§ 23. Перевозка взрывчатых материалов железнодорожным транспортом
По железным дорогам разрешается перевозить ВМ только в крытых исправных вагонах. Вагоны с грузом ВМ должны иметь отличительные знаки в виде плаката «Опасно», наклеенного с двух сторон вагона.
Лицам, сопровождающим вагоны с взрывчатыми материалами, надлежит находиться в одном из ближайших вагонов поезда и следить за состоянием вагонов с грузом. Снимать пломбы и замки необходимо в присутствии лиц, ответственных за хранение ВМ в пути.
Если будут обнаружены недостача или повреждения тары ВМ, присутствующими составляется акт по установленной форме. Груз в поврежденной таре относят в сторону на 100 м и обязательно перекладывают в целую тару.
На станциях стоянка вагонов, груженных ВМ, допускается не ближе 100 м от производственных и жилых строений и 50 м от главных станционных путей. Стоянку необходимо ограждать сигналами (красные фонари, красные флаги).
При невозможности по каким-либо причинам выдержать указанные расстояния нужно в обязательном порядке выставить посты наблюдения. Вагоны с взрывчатыми материалами вне поезда должны быть сцеплены, заторможены, подклинены и ограждены переносными сигналами. Перекатка вагонов с взрывчатыми материалами вручную запрещается.
Если по пути следования на промежуточных станциях будет производиться частичная разгрузка, каждую разгружаемую часть партии ВМ необходимо укрепить отдельно от других, чтобы при выдаче остающаяся часть не сдвигалась с места.
Не допускается хождение по таре с взрывчатыми материалами, поэтому при загрузке в вагон ящиков или мешков следует соблюдать определенный порядок укладки их.
Выгруженные ВМ можно хранить или в отдельном от других грузов помещении или не ближе 25 м от железнодорожных путей за границами станции при круглосуточной вооруженной охране. ВМ надлежит укладывать на подкладки и укрывать брезентом.
При необходимости перевозки ВМ в железнодорожных вагонах ручной кладью должно быть получено специальное разрешение милиции. Указанные перевозки производятся согласно инструкции МПС.
Ответственными за перевозку могут быть назначены лица, имеющие право руководства взрывными работами, «Единую книжку взрывника», и заведующие складами ВМ. Ответственное лицо обязано поставить в известность начальника поезда о перевозимом им грузе.
При продолжительности перевозки более 12 ч. груз должен сопровождаться не менее чем двумя человеками. В случае возникновения опасности ответственное за перевозку лицо обязано принять все меры предосторожности.
Вопросы для повторения
- Какие требования предъявляются к железнодорожным вагонам для перевозки ВМ?
- Как надо укладывать ВМ в вагонах?
- Расскажите о правилах, которые должны соблюдаться при перевозке ВМ в железнодорожных вагонах ручной кладью?
§ 24. Перевозка взрывчатых материалов автомобильным и гужевым транспортом, вьюками и в лодках
Транспорт с взрывчатыми материалами должен иметь отличительные знаки, установленные впереди и сзади в виде красных флажков, отражателей и др. Ответственное за перевозку ВМ лицо во время движения транспорта должно находиться в кабине первой машины.
Лица, ответственные за перевозку ВМ, могут совмещать обязанности по охране последних при соответствующем оформлении документов в местных органах милиции.
Останавливаться для отдыха в пути транспорту с взрывчатыми материалами разрешается не ближе чем на расстоянии 100 м от дороги и 200 м от жилых строений. Если съезд с дороги затруднен, разрешается останавливаться у обочин дороги не ближе чем на расстоянии 200 м от населенных пунктов. На ночлег транспорт с взрывчатыми материалами может заезжать в пределы запретной зоны склада взрывчатых материалов. В гаражах и конюшнях стоянка автомашин и подвод с грузом ВМ запрещаются. Шоферам и возчикам запрещается оставлять груженые машины и повозки без разрешения ответственного за перевозку.
Если транспорт с взрывчатыми материалами будет застигнут в пути грозой, то он должен быть остановлен на открытой поляне на расстоянии не ближе 200 м от дороги и жилья. Машины и повозки следует расставить одну от другой на расстояние 50 м. Моторы машин должны быть выключены, животные распряжены и отведены, люди удалены не менее чем на расстояние 200 м. В обязательном порядке выставляется необходимая охрана и предупредительные знаки.
При переправах на паромах грузы с взрывчатыми материалами перевозят в первую очередь и отдельно от других грузов и пассажиров.
Скорость движения транспорта зависит от видимости дороги и сорта перевозимого ΒМ.
При перевозке аммонитов, тротила, детонирующего шнура, огнепроводного шнура гужевой и вьючный транспорт может двигаться рысью, а автомашины — на полной скорости по общим правилам автомобильного движения.
При перевозке всех других взрывчатых веществ и СВ скорость движения автомашин при хорошей видимости допускается до 20 км/ч, при перевозках в пыли, тумане, пурге — до 10 км/ч.
Гужевой и вьючный транспорт должен двигаться шагом.
Расстояние между отдельными автомашинами и животными принимается согласно правилам безопасности:
При движении по ровной дороге и во время остановки:
для вьючных животных 10 м
» повозок . 20 »
» автомобилей ... 50. »
При спуске с горы и подъеме на гору:
для вьючных животных .. 50 м
» повозок .. 100. »
» автомобилей .. 300 »
Если в пути следования произошли поломки машины или подводы и возможно произвести исправление их на месте, то груз ВМ с машины или повозки на время ремонта обязательно снимают и относят на расстояние 100 м. При невозможности исправления транспортных средств своими силами груз ВМ перекладывают разными частями на другие машины или подводы.
Автомобиль, предназначенный для перевозки ВМ, должен быть совершенно исправным, не иметь щелей ни в дне, ни в стенках. Его необходимо очистить от мусора и снабдить средствами против скольжения и обязательно двумя огнетушителями и глушителями, оборудованными искроуловителями.
Перед выездом из гаража в путевом листе машины заведующий гаражом или лицо, его заменяющее, обязаны сделать надпись «Автомобиль проверен, вполне исправен и пригоден для перевозки взрывчатых грузов». При отсутствии такой надписи выдача взрывчатых материалов со склада для перевозки их на машине запрещается.
Загрузка автомашины аммонитом, ДШ и ОШ допускается на ее полную грузоподъемность. При перевозке динамитов, детонаторов и порохов загружать машину разрешается не более чем на 2/3 ее грузоподъемности. Повозки при транспортировке детонаторов и динамитов (I и IV групп) должны иметь рессоры, а сани — мягкую подстилку. Лошадей выбирают здоровых и сильных. Возчики должны быть хорошо проинструктированы. Одноконную повозку при перевозке аммонитов, тротила, детонирующего шнура можно загружать до 500 кг, пароконную до 800 кг. В случае перевозки детонаторов, порохов или динамитов загрузка может соответственно составлять: для одноконной — 300 кг и пароконной — 500 кг.
При перевозках на лодках ВМ должны находиться в заводской упаковке или в запирающихся на замок деревянных ларях, плотно покрываться брезентом и прочно увязываться. Детонаторы в количестве более 500 шт. перевозятся на отдельной лодке. Порядок размещения ВМ при совместной перевозке ВВ и СВ принимается согласно общим правилам. Транспорт с взрывчатыми материалами следует по определенному маршруту, изменять который ответственное лицо может только в исключительных случаях (пожар, половодье и т. п.).
Вопросы для повторения
- Какие требования правил безопасности следует соблюдать при перевозке взрывчатых материалов автомобильным и гужевым транспортом?
- Какая допускается скорость движения транспорта с грузом взрывчатых материалов?
- Какова допустимая загрузка автомашины и повозок при перевозке взрывчатых материалов?
§ 25. Переноска взрывчатых материалов от склада к месту работ
Переносить взрывчатые материалык месту работ могут взрывники и проинструктированные рабочие без охраны, но под обязательным наблюдением взрывника. Время для переноски ВМ не должно совпадать с общим движением рабочих с работы или на работу.
Взрывчатые материалы надлежит переносить в заводской упаковке или в специальных сумках. Рассыпные аммониты разрешается переносить в оцинкованных ведрах с крышками.
При переноске следует исключать всякие возможности просыпания или выпадания ВМ. Взрывчатые вещества и средства взрывания должны переноситься раздельно. Сумки для переноски детонаторов снабжаются внутри мягкой прокладкой. Категорически запрещается переносить детонаторы в карманах одежды. Норма нагрузки при переноске только ВВ без СВ — до 20 кг на одного взрывника. Если переносятся ВВ и детонаторы, указанную норму снижают до 10 кг.
При удобном пути и расстоянии не более 200 м допускается переноска ВВ в заводской упаковке весом до 40 кг.
Не разрешается заходить с переносимым грузом в какие-либо помещения. Скопления людей и препятствия на пути должны обходиться. Если ВМ переносится несколькими людьми, расстояние между ними должно быть 10 м. Взрывник обязан идти последним.
При спуске ВМ в забой шурфа или камеры необходимо соблюдать следующие условия:
- спуск ВМ производится под непосредственным наблюдением старшего взрывника в бадье или на специальной площадке;
- управлять воротком надлежит обязательно двум воротовщикам;
- скорость движения бадьи с взрывчатыми материалами принимается не более 1 м/сек·,
- вес груза взрывчатых материалов не должен превышать 50% грузоподъемности подъемного механизма. Подъемные установки оборудуются сигнальными устройствами, тормозами, предохранительным затвором;
- взрывчатые вещества и средства взрывания спускают раздельно.
Ни в коем случае не разрешается сбрасывать ВМ в шурф. При решении вопросов транспортирования ВМ следует руководствоваться Едиными правилами безопасности при взрывных работах.
Вопросы для повторения
- Кто имеет право переносить ВМ к месту работ?
- Допускается ли совместная переноска ВВ и СВ?
- Какая допускается норма нагрузки на одного человека при переноске ВВ или СВ и в какой таре разрешается переносить ВМ?
- Расскажите о правилах безопасности, которые необходимо соблюдать при спуске ВМ в забой шурфа или камеру.