Содержание материала

ГЛАВА XXVIII
ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ЛЕДОХОДА

§ 92. Общие сведения

Взрывание льда производится для защиты мостов, каменных труб, земляного полотна и других сооружений от повреждений при массовом движении льда как на действующих, так и на вновь строящихся железнодорожных линиях.
Весенний ледоход представляет собой большую угрозу для всевозможных искусственных сооружений железных дорог и особенно мостов. Это объясняется тем, что намерзший в зимний период леД крепко обхватывает опоры мостов и при поднятии уровня воды в реке перед подвижкой льда может приподнять опору из гнезда. Кроме того, лед при своем массовом движении создает большое горизонтально направленное давление на опоры мостов и другие сооружения.
Ледоход имеет две характерные стадии: 1) за несколько дней до подвижки льда вода в реке быстро прибывает, образуются полыньи, лед на реке поднимается и 2) движение льда вниз по реке — ледоход. Поэтому и работы по защите сооружений разбиваются на два периода: 1) работы, выполняемые до подвижки льда, и 2) работы во время ледохода.
До подвижки льда производятся следующие работы:

  1. околка льда у опор, ледорезов, труб и т. п.;
  2. устройство полыньи (майн) перед мостом и ниже моста для свободного пропуска льда;
  3. раздробление льда в стесненных местах русла реки, на поворотах, у отмелей и в водоемах, находящихся недалеко от сооружения, ликвидация донного льда;
  4. удаление всевозможных искусственных препятствий в виде вмерзших в лед барж, плотов леса, бревен и т. д.

В период ледохода производятся следующие работы:

  1. пропуск льда под мостом;
  2. наблюдение и принятие необходимых мер для предотвращения образования затора льда, а при возникновении затора — немедленная ликвидация его;
  3. разбивка появляющихся больших полей льда, вызывающих образование затора.

Для взрывных работ на каждый защищаемый объект за 10 дней до предполагаемого начала ледохода направляется команда взрывников и подсобных рабочих.
Начальником команды назначается лицо, имеющее право руководства взрывными работами, или, при небольших объектах, взрывник, имеющий стаж взрывных работ по пропуску ледохода не менее двух лет.
Команда оснащается необходимым инвентарем и инструментами: лодками, досками, баграми, шестами, пешнями, ломами, сачками, веревками, мешками, спасательными поясами и кругами, сигнальными фонарями, сигнальными флажками и средствами первой помощи.
Взрывчатый материал приобретается, хранится и перевозится согласно единым правилам безопасности.
Перевозка взрывчатых материалов на прицепах к автодрезинам и мотовозам производится с соблюдением следующих правил:

  1. взрывчатые вещества укладывают плотно, покрывают брезентом и прочно укрепляют веревками;
  2. ящики с детонаторами укладывают плашмя и не более чем в два ряда с прокладками по дну и между ящиками войлока или резины толщиной не менее 3 см;
  3. совместная перевозка детонаторов с взрывчатыми веществами допускается на одном прицепе в том случае, если количество ВВ составляет не более 500 кг, а количество детонаторов не более 500 шт. В этом случае детонаторы должны быть помещены возможно дальше от ВВ. Ящики с огнепроводным шнуром и пеньковым фитилем необходимо помещать между ящиками с детонаторами и ящиками с ВВ. При перевозке детонаторов отдельными коробками их следует плотно укладывать в закрывающийся ящик с мягкой войлочной прокладкой так, чтобы не было смещения коробок внутри ящика во время транспортировки;
  4. запрещается перевозка вместе с  взрывчатыми материалами каких бы то ни было других материалов, инструмента, пассажиров и т. п.;
  5. во время движения ответственный за перевозку ВМ находится на мотовозе или автодрезине, а охрана — на прицепе;
  6. автодрезина, мотовоз и прицеп должны быть вполне исправными, иметь искрогасители, инструмент и запасные части, необходимые для мелкого ремонта, выхлопная труба от двигателя должна быть направлена вниз, к земле;
  7. на прицепе для перевозки ВМ должно быть два огнетушителя с незамерзающими зарядами;
  8. мотористов и лиц, сопровождающих ВМ, необходимо проинструктировать об особенностях взрывчатых грузов, о порядке перевозки, погрузки и выгрузки ВМ. Инструктаж проводит лицо, ответственное за перевозку ВМ.

Для хранения ВМ у объектов производства взрывных работ дистанциям пути или строительным участкам необходимо иметь кратковременные расходные склады ВМ, подготовленные к эксплуатации согласно требованиям правил безопасности.
Помещения для кратковременных складов ВМ у мостов следует устраивать в местах возвышенных и сухих. Эти помещения могут быть дощатыми, глинобитными, земляными и т. п. Разрешается использовать под кратковременные склады ВМ нежилые строения, сараи, землянки и другие помещения для совместного хранения в них не более 3 т ВВ и 10 000 детонаторов с соответствующим количеством огнепроводного шнура.
Помещения для кратковременного хранения ВМ должны быть удалены от жилых мест и построек, от дорог, железнодорожных путей и от мест взрывных работ по раздроблению льда на расстояние не менее 200 м.
Эксплуатация кратковременных складов ВМ разрешается после получения предприятием соответствующего письменного разрешения органов милиции и Государственной горнотехнической инспекции.
Порядок хранения учета и выдачи ВМ из складов должен строго соответствовать требованиям Единых правил безопасности при взрывных работах.
Развозка взрывчатых материалов по расходным (приобъектным) складам осуществляется силами и средствами служб и дистанций пути соответствующих дорог и должна быть закончена за 10 дней до начала ледохода. Перевозка производится под наблюдением работников организации, ведущей взрывные работы.
Перед началом взрывных работ начальник команды должен обследовать участок реки вверх и вниз по течению от моста.
При обследовании участка реки выясняются: максимальный подъем воды при весеннем ледоходе; места возможного образования заторов; примерные сроки начала ледохода; толщина льда; наличие донного льда (площадь донного льда обозначают по верхнему льду вешками); глубина реки в местах взрывных работ; наличие водоемов, расположенных ' в пределах 5 км выше моста; состояние охраняемого объекта; необходимые места расположения постов наблюдения.
На основании обследования составляется график производства работ, уточняется потребность в материалах, инструментах, рабочей силе.
Период до начала подвижки льда используется командой на составление необходимых расчетов, подготовку взрывчатых веществ, инвентаря и инструментов. В этот период проводятся также необходимые взрывные работы.

Вопросы для повторения

  1. В чем заключается опасность весеннего ледохода для искусственных сооружений железных дорог?
  2. Чем должна оснащаться команда взрывников, направляемая на защищаемый объект?
  3. Расскажите о правилах перевозки ВМ для производства взрывных работ по ледоборьбе.
  4. Каким условиям должны удовлетворять места хранения ВМ у объектов работ?

§ 93. Подготовка взрывчатых веществ и средств взрывания при рыхлении льда

При взрывании льда заряды ВВ опускают под лед в воду, поэтому они не должны терять взрывчатых свойств при пребывании в воде. 

Для рыхления льда могут быть использованы стандартные заряды заводского изготовления или заряды, изготовляемые на месте работ.
Гигроскопичные взрывчатые вещества заключаются в матерчатую оболочку (мешки), битуминизированную крафтцеллюлозную бумагу или стеклянную посуду. Матерчатые оболочки пропитывают водонепроницаемой смесью. Для придания этой смеси большей эластичности иногда добавляют к ней животный жир или технический вазелин в количестве до 1% по весу от всего состава смеси. Порядок производства изоляции рассмотрен в главе IX.
Перед опусканием изолированного заряда в воду под лед на место вставленной в заряд при его изоляции деревянной палочки вводят зажигательную трубку или электродетонатор. Проводники электродетонатора обязательно должны иметь водонепроницаемую изоляцию. После ввода в заряд зажигательной трубки или электродетонатора место ввода заливают изоляционной смесью, нагретой до температуры не выше 60°С.
При отсутствии капсюлей в металлической оболочке можно применять капсюли в бумажных оболочках, но покрытые изоляционным составом. Изоляционный состав (воск, парафин), нагревают до температуры не выше 40°С.
Стандартные заряды бывают обернуты одним слоем бумаги с заклеенными краями. Местоположение гнезда для детонатора в заряде отмечено на оболочке кружками диаметром 7—8 мм (черной краской). Заряд перевязан шпагатом, концы которого завязаны в петлю для удобства опускания заряда. Петля расположена в верхней части заряда. Снаружи заряд покрыт парафином.
При ледокольных взрывных работах применяют огневой и электрический способ взрывания зарядов взрывчатых веществ. Можно применять также взрывание при помощи ДШ.

Вопросы для повторения

  1. Расскажите о подготовке зарядов взрывчатых веществ к взрыванию подо льдом.
  2. Как готовят и гидроизолируют патроны, предназначенные для боевиков?

§ 94. Порядок опускания зарядов взрывчатого вещества под лед

 При ледокольных взрывных работах заряды необходимо опускать под лед. Для этого во льду проделывают лунки (проруби) ломом или пешней (рис. 215). Если лед очень толстый и ледокольные работы требуется произвести быстро, для образования лунок можно применять накладные заряды. Для этого во льду делают углубление глубиной 20—30 см,з которое помещают заряд весом 0,4— 0,7 кг в зависимости от толщины льда. Сверху заряд плотно прикрывают снегом. Если за один взрыв лунка во льду не получилась, взрывание повторяют.


Рис. 215. Пешня и сачок:
а — пешня; б — сачок для вылавливания раздробленного льда; 1 — металлический наконечник; 2 — деревянная ручка; 3 — петля из ремешка; 4 — сетка из проволоки

При большом объеме работ лунки можно подготовить при помощи пневматических отбойных молотков, что в несколько раз увеличивает производительность труда.
Заряды опускают в воду под лед на шпагате или шесте (рис. 216) необходимой длины. Глубина погружения заряда зависит от толщины и требуемой степени рыхления льда. Глубину погружения заряда определяют по формуле (119). Шест или шпагат прикрепляют к планкам, уложенным поперек лунки. При малых глубинах и скоростях течения воды, если допускается разрушение дна, заряды можно опускать прямо на дно.
Следует учитывать возможность сноса заряда течением воды. Если для взрывания льда применяют заряды незаводского изготовления, то к шесту и шпагату нужно привязывать груз для того, чтобы заряд не всплыл.
По требованию правил безопасности первым к шесту прикрепляют груз, а затем — заряд. После этого вынимают лжекапсюль (деревянную палочку) и вводят зажигательную трубку. Место ввода капсюля в патрон изолируют.
При опускании заряда взрывник должен проследить за погружением заряда на заданную глубину.
При рыхлении льда заряд вначале поджигают, а затем опускают под лед. В особо опасных случаях, например при ликвидации ледяного затора, разбивке отдельно плывущих больших льдин, взрывник должен вначале опустить заряд под лед, а затем поджигать его. Для обеспечения безопасности работ необходимо соблюдать следующие требования:

  1. диаметр лунки должен быть на 10 см больше диаметра заряда;
  2. длина планки, укладываемой поперек лунки, должна быть на 50 см больше диаметра лунки;
  3. перед опусканием заряда лунку надлежит очистить от раздробленного льда. Для этого пользуются сачками (см. рис. 215). Взрывник обязан сам проверить чистоту лунки шестом. 


Рис. 216. Заряды ВВ подо льдом: а —на шпагате; б —на шесте

Необходимо, чтобы куски льда, плавающие на некоторой глубине, не ударили заряд при опускании его под лед в воду;

  1. битый лед, получившийся при образовании лунки, надо укладывать с одной стороны лунок, чтобы не создавать препятствия движению взрывника при поджигании зарядов.

Вопросы для повторения

  1. Как производится опускание зарядов взрывчатых веществ под лед?
  2. Какие основные правила безопасности должны соблюдаться при опускании зарядов взрывчатых веществ под лед?