Содержание материала

глава XXV
ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОБВАЛОВ С ОТКОСОВ ПОЛУВЫЕМОК и КРУТЫХ КОСОГОРОВ

§ 80. Общие сведения

Доработка и зачистка откосов полувыемок после массовых взрывов при строительстве новых железнодорожных линий на крутокосогорных скальных участках, а также текущее содержание крутых скальных откосов полувыемок на действующих железнодорожных магистралях требуют выполнения большого объема следующих взрывных работ (рис. 184):

  1. рыхления оставшихся в пределах проектного очертания поперечного профиля полувыемок неразрыхленных массивов скального грунта;
  2. рыхления нависших в виде козырьков скальных массивов за пределами проектного очертания полувыемок;
  3. взрывания отдельных угрожающих обвалом камней на всем протяжении скальных откосов.


Рис. 184. Взрывные работы по доработке скального откоса полувыемки после массового взрыва:
1 — контур откоса после массового взрыва; 2 — участок скального откоса, подлежащий доработке до проектного профиля полувыемки; 3 — «козырек», образовавшийся после массового взрыва и подлежащий ликвидации (удалению за пределы проектного профиля полувыемки); 4 — участок скального косогора, угрожающий обвалом                                

Кррме взрывных работ, выполняются также работы по перемещению взорванного грунта к основанию косогора за пределы поперечного профиля полувыемки.
Работы по бурению, взрыванию и перемещению взорванного грунта при зачистке откосов полувыемок и косогоров производятся в основном вручную. Это увеличивает трудоемкость и продолжительность работ. Необходимость производства указанных работ вручную объясняется большой крутизной откосов и косогоров, а также отсутствием чаще всего дорог или подходов к месту работ, затрудняющим доставку компрессоров и монтаж воздухопроводной сети, а также не позволяющим широко применить механическое бурение. По этой же причине обычно не удается применить средства для механической уборки взорванной породы. Рабочие вынуждены тратить большое количество времени на подъемы и спуски по крутым скалам, подъем взрывчатых веществ, подъем и спуск инструментов. Кроме этого, они работают на большой высоте (иногда и на весу) с обязательной привязью. Такие условия работы по сравнению с нормальными приводят к значительному снижению производительности труда.
По требованиям безопасности производства работ не представляется возможным организовать последние широким фронтом и в несколько ярусов. Кроме этого, затрудняется организация беспростойной работы взрывников и других рабочих на участках, расположенных над действующей железнодорожной линией, так как взрывные и другие работы возможны только во время закрытия перегона. Весьма трудоемкими являются работы по защите верхнего строения железнодорожного пути от повреждения породой, падающей с откосов и косогоров после взрывов, а также работы по уборке и вывозке этой породы в отвал.
Опыт Желдорвзрывпрома по строительству железнодорожных линий в условиях крутокосогорной местности, по содержанию крутых скальных откосов, полувыемок и косогоров на действующих железнодорожных магистралях показал, что для успешного их проведения требуется:

  1. знание опасностей, связанных с работой в горах;
  2. правильный выбор способа и метода производства взрывных работ;
  3. достаточно полное оснащение рабочих специальной одеждой и скалолазным снаряжением;
  4. хорошо налаженная учеба приемам самостраховки, страховки спутника и скалолазания;
  5. четкая увязка взрывных и других работ с графиком движения поездов;
  6. хорошо налаженная работа по защите верхнего строения пути от ^повреждения взрывами, а также быстрая уборка породы и защитных устройств с рельсового пути.

Вопросы для повторения

  1. Какие взрывные работы выполняются при доработке и зачистке откосов полувыемок после массовых взрывов и в период эксплуатации железнодорожной линии?
  2. Особенности взрывных работ в условиях крутых скальных откосов.
  3. Назовите главнейшие условия, от которых зависит успешная безаварийная работа в условиях крутокосогорной местности.

§ 81. Опасности, связанные с работой в горах

Буровзрывные работы в условиях крутых скальных откосов опасны и трудны. После массовых взрывов на откосах остаются отдельные куски горной породы, которые грозят обвалом. Более частое падение камней на этих участках замечается в период сильных ветров и дождей. Камнепад также возможен на некоторых участках косогоров, расположенных выше проектного очертания полувыемок; он усиливается обычно в весеннее и осеннее время. Это объясняется многократным таянием и замерзанием талых вод, попавших в трещины, что приводит к откалыванию отдельных камней и падению их вниз по косогору.
Во время дождя травянистые и скальные откосы становятся скользкими и опасными для передвижения. В зимнее время снег закрывает выступы и зацепки на скалах, делая их скользкими. Тропинки и следы заносятся снегом и выбор пути становится более  сложным. Выпавший снег лежит на склонах рыхлым слоем, поэтому достаточен небольшой толчок, чтобы образовалась лавина, т. е. массовая сдвижка снега по косогору.
Туманы осложняют движение и работу на скальных откосах.
Вопросы для повторения

  1. Охарактеризуйте опасности, связанные с работой в горах.
  2. Назовите главнейшие причины камнепадов в горах.

§ 82. Выбор способа, метода и организации взрывных работ

Способы, методы и организация буровзрывных работ на крутых скальных откосах должны устанавливаться в соответствии со специально разработанным проектом или инструкцией, согласованными с горно-технической инспекцией и заинтересованными ведомствами.
При работе на крутых скальных откосах можно применять электрический способ взрывания или способ взрывания при помощи детонирующего шнура. Этот способ наиболее надежен и безопасен. Трудность отхода в укрытие в условиях гористой местности совершенно исключает возможность применения огневого способа взрывания.
Взрывная станция должна располагаться за пределами опасной зоны или в надежном укрытии выше (с нагорной стороны) места взрывных работ.
Вопрос о выборе метода взрывных работ решается в зависимости от требуемого объема и сроков выполнения работ, возможности организации бурения шпуров, степени и характера разрушения косогора, наличия и интенсивности движения поездов в основании косогора и т. п.
При выборе метода производства взрывных работ следует всегда стремиться к тому, чтобы в результате взрывов не происходило дополнительного разрушения откосов. Для этого заряды должны в каждом отдельном случае рассчитываться и иметь минимальную величину. Там, где это возможно, необходимо избегать выполнения взрывных работ на откосах, а их разработку производить вручную при помощи ломов или длинных шестов с металлическими наконечниками.
Опыт показал, что наиболее целесообразными являются следующие методы взрывных работ:

  1. метод шпуровых зарядов;
  2. метод малых камерных зарядов (рукавов);
  3. метод наружных зарядов.

Метод шпуровых зарядов применяется в том случае, если требуется в короткий период времени выполнить значительный объем взрывных работ, а по условиям местности имеется возможность организовать доставку компрессоров и укладку воздухопроводной сети.
Метод малых камерных зарядов (рукавов) применяется при наличии мягких прослоек или глубоких трещин, которые могут быть использованы для проходки рукавов без производства простреленных работ.
Метод наружных зарядов применяется только в трудно доступных местах, где бурение шпуров или проходка рукавов связаны с большими трудностями. Разбивание больших глыб наружными зарядами должно производиться по частям без применения больших зарядов.
Взрывные работы на откосах следует производить сверху вниз. Перед началом работы необходимо произвести тщательную очистку вышележащего участка косогора от угрожающих падением камней.
Подъем к месту заряжания небольших количеств ВВ может производиться вручную хорошо проинструктированными рабочими в сопровождении взрывника.
Переноска СВ осуществляется лично взрывником в специальной сумке. Детонаторы должны находиться в деревянном прочном пенале. Подъем больших количеств ВВ целесообразно выполнять при помощи лебедок или воротков по лежневой дороге, устроенной из местного материала (см. рис. 168).
Время и количество взрываемых зарядов в каждом отдельном случае определяются руководителем взрывных работ по согласованию, если это необходимо, с заинтересованными организациями.
Руководители работ, взрывники, бурильщики и другие рабочие должны хорошо знать Правила технической эксплуатации и сигнализации железных дорог (если взрывные работы ведутся в районе движения поездов).

Вопросы для повторения

  1. Какие способы и методы взрывных работ рационально применять в условиях крутых скальных откосов?
  2. Порядок работы на крутых скальных откосах.
  3. Как осуществляются подъем к месту заряжания небольших количеств. ВВ и переноска СВ?