III. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОПОРЫ
Центральная опора является одной из наиболее ответственных частей поворотного круга, так как она несёт на себе, у кругов уравновешенного типа, всю нагрузку от собственного веса фермы и веса поворачиваемого локомотива. У кругов неуравновешенного типа на центральную опору приходится значительная часть веса фермы и локомотива.
Центральная опора является механизмом, на котором происходит поворот фермы круга. От конструкции центральной опоры зависит лёгкость поворота круга и надёжность его работы.
В табл. 6 приведена классификация центральных опор поворотных кругов, наиболее часто встречающихся на железных дорогах СССР.
Центральная спора неуравновешенного поворотного круга диаметром 30 м Брянского завода «Красный Профинтерн» конструкции 1935 г.
Рассматриваемая опора (фиг. 18) состоит из станины 1, нижнего балансира 2, верхнего балансира 3, шарнирного валика 4 между балансирами, опорного бронзового диска 5 и упорного кольца 6.
Стальная станина 1 укрепляется на бетонном фундаменте круга при помощи восьми анкерных болтов 15. Опорная поверхность трения станины проточена и пришабрена по плите и окружена кольцевой канавкой и кольцевым выступом. На этой поверхности сделаны смазочные канавки 8 и 9.
Кольцевая канавка служит для удержания жидкой смазки. Уровень смазки должен быть несколько ниже кольцевого выступа во избежание переливания смазки и загрязнения споры и контролируется он масляным указателем 14.
Спускная трубка 17 служит для спуска масла при промывке опоры.
Нижний балансир представляет собой стальную отливку в виде крышки, накрывающей станину. Нижняя поверхность балансира проточена и пришабрена на плите и образует верхнюю опорную поверхность для бронзового диска. Нижний балансир имеет кольцевой выступ, который входит в кольцевую канавку станины.
Верхняя часть нижнего балансира образует постель для валика 4, соединяющего нижний балансир с верхним. Нижний балансир имеет смазочную трубку 13 для подачи масла к поверхностям трения. Для предохранения внутренних частей опоры от загрязнения служит защитное кольцо 12 из листового железа.
Между проточенными и пришабренными поверхностями нижнего балансира и станины помещён подпятник скользящего трения —
опорный бронзовый диск 5. Верхняя и нижняя поверхности диска пришабрены к соответствующим поверхностям балансира и станины, имеют канавки и отверстия для равномерного распределения смазки. Бронзовый опорный диск работает в масляной ванне, и поэтому износ его незначителен.
Для центровки опорного диска, а также для воспринятая боковых нагрузок при въезде локомотива па круг служит бронзовое упорное кольцо 6.
Верхний балансир представляет собой стальную отливку, укрепляемую болтами к поперечной балке фермы и передающую через валик 4 нагрузку на нижний балансир. Валик обеспечивает возможность некоторого качания верхнего балансира вдоль продольной оси фермы и поперечной балки относительно опоры. Валик 4 разрезан вдоль по вертикальной плоскости и скреплён двумя болтами 11. Разрез шарнирного валика позволяет легче разобрать опору при вывешивании фермы. Кроме того, такое устройство валика позволяет при износе его проложить между его половинками прокладку или восстановить размеры валика наваркой с последующей обточкой на станке.
Для возможности поднятия или опускания поперечной балки (середины фермы) по отношению к её концам, что бывает необходимо при монтаже новой фермы, а также при ремонте (например опускание середины фермы после обточки бегунов для компенсации уменьшения их диаметра) между поперечной балкой фермы и фланцем верхнего балансира закладываются несколько прокладок из листового железа общей толщиной 25—30 мм.
Центральная опора бесфундаментного неуравновешенного 30-мм поворотного круга Проектного бюро Центрального машиностроительного треста НКПС конструкции 1937 г.
Опора этого круга (фиг. 19) по конструкции балансиров и плавающих дисков не отличается от рассмотренной выше опоры 30-м фундаментного круга, но станина ее приспособлена для бесфундаментного круга и поэтому имеет иную конструкцию.
Станина опоры 1 выполнена в виде колоколообразной стальной отливки. В верхней части её имеются шесть двойных лап 2, в которые закладываются своими головками двенадцать тяжей 3 диаметром 30 мм. В нижней колоколообразной части станины имеется двенадцать отверстий для тяжей 4 диаметром 75 мм. Станина удерживается тяжами в центре клёпаного опорного двутаврового кольца 5, установленного на двенадцати дубовых брусьях 6, уложенных на щебёночном основании.
Для восприятия усилий трения, появляющихся при повороте круга, служат верхние тяжи 7, работающие на растяжение.
Тяжами 4 станина подвешена к опорному кольцу. Благодаря наличию сферических шайб 8, подложенных под головки и гайки тяжей, последние работают только на растяжение.
Давление от пяты к круговому опорному кольцу передаётся через верхние и нижние тяжи, гайки, шайбы и подкладки 9 и 10. Подкладки для обеспечения правильной работы сферических шайб тоже имеют в местах прилегания шайб вогнутую сферическую поверхность.
Фиг. 19. Центральная опора бесфундаментного неуравновешенного круга диаметром 30 м. Проектного бюро ЦМТ НКПС конструкции 1937 г.
Тяжи испытывают очень большие разрывающие усилия, так как вся нагрузка, приходящаяся на центральную опору, передаётся на эти тяжи, вследствие его к изготовлению тяжей должны предъявляться большие требования.
Смазочные трубки сделаны так же, как и в рассмотренной выше опоре круга Брянского завода «Красный Профинтерн» конструкции 1935 г., но вследствие наличия опорного кольца контрольная трубка 7 со стеклянным указателем выведена наружу кольца.