Содержание материала

В местах, где возможна задержка льда и образование затора, а также на подходах к таким местам при ледоходе устанавливают посты наблюдения дежурных взрывников.

Рис. 218. Оборудование поста для взрывников на ледорезе
Между постами наблюдения и командным пунктом у моста должна быть обеспечена непрерывная связь. Посты наблюдения обеспечиваются необходимым инвентарем, инструментами, готовыми к употреблению ВВ на случай, если появится необходимость во взрывных работах для обеспечения свободного пропуска льда. На постах должны быть устроены прочные укрытия для взрывника, например щиты с навесом.
Наблюдение ведется в стесненных местах русла рек, на поворотах, у устья впадающих в реку водоемов, у искусственных препятствий движению льда, на мосту и ледорезах (рис. 218).
На мостах заранее устраивают подмости на высоте 1—2 м над уровнем высшего горизонта воды при ледоходе. Небольшие льдины,   задерживающиеся у препятствий, следует проталкивать и направлять к середине русла реки и в пролеты моста баграми и шестами с лодки, с берега, с лестниц и подмостей.

Большие льдины, которые по своим размерам не могут пройти в пролетах моста, надо разбивать взрывами заранее на дальних подходах к опорам моста.
Особого внимания требуют мосты на деревянных опорах. В исключительных случаях, когда к льдинам нельзя подобраться и разбить их заранее, льдины подпускают к мосту и разбивают накладными зарядами. При этом для сохранения опор необходимо соблюдать безопасное расстояние, указанное в табл. 46.
Разбивка больших льдин. Разбивка больших полей льда и отдельно плывущих больших льдин производится взрывниками, встречающими их на расстоянии 3—5 км выше моста (в зависимости от скорости течения).
Лед нужно разбивать так, чтобы образовались сплошные трещины. При наличии таких трещин и дальнейшем своем движении лед разломается на отдельные куски. Заряды располагаются так же, как при рыхлении льда в водоеме, т. е. на расстоянии один от другого
(122).
. Заряды опускают под воду на шестах или шпагате. Если большая льдина (поле) подошла достаточно близко, примерно на расстояние, равное 0,5 км от моста, ее нужно успеть разбить взрывом наружных зарядов.
Накладные заряды располагают по ледяному полю на расстоянии 20—30 м один от другого в зависимости от состояния льдины и веса ВВ в заряде. При огневом взрывании необходимо перед поджиганием зажигательных трубок убедиться в возможности быстрого удаления взрывников на безопасное расстояние. Если этого сделать нельзя, производить взрывание огневым способом запрещается. В табл. 47 приводятся веса зарядов взрывчатых веществ для разбивки льда наружными зарядами.
Таблица 47
Вес зарядов взрывчатых веществ для разбивки льда наружными (накладными) зарядами

На реках с крутыми берегами и быстрым течением во время ледохода при защите мостов рекомендуется применять легкие подвесные

подмости на стальных тросах для бросания с них зарядов с целью взрывания больших движущихся льдин. Такие подвесные мосты обеспечивают безопасность взрывника и устраиваются на расстоянии 0,5—1 км вверх по течению от моста.
В исключительных случаях, когда к большим льдинам нельзя подобраться, их приходится подпускать к мосту, как можно быстрее разбивать зарядами, бросаемыми с берега или даже с моста. Вес заряда, бросаемого с берега, не должен превышать 3 кг, а бросаемого с моста — 1 кг.
Такие заряды могут бросать только начальники команд или взрывники, имеющие двухгодичный стаж работы по взрыванию льда при защите искусственных сооружений.
На одну льдину нельзя бросать одновременно два заряда. Лучше, если бросаемый заряд упадет за льдину (по ее движению), успеет несколько погрузиться в воду и течением будет поднесен под льдину прежде, чем он взорвется. Все это требует, чтобы взрывник, бросающий заряд, имел соответствующий опыт и сноровку в рыхлении льдин этим способом.
Зажигательные трубки для зарядов, бросаемых с берега или моста берут длиной ОШ не менее 15 и не более 25 см. Следовательно, время до взрыва составляет 15—25 сек. Ввиду большой опасности преждевременного или запоздалого взрыва зарядов время горения ОШ должно быть точным. Шнур, идущий для изготовления зажигательных трубок к бросаемым зарядам, обязательно предварительно испытывают на скорость горения. В отличие от обыкновенного испытания шнур для коротких зажигательных трубок бросаемых зарядов испытывают особо. От одного круга шнура длиной 10 м отрезают с каждого конца по 60 см и из середины его отрезок такой же длины. Все три отрезка должны показать точно одно и то же время горения, только при этом условии шнур может быть использован.
Ликвидация ледяных заторов. Место образования заторов известно на основании данных о ледоходах прошлых лет. Заторы наиболее часто образуются в начале ледохода, когда лед идет крупными полями. Если льдины только что стали, их нужно немедленно ликвидировать, так как затор в момент его образования легче и быстрее уничтожается.
Основная задача при ликвидации затора заключается в том, чтобы найти место, сдерживающее затор-«замок». Особенно трудно ликвидировать затор после спада уровенной воды. Иногда бывает трудно ликвидировать затор не только взрывами зарядов, но и бомбометанием.
Ликвидация образовавшегося затора на глубокой реке производится взрывом зарядов взрывчатых веществ, опускаемых в воду на глубину не менее 1,5 м от льда весом от 10 до 30 кг (табл. 48) в зависимости от толщины наслоения льда. Если есть возможность, заряды опускают между льдинами в двух-трех местах (при небольшом заторе) снизу и сверху по течению. Первыми взрываются заряды с низовой стороны. 

При наличии затора большой мощности заряды располагают с низовой стороны его в два-три ряда по два-три заряда в ряду и опускают их как можно глубже в прорубь для получения в заторе канала шириной 10—30 м. Вес заряда берут в зависимости от мощности льда, и ориентировочно он может быть рассчитан по формуле
(123)
Расстояние между зарядами берут равным пятикратной глубине погружения их:
а = 5 W.                                                        (124)
Для того чтобы опустить заряд в воду, иногда приходится при помощи взрыва накладных зарядов проделывать во льду прорубь. Первые заряды опускают в воду у кромки льда.
Если ниже затора находится ледяное поле, то перед разбивкой затора в первую очередь разбивают это поле. В ледяном поле образуют канал — полынью шириной не менее 50 м и длиной не менее ширины реки в месте затора для свободного движения льда при подвижке затора.
Работы по образованию канала в ледяном поле ведутся так же, как и работы по образованию полыньи перед мостом.
При большой ширине затора дробление льдин ведут вдоль берегов или даже вдоль одного прижимного берега. Для ликвидации такого затора требуется произвести несколько десятков, а иногда и несколько сотен взрывов с расходом ВВ, составляющим тонны.
На мелких реках, когда лед, нагромождаясь, доходит до дна, затор ликвидируется взрывами последовательных мощных зарядов взрывчатых веществ, располагаемых посредине затора вдоль течения реки. Заряды весом 20—30 кг помещают в колодцах, пробиваемых во льду накладными зарядами по возможности до дна. Перед опусканием заряда колодцы следует очистить от битого льда. Так как такие колодцы всегда заполнены водой, то забойка их не требуется.
Заряд от заряда располагают на расстоянии двойной глубины их погружения:
a = 2W.                                                        (125)
При устойчивости затора последующие заряды закладывают на место ранее взорванных.

Таблица 48
Веса зарядов взрывчатых веществ для ликвидации заторов

Для ускорения ликвидации заторов заряды ВВ должны быть заготовлены заранее (с разнообразным весом ВВ от 1 до 30 кг), покрыты водонепроницаемым составом и храниться на складе ВМ (без зажигательных трубок).
Взрывные работы на реках, промерзших до дна. На реках, промерзших до дна, в толще льда взрывами образуют воронки и трещины, которые задерживают воду, поступающую от таяния снега, и способствуют ускорению процесса таяния льда.
Заряды ВВ весом 2,5—3 кг помещают в пробуренные во льду скважины. Заряды опускают в скважину на шпагате или шесте. Если воды как забоечного материала в скважине недостаточно, то последнюю забивают снегом и мелким льдом.
При наличии в скважине воды огнепроводный шнур зажигают перед погружением заряда, а при забойке скважины снегом — после окончания забойки. Заряды во льду реки размещают в шахматном порядке. Расстояние между зарядами а принимают по формуле
(126)
где W — линия наименьшего сопротивления.
После окончания взрывных работ по пропуску ледохода начальник взрывной команды и представитель дистанции пути или строительства составляют акт в трех экземплярах. В акте указывается объем выполненных работ, количество израсходованных ВМ, количество затраченных человеко-дней на выполненные работы, места произведенных работ и состояние ограждаемого объекта после пропуска ледохода. Акт составляется на основании данных журнала взрывных работ, табеля на рабочую силу, наряд-путевок и требований на выдачу ВМ и служит основанием для составления акта исполненных работ и производства взаиморасчетов.

Вопросы для повторения

  1. Как производится разбивка больших полей льда?
  2. Расскажите о разбивке зарядами больших отдельно плывущих льдин.
  3. Как производят ликвидацию заторов взрывами зарядов?
  4. В каком порядке ведут взрывные работы в реках, промерзших до дна?