Место взрывных работ на перегоне или станции является препятствием для движения поездов. Это препятствие должно быть ограждено соответствующими сигналами остановки, независимо от того, ожидается поезд или нет.
Руководитель работ на выемке должен иметь телефонную связь с другими объектами взрывных работ на данном перегоне, с начальником работ, дистанциями пути и связи и дежурными смежных станций данного перегона, а на время закрытия перегона для взрыва— прямую телефонную связь с поездным диспетчером, устанавливаемую дорогой.
При производстве работ развернутым фронтом (200 м и более) руководитель работ должен иметь телефонную связь с сигналистами.
До начала взрывных работ начальник дистанции пути по заявке руководителя работ оформляет выдачу предупреждений для вручения машинистам и главным кондукторам поездов о бдительности проследования и допускаемой скорости движения по участку.
Ограждение места взрыва производится следующим образом (рис. 182). Переносный красный сигнал устанавливают посредине участка взрыва, требующего ограждения; на расстоянии 50 м от границ ограждаемого участка по обе стороны его ставят переносные сигналы.
На расстоянии 1 000 м от этих сигналов укладывают по три петарды1 и на расстоянии 200 м от ближайшей к месту взрывных работ петарды в направлении от места работ ставят желтые переносные сигналы уменьшения скорости.
Переносные сигналы уменьшения скорости и петарды должны находиться под охраной сигналистов, стоящих в 20 м от первой петарды в направлении в сторону места взрыва с развернутым красным флагом.
Переносные красные сигналы должны находиться под наблюдением руководителя работ, а при развернутом фронте работ (200 μ и более) переносные красные сигналы границ ограждаемого участка должны находиться под охраной специально выделенных сигналистов с ручным красным сигналом.
На перегонах со скоростью движения грузовых поездов более 70 км/ч на руководящих спусках от 0,006 до 0,010 (на перегонах с руководящим спуском круче 0,010 — независимо от скорости) петарды устанавливают на расстоянии 1 2С0 м от переносных красных сигналов.
1 Петарда — небольшой заряд взрывчатого вещества, применяемый как звуковой сигнал при ограждении препятствия. Петарда взрывается при наезде на нее передних колес локомотива.
Рис. 182. Схема ограждения места взрывных работ: а — на двухпутном участке; б — на однопутном участке
Сигналы на время производства взрывных работ устанавливают в определенной последовательности с соблюдением указанных ниже правил:
- первым устанавливают желтые переносные сигналы справа от пути по ходу поезда на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса на шесте длиной 3 м;
- установив желтые сигналы, сигналисты подходят к месту укладки петард и ожидают распоряжения руководителя работ об укладке последних;
- красный сигнал на пути у места ограждаемого участка взрыва устанавливают по середине колеи на шесте длиной 3 м;
- красные сигналы, располагаемые на расстоянии 50 м от границ ограждаемого участка, устанавливают внутри колеи вплотную к правому рельсу по ходу поезда на шесте длиной 2 м;
- петарды укладывает сигналист в направлении от желтого сигнала к месту взрыва. Первой укладывают петарду, ближнюю к переносному желтому сигналу на правом рельсе (при обращении лицом к месту взрыва), второй — петарду через 20 м на левом рельсе и третьей — еще через 20 м на правом рельсе. После укладки последней петарды сигналист отходит на расстояние 20 м в сторону к месту взрывных работ и стоит с красным развернутым флагом на обочине полотна, охраняя уложенные петарды и установленный переносный желтый сигнал;
- распоряжение об установке красных сигналов и укладке петард дает по телефону лично руководитель работ.
При производстве работ развернутым фронтом (более 200 м) руководитель работ устанавливает красный переносный сигнал посредине места взрывных работ и вызывает по телефону одновременно всех сигналистов. На вызов сигналисты поочередно отвечают, называя свое место и свою фамилию: «Сигналист у петард со стороны станции Медный, Иванов», «Сигналист у красного сигнала со стороны станции Медный, Петров», «Сигналист у красного сигнала со стороны станции Сара, Семенов», «Сигналист у петард со стороны станции Сара, Павлов».
Получив ответ от всех сигналистов, руководитель работ дает распоряжение об установке сигналов остановки: «говорит руководитель работ, начальник механизированной колонны Сидоров. Оградите место работ. Установите красные сигналы и уложите петарды». Сигналисты поочередно повторяют полученное распоряжение и, выполнив его, докладывают об этом руководителю работ: «красный сигнал со стороны станции Медный установлен, сигналист Петров» и т. д. Руководитель работ, приняв доклады от сигналистов, дает разрешение приступать к работам.
Машинист локомотива обязан при подходе к переносному желтому сигналу подать сигнал бдительности и принять немедленные меры к уменьшению скорости, а при подходе к сигналисту с красным ручным сигналом принять меры к немедленной остановке поезда и остановиться, не доезжая до первого по ходу поезда переносного красного сигнала.
При проезде места, где стоит сигналист с красным ручным сигналом, машинист обязан свистком подать сигнал остановки.
Все скальные выемки на время их разработки ограждаются с обеих сторон сигналами «свисток», устанавливаемыми на расстоянии от 500 до 1 200 м от места работ, в зависимости от слышимости, условий производства работ, профиля железнодорожного пути и допускаемой скорости движения поездов.
В период производства работ на выемках необходимо установить постоянное дежурство сигналистов, в обязанность которых входит предупреждение работающих о приближении поезда.
В качестве сигналистов руководитель работ выделяет лиц, выдержавших испытания на знание ПТЭ, правил сигнализации, должностной инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при путевых работах.
Количество сигналистов определяется в зависимости от размеров фронта работ и условий видимости; при плохой видимости помимо основных сигналистов выставляются «повторители».
Запрещается снимать сигналы, ограждающие место производства взрывов до полного окончания работ и проверки состояния пути, соблюдения габарита приближения строений и ликвидации угрозы обрушения породы с какой-либо части откосов выемки, а также без указания руководителя работ, ответственного за безопасность движения поездов на участке работ.
При многоуступной разработке выемки в основании ее устанавливают постоянное дежурство сигналистов и рабочих (не менее двух) для уборки отдельных кусков породы, угрожающих упасть на путь в процессе работы экскаватора. При случайном попадании в зону пути больших кусков породы, которые не могут быть немедленно удалены за пределы габарита приближения строений, место работ надлежит немедленно оградить сигналами остановки по схеме ограждения внезапно возникшего препятствия (рис. 183).
Указания об ограждении пути дает руководитель работ.
Рис. 183. Схема ограждения пути при его внезапном загромождении большими кусками породы
Вопросы для повторения
- Как производится ограждение места взрыва на однопутном и двухпутном участках перегона?
- В какой последовательности устанавливают сигналы остановки на время производства взрывных работ?
- Как производится ограждение места работ при случайном попадании в зону пути больших кусков породы?