Содержание материала

VII. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПОВОРОТНЫХ КРУГОВ
Для обеспечения безопасности движения и удобства обслуживания поворотные круги оборудуются вспомогательными приспособлениями, к которым относятся:

  1. центрирующие запоры, позволяющие надёжно удерживать ферму круга в определённом положении (наведённой на нужный подъездной путь);
  2. приспособления для подклинивания фермы уравновешенных кругов с целью избежания вертикальных толчков при въезде локомотива на ферму круга и съезде с неё;
  3. сигнальные указатели, показывающие в сторону приближающегося к кругу локомотива, наведена ли ферма круга для приёма локомотива с данного пути.

Центрирующие запоры

Наиболее простыми центрирующими запорами являются закладки (фиг. 45).
На каждом конце фермы между рельсов на продольной оси пути укрепляются болтами литые чугунные или чаще стальные кронштейны 1. При помощи валика 2 к кронштейну крепится закладка 3 с ручкой. Подобные же кронштейны 4 устанавливаются на береговом брусе посередине каждого из путей, подходящих к поворотному кругу. Для закрепления формы круга, установленной против определённого пути, закладки с обоих концов фермы опускаются в прорезь кронштейнов, установленных на береговом брусе, и удерживают таким образом ферму в нужном положении; чтобы освободить ферму для поворота, закладки отбрасываются назад.
Для обеспечения безопасности требуется при въезде локомотива на круг, а также при съезде его с круга обязательное закрытие закладок с обеих сторон фермы. Следовательно, круговщик при повороте одного локомотива должен дважды открыть и закрыть закладки с каждой стороны фермы.
Потеря времени на перестановку закладок, связанная с переходом круговщика от одного конца фермы до другого, может быть  уменьшена за счёт установки механизма, обеспечивающего управление обеими закладками из будки круговщика.


Фиг. 45. Центрирующая закладка

В тех случаях, когда локомотив становится близко к концам фермы и откинуть закладку назад не всегда возможно, целесообразно применение рычажной системы управления закладками.
На фиг. 46 показана рычажная система управления закладками круга, применяемая на Балтийской ж. д. Рычаг 1 закреплён на конце вала 4, который удерживается втулочными подшипниками 6, укреплёнными к вертикальным листам фермы. На валу 4, в средней его части, укреплён с помощью шпонки рычаг 2, связанный шарнирной тягой 3с закладкой 5. В этой системе закладки не укрепляются шарнирно к раме, как это было описано выше, а посредством рычагов передвигаются между рамами 7 и 8.
Схема рычажной центрирующей закладки жд
Фиг. 46. Схема рычажной центрирующей закладки

Для удержания фермы круга в нужном положении закладки рычажной системой вводятся между рамами, как показано на чертеже Переводом рычага 1 в положение, указанное пунктиром, выводим закладку из рамы 7, и ферма круга освобождается для поворота.

Клиновые закладки

Проектно-конструкторским бюро Главного управления локомотивного хозяйства разработана конструкция клиновых закладок с централизованным управлением (фиг. 47).

Фиг. 47. Схема управления клиновыми закладками

В будке круга устанавливаются два рычага управления 4. От рычагов идёт трос 3 через блоки 5 к клиновым закладкам 1.
Фиксация круга в определённом положении достигается клиновой закладкой, вдвигаемой в береговое гнездо 6 пружиной 2.
Конструкция узлов клиновых закладок и привода легко может быть разработана для каждого конкретного случая.