Содержание материала

ГЛАВА XXIX
ВЗРЫВНОЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ КОТЛОВАНОВ ПОД ОПОРЫ КОНТАКТНОЙ СЕТИ НА ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

§ 98. Общие сведения

Электрификация действующих железнодорожных линий требует выполнения большого объема земляных работ по устройству котлованов для размещения опор контактной сети. Эту работу можно выполнять вручную, специальными буровыми машинами и взрывным способом.
Копка котлованов вручную очень трудоемка, а в мерзлых и скальных грунтах невыполнима.
Образование котлованов при помощи специальных буровых машин производится:

  1. «с поля», когда буровая машина располагается за пределами габарита приближения строений;
  2. «с пути», когда буровая машина располагается в пределах габарита приближения строений.

В первом случае применение буровых машин не всегда возможно из-за отсутствия дорог и подходов к железнодорожному пути; во втором случае для бурения котлованов требуется длительное занятие перегона с прекращением движения поездов.
Взрывной способ образования котлованов лишен указанных недостатков, а при работе в скальных грунтах является единственно возможным, для применения способом.
Взрывные работы по образованию котлованов в скальных грунтах производятся с учетом указаний, приведенных в § 72. Поэтому ниже дается описание взрывного способа образования котлованов для установки консольных опор контактной сети только внескальных и связных грунтах (глинах, суглинках и супесях), разработанного инженером Желдорвзрывпрома Д. А. Бочкаревым. Котлованы должны иметь глубину от 3,0 до 4,0 м и диаметр от 0,6 до 0,8 м.

§ 99. Взрывной способ образования котлованов под опоры контактной сети

Подготовительные и взрывные работы по образованию котлованов производятся в такой последовательности:

  1. в пределах контуров котлованов устраиваются приямки;
  2. по оси котлованов забуривают шпуры;
  3. производится заряжание и взрывание зарядов в шпурах. Приямки необходимы для уменьшения разрушения поверхности

мерзлого грунта вокруг котлована и уменьшения осыпей рыхлого грунта внутрь шпура во время бурения и заряжания, а также внутрь котлована после взрыва. В зимнее время приямок устраивают на глубину мерзлого слоя грунта, а в теплое время года — на глубину, равную мощности несвязного (сыпучего) слоя грунта, но не менее 0,5 м. Ориентировочные размеры приямка показаны на рис. 219. При наличии плотного дернового покрова приямки в летнее время не устраивают.
Шпуры диаметром 50—70 мм бурят строго вертикально по оси котлованов глубиной на 5—10% превышающей заданную глубину котлована. Перед заряжанием шпуры должны быть проверены на всю глубину забойником, имеющим диаметр на 10—20 мм больше диаметра заряда. При сужении шпура, которое может стать препятствием к свободному опусканию заряда взрывчатого вещества, шпур расширяют взрывом нитки детонирующего шнура, опускаемой в него на металлическом стержне.
В качестве ВВ для образования котлованов разрешается применять только аммониты. Заряжание шпуров заключается в размещении в них рассредоточенных зарядов из 12—14 патронов 1 амонита, прикрепленных плотно по длине к нитке детонирующего шнура 3 (рис. 220). Нижний патрон заряда опускают до основания шпура, а верхний — на расстоянии 100—150 мм от устья шпура. Заряд взрывчатого вещества закрепляют шпагатом к деревянной перекладине 2, размещаемой над устьем шпура. Забойка шпуров не производится. В обводненных шпурах гидроизолированные патроны ВВ вместе с детонирующим шнуром прикрепляют к металлическому стержню диаметром 8—10 мм. Это делают для того, чтобы предотвратить возможное сближение патронов взрывчатых веществ при опускании заряда в шпур. Размеры и вес патронов взрывчатых веществ, а также их расположение в шпуре в зависимости от различных грунтов и условий работ даны в табл. 49.


Рис. 220. Схема размещения патронов взрывчатых веществ в шпуре:

Рис. 219. Устройство приямков: а — в выемке; б — на насыпи; в — на нулевом месте

а — разрез заряженного шпура; б — прикрепление патрона ВВ к ДШ; 1 —патроны ВВ; 2— деревянная перекладина; 3 — детонирующий шнур; 4 — электродетонатор; В — шпагат

Таблица 49
Таблица размеров и веса патронов В В для образования котлованов в зависимости от различных грунтов и условий работ

Приведенные в табл. 49 расчетное параметры должны уточняться в конкретных грунтовых условиях на основе данных пробных взрывов, причем изменение веса заряда следует делать путем изменения расстояний между патронами ВВ. Взрыв заряда взрывчатого вещества производится при помощи электродетонатора, предварительно прикрепленного к концу отрезка детонирующего шнура, выведенного на поверхность. Введение электродетонатора или капсюля детонатора в шпур запрещается.

Рис. 221. Момент взрыва для образования котлована под опору контактной сети

Опасную зону при взрывании в талых грунтах, не содержащих каменистых включений, устанавливают: для людей — не менее 100 м, для механизмов — 25 м. При взрывании в мерзлых грунтах или при наличии в грунтах каменистых включений опасную зону устанавливают: для людей — не менее 200 м, для механизмов— 100 м. Взрывные работы (рис. 221) по образованию котлованов, как правило, должны производиться в светлое время суток. Вид котлована, образованного взрывом, показан на рис. 222.

Котлован под опору контактной сети
Рис. 222. Котлован под опору контактной сети, образованный взрывным способом

Все подготовительные и взрывные работы по образованию котлованов должны производиться на основании предварительно разработанного графика работ, согласованного с управлением дороги. В этом графике следует предусматривать возможно меньший промежуток времени между производством взрывов по образованию котлованов и установкой опор. Во всех случаях указанный разрыв не должен превышать одних суток. Момент установки опоры контактной сети в котлован, образованный взрывом, показан на рис. 223.
Бурение шпуров, заряжание и монтаж взрывной сети до установки инициаторов (капсюля или электродетонатора) производится без закрытия перегонов и без перерыва организованного движения поездов. Установку инициаторов и взрывание зарядов для образования котлованов при интервалах между поездами длительностью менее 15 мин допускается производить в предоставляемое «окно» с закрытием перегона для движения поездов. Эти же работы разрешается производить и в интервалы между поездами длительностью не менее 15 мин без закрытия перегона, но с выдачей предупреждений поездным бригадам о бдительности и ограждением места работ сигналами остановки.
При взрывных работах без закрытия перегона необходимо обязательно установить телефонную связь с дежурным по станции одной из станций, ограничивающих перегон, или с поездным диспетчером.
Взрывные работы должны выполняться в присутствии представителя дистанции пути и связистов, выделяемых дистанцией связи.

Рис. 223. Момент установки опоры контактной сети в котлован

Вопросы для повторения

  1. Какие преимущества имеет взрывной способ образования котлованов под опоры контактной сети?
  2. Какая существует последовательность работ по образованию котлованов взрывным способом?
  3. В зависимости от каких факторов и как определяется вес, заряда для образования котлованов?
  4. Какие должны быть выполнены меры безопасности при взрывных

работах по образованию котлованов для опор контактной сети на действующих железных дорогах?

ГЛАВА ххх
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО ВЗРЫВ