВ всех выпусков примерно одинаковы: чистый воздух нагнетается в купе через решетки, а отработавший вытесняется из помещений через вентиляционные отверстия в задвижных дверях, через дефлекторы в крыше вагона и неплотности. При летнем режиме весь воздух для вентиляции вагона забирается снаружи, в зимнее время в купе подается наружный воздух, наполовину смешанный с воздухом, взятым из рециркуляционного канала вагона через решетку в потачке коридора.
Горячая вода из расширителя подается в воздухоподогреватель по трубопроводу и возвращается обратно в отопительную систему по специальной трубе.
Отбойные щитки вентиляционных решеток направляют поступающий внутрь купе воздух расходящимися потоками, что обеспечивает более равномерное его распределение по купе. Каждая вентиляционная решетка оборудована дроссельным клапаном, который может быть поднят или опущен при помощи регулировочного винта, что обеспечивает изменение количества подаваемого в купе воздуха.
Заборные каналы для наружного воздуха и рециркуляционный канал снабжены дроссельными клапанами, которые могут быть приведены в действие при помощи тягового механизма и переключающего приспособления, помещенного в котельном отделении. На переключающем приспособлении есть ручка, которая соединена с винтом. Вращением ручки можно открыть или закрыть дроссельные клапаны. Зимой клапаны подачи наружного воздуха открывают примерно наполовину. Клапан рециркуляционного канала для забора воздуха из вагона при работе вентиляционной установки открывается полностью. Решетку рециркуляционного канала при больших морозах необходимо закрывать, так как при этом в вагон может проникать холодный воздух. Летом клапаны подачи наружного воздуха должны быть полностью открыты, а клапан рециркуляционного канала закрыт.
Вагоны постройки заводов ВНР по конструкции вентиляционных устройств в сравнении с вагонами заводов ГДР имеют следующие особенности: забор воздуха происходит через решетки, расположенные на спусках крыши с котлового конца вагона; приспособление для закрывания и открывания заслонок свежего воздуха размещено над потолком тамбура с котлового конца вагона; для изменения положения заслонок следует открыть среднюю потолочную крышку тамбура и переключить в нужное положение рукоятку заслонок, руководствуясь надписями «Зима», «Лето».

Вагоны последнего выпуска постройки заводов ВНР оборудованы обходным каналом калорифера, ручным и автоматическим управлением принудительной вентиляции.
Для пуска электродвигателя вентилятора на щите управления включается выключатель с надписью «Ручной», который имеет четыре положения: 0, 1, 2 и 3. Каждому положению соответствует определенное число оборотов электродвигателя и, следовательно, количество подаваемого воздуха. Так, летом подается воздух: при первом положении ручки — 4 000 м3/ч, втором —2 700, третьем — 2 000 и зимой соответственно 3400, 2 300 и 1 700 м3/ч. Количество подаваемого воздуха необходимо регулировать, сообразуясь с населенностью вагона, температурой наружного воздуха и состоянием воздуха в пассажирских помещениях.
При автоматическом управлении вентиляционной установкой включается выключатель с надписью «Автоматический».
Выключатель с надписями «Зимнее положение» и «Летнее положение» ставится в положение, соответствующее времени года.
Пуск и остановка вентилятора происходят от импульса срабатывания специального прибора — термостата, установленного на стене в служебном отделении. Летом при температуре в вагоне примерно 22, а зимой 18 С вентилятор автоматически включается.
Для контроля за исправностью системы вентиляции имеется контрольная кнопка, при нажатии которой вентилятор включается независимо от температуры воздуха внутри вагона.
Эксплуатация вагонов с автоматическим и ручным управлением вентиляционной установкой должна производиться на каждом из режимов в зависимости от температуры, населенности, времени суток и др. летом открыть обходной канал, полностью открыть заслонки подачи свежего воздуха и закрыть заслонку рециркуляционного канала; зимой закрыть обходной канал, открыть заслонку для поступления внутреннего воздуха и закрыть наполовину заслонки свежего воздуха.
Теплопроизводительность электрокалорифера в зависимости от его конструкции составляет до одной трети тепловой мощности котла. Включать его рекомендуется в переходные периоды и зимой.