§ 84. Самостраховка, страховка спутника и некоторые правила скалолазания
Из опыта спортивного скалолазания, достаточно хорошо обобщенного в современной литературе, установлено, что большинство несчастных случаев при передвижении и работе в горах происходит от незнания или пренебрежения техникой страховки. Поэтому на всех трудных и опасных местах во время передвижения, и в особенности во время работы по бурению шпуров, проходке рукавов и их заряжанию, должна применяться самостраховка и страховка спутника.
Самостраховка — это приемы, применяемые рабочими для обеспечения личной безопасности во время передвижения и работы.
Опыт показал, что лучшим и простейшим приемом самостраховки во время передвижения по крутым откосам является применение «схватывающего» узла (рис. 195). Для этой цели трудные участки пути должны быть оборудованы веревочными перилами. При движении рабочие прикрепляются к этим перилам при помощи «схватывающего» узла, связанного из сложенного вдвое трехметрового отрезка вспомогательной веревки. Один конец вспомогательной веревки завязывают вокруг веревочного перила в виде «схватывающего узла», а второй конец привязывают к грудной обвязке рабочего посредством узла «булинь» (рис. 196). Схема грудной обвязки показана на рис. 197. Она состоит из отрезка веревки диаметром 12— 14 мм, прочно обвязанной вокруг груди рабочего у подмышек. Для того чтобы грудная обвязка не спадала вниз, ее следует укреплять спереди и сзади «подтяжками» из тонкой веревки. Размер грудной обвязки должен соответствовать объему груди рабочего во время вдоха.
Рис. 195. Подъем вдоль веревочного перила и самостраховка посредством «схватывающего» узла
Рис. 196. Узел «булинь»:
I; II; III и IV — последовательность завязывания узла
Рис. 197. Схема грудной обвязки
«Схватывающий» узел легко передвигается по веревке, вокруг которой он обвязан, но при рывке или натяжении узел крепко схватывает веревку, скольжение прекращается и рабочий оказывается прочно привязанным. После прекращения натяжения узел снова ослабевает и легко передвигается рукой вдоль веревки. Перед началом каждой смены веревочные перила должны осматриваться руководителем работ. Для скрепления двух отдельных концов веревки одинаковой толщины применяется прямой узел (рис. 198, а) или ткацкий узел (рис. 198, в). Если одна веревка тоньше другой, применяется прямой узел с двойным переплетом (рис. 198, б). Веревочные перила следует надежно прикреплять к толстым стволам деревьев, прочным скальным выступам, с которых веревка не могла бы соскользнуть.
Рис. 198. Узлы для связывания двух веревок:
а — прямой; б — прямой с двойным переплетом; в — ткацкий
Рис. 199. Закрепление веревки за крюк
Надежное закрепление веревочных перил может быть также достигнуто при помощи забитых в трещины скальной породы крючьев и подвешенных к ним карабинов (рис. 199). Крючья должны быть забиты так, чтобы между их направлением и направлением веревки был острый угол. Карабин навешивают таким образом, чтобы замок его не был прижат веревкой к скале.
Наиболее простым способом самостраховки при работе является прикрепление рабочего посредством вспомогательной веревки, которая одним концом привязывается узлом «булинь» к грудной обвязке, а вторым концом при помощи карабина — к прочно забитому в трещину скалы крюку (рис. 200). Прикрепление второго конца вспомогательной веревки может быть также произведено к стволу дерева, выступу скалы или другому надежному предмету.
При движении или работе на наиболее сложных участках скальных откосов применяется страховка спутника.
Рис. 201. Страховка через плечо
Рис. 200. Самостраховка во время работы
Страховка спутника заключается в том, что рабочие попарно страхуют друг друга при помощи связывающей веревки и двигаются поочередно. При движении одного из рабочих, второй стоит на месте, страхуя первого; затем положение меняется. В таком же порядке осуществляется страховка спутника при работе на одном месте.
Наиболее простыми и надежными приемами страховки спутника являются: страховка через плечо, страховка через поясницу и страховка через опору.
Страховка через плечо (рис. 201) применяется при страховке поднимающегося вверх, опускающегося вниз или работающего ниже рабочего. Страхующий должен придать телу правильное положение, удобно стоять на площадке, а ноги его должны иметь хорошие упоры. Веревка, идущая от страхуемого, удерживается кистью руки, затем проходит вокруг нее, уходит за спину и через другое плечо возвращается на грудь, где удерживается в кулаке другой руки. Конец веревки привязывается к грудной обвязке страхующего.
При страховке через поясницу (рис. 202) страхующий сидит, упираясь ногами в выступ скалы, и удерживает обеими руками веревку, идущую к нему от страхуемого. Веревка обхватывает поясницу страхующего, а конец ее привязывается к его грудной обвязке. Обязательным условием надежности данного способа страховки является наличие достаточно удобной площадки.
Страховка через опору (выступ скалы, ствол дерева и т. п.) (рис. 203) применяется при условии наличия совершенно надежной по прочности опоры, не имеющей острых граней, о которые могло бы произойти истирание веревки. Во всех случаях страхующему надлежит обеспечить надежное и удобное место для себя, устроить самостраховку и только после этого дать сигнал страхуемому начать движение или работу. У страхующего должен остаться запас не менее 2 м свободной веревки.
. Для обеспечения безопасной работы, кроме хорошо организованной самостраховки и страховки спутника, требуется еще овладение основными приемами скалолазания — передвижения в горах и по скальным откосам. При передвижении по скалам необходимо все время сохранять т р и точки опоры. В то время как одна конечность перемещается, все тело удерживается остальными тремя конечностями. Основная нагрузка должна ложиться на ноги. При помощи рук следует поддерживать равновесие. Прежде чем опереться на выступ, необходимо убедиться в его надежности. При передвижении по скалам надлежит использовать углубления, выступы и трещины. Давление ноги должно быть направлено перпендикулярно плоскости опоры. Во время передвижения переносить ногу или руку к новой опоре следует только тогда, когда остальные конечности обеспечивают равновесие всего тела.
Вопросы для повторения
- Что называется самостраховкой и как она производится?
- Что называется страховкой спутника и как она производится?
- Назовите главнейшие правила передвижения по крутым скальным откосам.
§ 85. Ограждение и защита железнодорожного пути при взрывных работах
Если в основании косогора проходит действующий железнодорожный путь, то взрывные работы в этом месте могут производиться в строго определенные часы, согласованные с управлением дороги. Для обеспечения безопасности движения поездов и защиты верхнего строения пути от воздействия взрывов и падающей вниз горной породы требуется:
- оградить место взрывных работ соответствующими сигналами остановки;
- произвести необходимые работы по предотвращению повреждения взрывом верхнего строения пути.
Ограждение сигналами остановки участка взрывных работ производится в соответствии с указаниями, приведенными в § 79. Протяженность места препятствия устанавливают в зависимости от протяжения фронта взрывных работ и радиуса опасной зоны. Защищать железнодорожное полотно от повреждения после взрывов при небольшом объеме работ можно путем укладки на шпалы сплошного настила из бревен диаметром более 20 см. Если в результате взрыва ожидается обрушение большого количества породы, то на этом участке железнодорожный путь необходимо разобрать, а шпалы и рельсы удалить в безопасное место. Упавшие на железнодорожное полотно негабаритные куски породы должны быть разбиты посредством взрывания зарядов электрическим способом. Уборку породы, обрушившейся на железнодорожное полотно, следует производить при помощи машин или, в крайнем случае, вручную. Ручная уборка породы в короткий промежуток времени требует сосредоточения большого количества рабочих.
Время, потребное для защиты железнодорожного полотна от повреждения, производства взрывов, очистки косогора от взорванного грунта, уборки грунта, упавшего на земляное полотно, и восстановления верхнего строения железнодорожного пути необходимо рассчитать заранее. Это время должно быть минимальным. На месте производства работ следует иметь запас аварийных материалов, необходимых для быстрого восстановления железнодорожного пути.
Вопросы для повторения
- Как ограждается место взрывных работ на однопутном и двухпутном участках железнодорожной линии?
- Как защищается железнодорожный путь от повреждения взрывами?
- Как увязывается время производства взрывных работ с графиком движения поездов?