Содержание материала

Взрывные работы на жд строительстве - обложка

Яков Хаимович Эстеров, Лидия Васильевна Дзасохова
ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Утверждено
Управлением кадров и учебных заведений Министерства транспортного строительства СССР в качестве учебника для технических школ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Москва 1960
В книге описываются способы производства взрывных работ на железнодорожном строительстве и карьерах, приводятся краткие сведения о взрывчатых материалах, методах расчета зарядов и электровзрывных сетей, рассматриваются специальные виды взрывных работ при уширении скальных выемок, посадке насыпей на дно болот, образовании котлованов под опоры контактной сети и защите искусственных сооружений во время ледохода.
Книга утверждена Управлением кадров и учебных заведений Министерства транспортного строительства СССР в качестве учебника для технических школ, осуществляющих подготовку горных мастеров с правом ответственного руководства взрывными работами на открытых горных разработках. Книга может служить пособием для инженерно-технических работников, связанных с производством взрывных работ на железнодорожном строительстве.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В нашей стране, в соответствии с решениями XXI съезда КПСС, успешно осуществляется коренная техническая реконструкция основных видов транспорта.
На железных дорогах внедряется новая техника, широким фронтом ведется их электрификация, строятся новые линии и вторые пути.                                                                                                                        
В разнообразном комплексе работ по транспортному строительству важную роль играет взрывной способ их производства, позволяющий значительно облегчить труд рабочих и повысить его производительность. Взрывной способ широко применяется при разработке новых и расширении существующих железнодорожных выемок, добыче камня и производстве щебня, зачистке скальных откосов, при устройстве котлованов для установки опор контактной сети, корчевке пней, разрыхлении льда, мерзлого грунта и др. Только на строительстве железных дорог Моинты — Чу, Магнитогорск — Белорецк, Сталинск — Абакан было разработано при помощи взрывного способа более 6,5 млн. м3, а на строящейся в настоящее время железнодорожной линии Абакан — Тайшет более 5 млн. м3 скальных пород. Организациями треста «Желдорвзрывпром» на железнодорожном строительстве и карьерах только в 1958 г. посредством взрыва всего было разработано около 19 млн. м3 горных пород.     
В связи с непрерывным ростом объемов и совершенствованием технологии буровзрывных работ, внедрением новой техники, новых взрывчатых веществ и средств взрывания, а также в связи с необходимостью дальнейшего повышения производительности труда вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров — взрывников и мастеров взрывного дела — приобретает важное значение.
Настоящий учебник написан в соответствии с программой подготовки мастеров взрывного дела для предприятий Министерства транспортного строительства, ведущих открытые горные работы, и может быть использован также производственниками при изучении вопросов взрывных работ.     .
Успешное выполнение взрывных работ возможно только при знании геологического строения и свойств пород, в которых они производятся, а также свойств и особенностей применяемых взрывчатых веществ и средств взрывания. Указанные вопросы кратко рассматриваются в первом и втором разделах книги.
Изложение теории действия взрыва в однородной среде, общие правила ведения взрывных работ и способы взрывания освещены в третьем и четвертом разделах учебника. В четвертом разделе особое внимание уделяется описанию наиболее распространенного электрического способа взрывания; приводятся сведения об источниках тока, различных контрольно-измерительных приборах и проводах, применяемых для электровзрывания.
Пятый раздел книги включает описание существующих методов производства взрывных работ, применяемых на карьерах строительных материалов, при разработке железнодорожных выемок и полувыемок (метод шпуровых, скважинных, котловых, камерных и наружных зарядов). При написании этого раздела учтен большой опыт Союзвзрывпрома и Желдорвзрывпрома.
В шестом разделе учебника излагаются основные положения по производству взрывных работ при уширении скальных выемок под второй путь, предупреждении обвалов с откосов полувыемок и крутых косогоров, посадке железнодорожных насыпей на минеральное дно болот, корчевке пней и валке деревьев, образовании котлованов под опоры контактной сети и защите искусственных сооружений во время ледохода. В этом же разделе приводятся сведения о технической документации, обязательной при производстве взрыва.
Я. X. Эстеровым написаны: §1—4 и § 6 раздела первого, разделы третий, четвертый, пятый и главы XXIV—XXVII, XXIX и XXX раздела шестого;
Л. В. Дзасоховой написаны: § 5 раздела первого, раздел второй и глава XXVIII раздела шестого.
Авторы выражают благодарность инж. Л. А. Попоротскому, Д. А. Бочкареву, преподавательскому коллективу Елецкой технической школы треста «Желдорвзрывпром» за ценные замечания и советы, которые учтены при окончательной обработке рукописи, и А. Г. Олейникову за оказанную помощь в оформлении графического материала к учебнику.