Содержание материала

ГЛАВА VII
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
§ 22. Общие сведения

Взрывчатые вещества и средства взрывания объединяются общим названием взрывчатые материалы и сокращенно обозначаются ВМ.
Транспортирование ВМ является весьма ответственным видом работы. Следует помнить, что ВМ чувствительны к механическим и тепловым воздействиям. При неправильном или неосторожном обращении с ними может произойти взрыв. Поэтому при перевозке или переноске ВМ необходимо соблюдать определенные правила в отношении средств транспортирования, поведения людей и порядка размещения ВМ на транспортных средствах.
Соблюдение правил и неослабный контроль за их выполнением важен для сохранения жизни людей, занятых при перевозке ВМ или работающих вблизи, сохранения транспортных средств и сооружений, находящихся поблизости, а также для обеспечения сохранности качества взрывчатых материалов. Особенно опасна совместная перевозка ВВ и СВ, так как при этом возможность взрыва резко увеличивается.
Перевозка взрывчатых материалов железнодорожным и водным транспортом общесоюзного значения производится по правилам, установленным соответствующими министерствами.
Транспортирование от станции или пристани до склада взрывчатых материалов и от склада до места работ производится средствами предприятия. Разрешается перевозить ВМ в железнодорожных вагонах, в трюмах судов и барж, на лодках, автомашинах, гужевым транспортом, вьюками, ручной кладью. На новостройках железных дорог и при взрывных работах в период ледохода у железнодорожных мостов при соблюдении особых мер предосторожности разрешается перевозить ВМ на прицепах автодрезин мотовозов, автомашин и тракторов, на железнодорожных платформах рабочих поездов. ВМ запрещается транспортировать на плотах, в газогенераторных автомобилях, автобусах и подводах с пассажирами, автосамосвалах. Кроме этого, детонаторы, дымный порох, динамиты нельзя перевозить на прицепах.
При всех видах транспортирования погрузка и выгрузка взрывчатых материалов должны производиться под наблюдением специально назначенного лица в особом отведенном месте, которое надлежит оградить условными сигналами (красными фонарями, флажками и т. п.) и охранять вооруженной охраной. Постоянные места погрузки и выгрузки снабжаются необходимым количеством противопожарных средств. Лица, не занятые на погрузочно-разгрузочных работах, не должны допускаться на площадку.
В ночное и вечернее время погрузка или разгрузка может производиться только при обеспечении достаточного освещения. В качестве источника света допускается электроосвещение, предохранительные бензиновые или рудничные, аккумуляторные лампы, зажигание и тушение которых должно производиться на расстоянии 100 м от места нахождения ВМ.
Тара взрывчатых материалов должна быть исправна и запломбирована. Запрещается перевозить ВМ в нарушенной таре или россыпью. При необходимости перегрузки ВМ в пути необходимо соблюдать правила, указанные выше, для погрузочно-разгрузочных работ.
При применении подъемно-погрузочных приспособлений вес поднимаемых грузов ВМ не должен превышать 50% подъемной силы этих приспособлений.
Перед отправкой транспортных средств под загрузку ВМ они должны быть проверены на полную их исправность и приспособленность для транспортирования ВМ. Средства перевозки не должны иметь посторонних грузов, быть чистыми, иметь противопожарные средства. Водители машин, возчики, грузчики, охрана должны быть хорошо проинструктированы о правилах обращения с  взрывчатыми материалами.
Автомашины, подводы и другие средства транспортирования под погрузку или разгрузку подаются поодиночке, а остальные должны находиться в это время на расстоянии не менее 100 м от места погрузки (разгрузки). Транспортные средства, нагруженные ВМ, нельзя оставлять без присмотра даже на короткое время.
Все ВМ по степени опасности при хранении и перевозке разделяются на группы согласно Единым правилам безопасности при взрывных работах:

  1. Динамиты с содержанием нитроэфиров более 15%, гексоген нефлегматизированный, тетрил.
  2. Аммониты, тротил и сплавы его с другими нитросоединениями, детонирующий шнур, нитроглицериновые с содержанием нитроэфиров не свыше 15%, флегматизированный гексоген.
  3. Пороха дымные и бездымные.
  4. Детонаторы.

Для аммиачно-селитренных взрывчатых веществ, огнепроводного шнура и детонирующего шнура загрузка транспортных средств разрешается до их полной грузоподъемности.
При перевозке динамитов, пороха, детонаторов ящики укладывают плашмя, по высоте не более чем в два ряда, с обязательной прокладкой войлока или другого мягкого материала на дне повозки и между рядами. Ящики не должны выступать по длине и по ширине за край повозки, машины, платформы.


Рис. 25. Совместная перевозка ВВ и СВ на автомашине

Для ВМ I, III и IV групп (динамиты, пороха, детонаторы) разрешается загрузка транспортных средств в пределах не свыше 2/3 грузоподъемности этих средств. Взрывчатые материалы должны укладываться плотно и закрепляться так, чтобы они не могли сдвигаться и сталкиваться во время пути. Для предохранения тары рекомендуется в местах соприкосновения веревок с мягкой упаковкой пользоваться подкладками.
При совместной перевозке ВМ различных групп детонаторы надлежит размещать на передней части подводы, лодки, автомашины (рис. 25) в специальном плотно закрывающемся ящике, обитом изнутри войлоком. Взрывчатые вещества помещают в задней половине транспортных средств и отделяют от ящика с детонаторами огнепроводным шнуром и средствами зажигания.
Совместная перевозка СВ и ВВ очень опасна и по правилам безопасности допускается только в отдельных случаях с разрешения главного инженера или руководителя взрывных работ.

При этом количество ВМ не должно превышать: 1) взрывчатых веществ — 500 кг; детонаторов — 5000 шт.; 3) детонирующего шнура — 500 м; 4) огнепроводного шнура — 4 000 м; 5) тлеющего фитиля, патронов группового зажигания и электровоспламенителей — без ограничения.
Пороха при совместной перевозке должны находиться в заводской укупорке или упаковываться в специальную тару (ящики), исключающую удары и трение. Ящики с порохом необходимо размещать на расстоянии не менее 0,5 м от других ВМ и прочно закреплять их.
Перевозка взрывчатых материалов производится:
со склада одного предприятия на склад другого предприятия различного подчинения, а также со склада на склад одного и того же предприятия, расположенных на территории различных областей, краев, республик — по разрешению соответственно районных, городских, областных, краевых и республиканских учреждений милиции. Разрешение на перевозку выдается милицией на основании свидетельства, полученного предприятием от Госгортехнадзора или Горнотехнической инспекции;
с одного склада на другой, принадлежащий одному и тому же предприятию или тресту в пределах области, края и республики, не имеющих областного деления, — по наряду-накладной, выданной руководителем организации. Разрешение милиции не требуется;
от склада к местам производства взрывных работ — по наряду- путевке, подписанной руководителем, отвечающим за взрывные работы. Разрешение милиции не требуется. -
Свидетельства Госгортехнадзора или Горнотехнической инспекции и разрешения милиции на приобретение и перевозку ВМ выдаются сроком на 6 месяцев. Не использованные в течение указанного срока свидетельство и разрешение теряют силу и должны быть немедленно возвращены выдавшей их организации.

Вопросы для повторения

  1. Какой транспорт разрешается использовать для перевозки взрывчатых материалов?
  2. Почему важно соблюдать определенные правила при транспортировании взрывчатых материалов?
  3. Какие требования правил безопасности должны соблюдаться при погрузке и разгрузке взрывчатых материалов?
  4. На какие группы по степени опасности при хранении и перевозке разделяются взрывчатые материалы?
  5. Расскажите о правилах укладки в транспортные средства взрывчатых материалов.
  6. Какие требования правил безопасности должны соблюдаться при совместной перевозке ВВ и СВ?
  7. Какие документы дают право на перевозку или переноску взрывчатых материалов?