ГЛАВА XXIX
ВЗРЫВНОЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ КОТЛОВАНОВ ПОД ОПОРЫ КОНТАКТНОЙ СЕТИ НА ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
§ 98. Общие сведения
Электрификация действующих железнодорожных линий требует выполнения большого объема земляных работ по устройству котлованов для размещения опор контактной сети. Эту работу можно выполнять вручную, специальными буровыми машинами и взрывным способом.
Копка котлованов вручную очень трудоемка, а в мерзлых и скальных грунтах невыполнима.
Образование котлованов при помощи специальных буровых машин производится:
- «с поля», когда буровая машина располагается за пределами габарита приближения строений;
- «с пути», когда буровая машина располагается в пределах габарита приближения строений.
В первом случае применение буровых машин не всегда возможно из-за отсутствия дорог и подходов к железнодорожному пути; во втором случае для бурения котлованов требуется длительное занятие перегона с прекращением движения поездов.
Взрывной способ образования котлованов лишен указанных недостатков, а при работе в скальных грунтах является единственно возможным, для применения способом.
Взрывные работы по образованию котлованов в скальных грунтах производятся с учетом указаний, приведенных в § 72. Поэтому ниже дается описание взрывного способа образования котлованов для установки консольных опор контактной сети только внескальных и связных грунтах (глинах, суглинках и супесях), разработанного инженером Желдорвзрывпрома Д. А. Бочкаревым. Котлованы должны иметь глубину от 3,0 до 4,0 м и диаметр от 0,6 до 0,8 м.
§ 99. Взрывной способ образования котлованов под опоры контактной сети
Подготовительные и взрывные работы по образованию котлованов производятся в такой последовательности:
- в пределах контуров котлованов устраиваются приямки;
- по оси котлованов забуривают шпуры;
- производится заряжание и взрывание зарядов в шпурах. Приямки необходимы для уменьшения разрушения поверхности
мерзлого грунта вокруг котлована и уменьшения осыпей рыхлого грунта внутрь шпура во время бурения и заряжания, а также внутрь котлована после взрыва. В зимнее время приямок устраивают на глубину мерзлого слоя грунта, а в теплое время года — на глубину, равную мощности несвязного (сыпучего) слоя грунта, но не менее 0,5 м. Ориентировочные размеры приямка показаны на рис. 219. При наличии плотного дернового покрова приямки в летнее время не устраивают.
Шпуры диаметром 50—70 мм бурят строго вертикально по оси котлованов глубиной на 5—10% превышающей заданную глубину котлована. Перед заряжанием шпуры должны быть проверены на всю глубину забойником, имеющим диаметр на 10—20 мм больше диаметра заряда. При сужении шпура, которое может стать препятствием к свободному опусканию заряда взрывчатого вещества, шпур расширяют взрывом нитки детонирующего шнура, опускаемой в него на металлическом стержне.
В качестве ВВ для образования котлованов разрешается применять только аммониты. Заряжание шпуров заключается в размещении в них рассредоточенных зарядов из 12—14 патронов 1 амонита, прикрепленных плотно по длине к нитке детонирующего шнура 3 (рис. 220). Нижний патрон заряда опускают до основания шпура, а верхний — на расстоянии 100—150 мм от устья шпура. Заряд взрывчатого вещества закрепляют шпагатом к деревянной перекладине 2, размещаемой над устьем шпура. Забойка шпуров не производится. В обводненных шпурах гидроизолированные патроны ВВ вместе с детонирующим шнуром прикрепляют к металлическому стержню диаметром 8—10 мм. Это делают для того, чтобы предотвратить возможное сближение патронов взрывчатых веществ при опускании заряда в шпур. Размеры и вес патронов взрывчатых веществ, а также их расположение в шпуре в зависимости от различных грунтов и условий работ даны в табл. 49.
Рис. 220. Схема размещения патронов взрывчатых веществ в шпуре:
Рис. 219. Устройство приямков: а — в выемке; б — на насыпи; в — на нулевом месте
а — разрез заряженного шпура; б — прикрепление патрона ВВ к ДШ; 1 —патроны ВВ; 2— деревянная перекладина; 3 — детонирующий шнур; 4 — электродетонатор; В — шпагат
Таблица 49
Таблица размеров и веса патронов В В для образования котлованов в зависимости от различных грунтов и условий работ
Приведенные в табл. 49 расчетное параметры должны уточняться в конкретных грунтовых условиях на основе данных пробных взрывов, причем изменение веса заряда следует делать путем изменения расстояний между патронами ВВ. Взрыв заряда взрывчатого вещества производится при помощи электродетонатора, предварительно прикрепленного к концу отрезка детонирующего шнура, выведенного на поверхность. Введение электродетонатора или капсюля детонатора в шпур запрещается.
Рис. 221. Момент взрыва для образования котлована под опору контактной сети
Опасную зону при взрывании в талых грунтах, не содержащих каменистых включений, устанавливают: для людей — не менее 100 м, для механизмов — 25 м. При взрывании в мерзлых грунтах или при наличии в грунтах каменистых включений опасную зону устанавливают: для людей — не менее 200 м, для механизмов— 100 м. Взрывные работы (рис. 221) по образованию котлованов, как правило, должны производиться в светлое время суток. Вид котлована, образованного взрывом, показан на рис. 222.
Рис. 222. Котлован под опору контактной сети, образованный взрывным способом
Все подготовительные и взрывные работы по образованию котлованов должны производиться на основании предварительно разработанного графика работ, согласованного с управлением дороги. В этом графике следует предусматривать возможно меньший промежуток времени между производством взрывов по образованию котлованов и установкой опор. Во всех случаях указанный разрыв не должен превышать одних суток. Момент установки опоры контактной сети в котлован, образованный взрывом, показан на рис. 223.
Бурение шпуров, заряжание и монтаж взрывной сети до установки инициаторов (капсюля или электродетонатора) производится без закрытия перегонов и без перерыва организованного движения поездов. Установку инициаторов и взрывание зарядов для образования котлованов при интервалах между поездами длительностью менее 15 мин допускается производить в предоставляемое «окно» с закрытием перегона для движения поездов. Эти же работы разрешается производить и в интервалы между поездами длительностью не менее 15 мин без закрытия перегона, но с выдачей предупреждений поездным бригадам о бдительности и ограждением места работ сигналами остановки.
При взрывных работах без закрытия перегона необходимо обязательно установить телефонную связь с дежурным по станции одной из станций, ограничивающих перегон, или с поездным диспетчером.
Взрывные работы должны выполняться в присутствии представителя дистанции пути и связистов, выделяемых дистанцией связи.
Рис. 223. Момент установки опоры контактной сети в котлован
Вопросы для повторения
- Какие преимущества имеет взрывной способ образования котлованов под опоры контактной сети?
- Какая существует последовательность работ по образованию котлованов взрывным способом?
- В зависимости от каких факторов и как определяется вес, заряда для образования котлованов?
- Какие должны быть выполнены меры безопасности при взрывных
работах по образованию котлованов для опор контактной сети на действующих железных дорогах?
ГЛАВА ххх
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО ВЗРЫВ