Содержание материала

Неуравновешенный поворотный круг диаметром 30 м Брянского завода «Красный Профинтерн» конструкции 1935 г.

Поворотный круг (фиг. 10) рассматриваемого типа состоит из котлована, фермы, центральной и концевых опор и привода.
Котлован круга имеет диаметр 30,4 м, полезная длина фермы 30,22 м при зазорах между фермой и подпорной стенкой 90 мм.
Глубина котлована, считая от верхней плоскости надферменных брусьев до верхнего уровня фундаментной пяты, 1 566 мм.
В центре котлована закладывается фундамент, на котором устанавливается центральная опора скользящего трения, описанная в главе III.
Кольцевой рельс 6 круга устанавливается на дубовых анти- септированных полушпалках, забетонированных в кольцевой фундамент вместе с прикреплёнными к ним металлическими листами (лафетом). Листы к полушпалкам крепятся шурупами с зазором между листами 4—5 мм, учитывая стыки рельса. В местах стыка рельсов укладывается две полушпалы рядом. Рельс прикрепляется к опорным листам специальными болтами с прямоугольными головками. Гайкой болта лапка прижимается к подошве рельса. Между клиновым выступом лапки и подошвой рельса образуется пространство, в которое забивается клин. При помощи указанных клиньев регулируется точное (концентрическое) положение кольцевого рельса. Диаметр кольцевого рельса 28 400 мм. Тип рельса I-а. Дно котлована делается с двойным уклоном 1:200 от кольцевого рельса и от центрального фундамента с образованием кольцевой канавки, которая также делается с уклоном 1:200.
Ферма круга 1 двухпролётная — разрезная (шарнирная). Шарнир сделан над центральной опорой следующим образом: к поперечной балке 2, опирающейся на центральную опору, примыкают главные фермы круга так, что наклёпанные на торце главных ферм швеллеры с обрезанной второй полкой имеют возможность деформироваться, как показано на фиг. 12 (а — в нижней растянутой части фермы и б — в верхней сжатой части).
По верху фермы укладываются сосновые антисептированные мостовые брусья сечением 220 X 260 мм, на которых монтируется рельсовый путь.
По концам ферма опирается на тележки 3 (по две с каждой стороны), допускающие установку бегунов 5 так, что оси их занимают положение радиальное по отношению к центру круга.
Устройство тележек описано в главе IV.
Для поворота круга устанавливаются два встроенных круговоротчика. Круговоротчик состоит из электродвигателя кранового типа МТ 51-8 мощностью 22 квт, 750 об/мин. напряжением 220/380 в, редуктора и зубчатой передачи.
При установке осей бегунов на роликоподшипниках поворот фермы круга с нагрузкой производится нормально одним круговоротчиком, а второй является резервным.

Бесфундаментный неуравновешенный 30-м поворотный круг
Проектного бюро Центрального машиностроительного треста НКПС конструкции 1937 г.

В исключительных случаях, при порче обоих электродвигателей, круг может быть повёрнут вручную.
По концам фермы имеются центрирующие закладки.
В средней части фермы устанавливается арка с расположенной на ней токоприёмной головкой.
Кировский завод имени 1 Мая, учтя значительные достижения в области сварки металлов, разработал конструкцию сварного круга этого типа без изменения его технической характеристики. Круг построен в конце 1954 г. и в настоящее время устанавливается в депо для испытания его в эксплуатационных условиях.
В сварном варианте предусмотрена возможность установки на круг ранее опробованной арки токоприёмника облегчённой конструкции. При изготовлении круга в сварном варианте трудоёмкость, работ снижена заводом примерно на 10%.

Круги указанного типа выпускались литейно-механическим заводом имени Л.М. Кагановича с 1938 по 1941 гг. для поворота паровозов мощных серин: ФД, ИС, СО. Конструкция круга разработана коллективом инженеров Проектного бюро Центрального машиностроительного треста НКПС в 1937 г.
Бесфундаментный круг (фиг. II) состоит из двухпролётной разрезной фермы 1 общей длиной 30,15 м, пролёты которой шарнирно соединены с поперечной балкой 2, установленной па центральной опорной пяте 3 скользящего трения. Наружные концы разрезной фермы опираются на поперечные балки 4, которые в свою очередь прикреплены подвесными болтами 5 к двухосным тележкам 6 (с каждой стороны фермы по две тележки — моторная и безмоторная).
Центральная поперечная балка закреплена на опорной подушке верхнего балансира 12, опирающегося на нижний балансир 13. Между нижним балансиром и станиной 9 помещается плавающий бронзовый диск 15, являющийся подпятником скользящего трения центральной опоры.
Станина центральной опоры подвешена на тяжах 10 к клёпаному опорному кольцу 11 двутаврового сечения. Опорное кольцо устанавливается на двенадцати радиально расположенных дубовых брусьях. Основное назначение центральной опоры — воспринимать усилия, передаваемые от локомотива на круг, и центрировать круг.
Круг этого типа устанавливается с подпорными стенками, если он размещается в центре веерного депо, но может быть установлен и без них (при расположении рядом с ходовым путём или на тупике). В обоих случаях кольцевой и центральный фундаменты не делаются.

Постель для кольцевого опорного пути и опорного кольца пяты сооружается из балластного слоя толщиной 25 см и слоя щебёнки толщиной 30 см. Сток поверхностных вод обеспечивается системой радиальных и концентрических канав с общим отводом в канализационный коллектор. Несущий грунт котлована от центра Круга и кольцевого опорного пути имеет для стока поверхностных вод уклон в сторону водосборных канав.
Опорное кольцо центральной пяты устанавливается на 12 мостовых антисептированных брусьях. Оно должно быть уложено до пришивки кольцевого пути, так как от его центра производится проверка концентричности кольцевого пути.
Рельсы кольцевого пути должны быть пришиты к шпалам в строго горизонтальной плоскости. Наружный рельс должен быть на 25 мм ниже внутреннего, что достигается соответствующей вырубкой шпал.
Ширина колеи кольцевого пути 930 мм.
Шпалы кольцевого пути, брусья под трамплинами въездных путей круга, брусья опорного кольца центральной пяты тщательно подбиваются щебнем. Во избежание образования эксцентричности кольцевого пути относительно центральной опоры кольцевой путь связывается с опорным кольцом двенадцатью тягами. Каждая тяга 20 (см. фиг. 11) (швеллерная балка № 20) при помощи угольника, прикреплённого к тяге болтами, крепится к опорному кольцу, а двумя болтами — к шпале кольцевого пути.
Ферма имеет незначительную высоту, так что рельсы на ферме возвышаются над кольцевым путём круга па 830 мм. Поэтому если нет подпорных стенок, въездные пути устанавливаются на «трамплине», т. е. на клёпаной железной коробке, основанием которой служат мостовые брусья. За «трамплином» устраивается подъездной повышенный путь с уклоном от круга в обе стороны. 
Круг приводится во вращение двумя встроенными круговоротчиками, расположенными на двух диаметрально противоположных тележках круга. На одном конце фермы установлена будка управления. Ток к круговоротчикам подводится через троллеи, установленные вокруг центральной опоры.
Устройство тележек круга с круговоротчиками описано в специальном разделе «Тележки поворотных кругов».
Интересно устройство фермы этого круга. Ферма состоит из двух полуферм, связанных друг с другом шарниром (фиг. 12).
Каждая полуферма выполнена из четырёх клёпаных двутавровых балок А. В двутавровую балку входят вертикальный лист 1 толщиной 12 мм и четыре уголка 130 X 130 X 14 (2). Для усиления фермы сверху и снизу балки приклёпаны шесть листов 3 толщиной 10 мм.
Двутавровые балки на всём протяжении фермы соединены между собой уголками 4, приклёпанными к верхней и нижней частям двутавра.
Для большей жёсткости дополнительно поставлены уголки жёсткости 5 и диафрагмы.


Фиг. 12. Шарнир фермы 30-м неуравновешенного круга

На чертеже показан поперечный разрез фермы и соединение отдельных полуферм с поперечной клёпаной балкой двутаврового сечения. Угольники 6, образующие шарнирные соединения, приклёпаны к швеллерным балкам заклёпками, а к поперечной балке 7 крепятся при помощи точёных болтов, плотно забиваемых в отверстия, точно пригнанные под размер проходом развёртку.

Шарнирный неуравновешенный поворотный круг диаметром 25 м конструкции 1925 г.

Шарнирный поворотный круг диаметром 25 м

Шарнирный поворотный круг диаметром 25 м (фиг. 13) состоит из основной 1 и подвижной фермы 2, устанавливаемых в котловане И соединённых между собой шарниром в виде двух валиков 3. Шар нир даёт возможность фермам опираться на три точки: серединой на центральную опору 4, а по концам с каждой стороны на кольцевой рельс 5 четырьмя катками 6. Оси концевых катков расположены радиально по отношению к центру круга. Цапфы концевых катков вращаются на роликовых подшипниках, находящихся в разъёмных буксах 7.
Центральная опора шарико-роликовая системы Становского и Рубана устанавливается на фундамент 25. В середине фермы имеется арка 8 для токоприёмной головки 9.
Круг имеет закладки 10, управляемые вручную. На одной стороне фермы круга установлена будка И, в которой размещается электрический круговоротчик. Круговоротчик состоит из электродвигателя 12 трёхфазного тока мощностью 13—14 квт с числом оборотов 1 000 в минуту и редуктора 13, передающего крутящий момент электродвигателя на венцовую шестерню 14, закреплённую на одном из концевых катков 6. Кинематическая схема круговоротчика приведена в приложении. Круговоротчик имеет ленточный тормоз, шкив 15 которого насажен вместе с ведущей шестернёй 16 на вал электродвигателя.
На случай порчи электрического круговоротчика или перерывов в подаче тока круг снабжён двумя ручными приводами, расположенными на специальных площадках 17 на обеих концах фермы. Ручной привод состоит из ведущей звёздочки 18, установленной на стойке 19, ведомой звёздочки 20, закреплённой на валу 21, на другой стороне которого закреплена шестерня 22, спаренная с венцовой шестернёй концевого катка 23. Ведущая и ведомая звёздочки связаны между собой роликовой цепью. Ведущая звёздочка вращается рукояткой 24. Кольцевой фундамент 26 круга выполняется за одно целое с подпорной стенкой 27. Кольцевой рельс закрепляется на полушпалках 28, заделанных в бетон.

Уравновешенный поворотный круг диаметром 25 м завода «Красный Профинтерн» в Брянске

Уравновешенный поворотный круг Брянского завода диаметром 25 м (фиг. 14) представляет собой клёпаную ферму 19 с ездой по верху. Ферма круга установлена в котловане 20 и опирается в середине на центральную опору 21. По концам ферм имеется по два опорных катка 22 диаметром 500 мм, установленных на валах- в бронзовых подшипниках скользящего трения. Центральная опора имеет двухрядный шариковый подшипник 23. Опорная пята центральной опоры образует по своему внешнему краю кольцевой путь 24 для пары центровых катков 25, расположенных по бокам фермы в плоскости, перпендикулярной продольной оси фермы и проходящей через центр фермы. Оси 26 центровых катков представляют собой как бы прилив в стальном ползунке 27, который может передвигаться вертикально в пазах кронштейна 28. Положение катка фиксируется посредством клиньев 29, забиваемых между ползунком и полкой кронштейна.

вид уравновешенного круга диаметром 25 м
Фиг. 14. Общий вид уравновешенного круга диаметром 25 м завода "Красный Профинтерн" в Брянске
 

Фиг. 15. Общий вид неуравновешенного поворотного круга диаметром 23 м

Продольные и поперечные качания фермы, происходящие при входе и выходе с круга локомотива, обеспечиваются наличием шаровой поверхности на верхней головке 30 центральной опоры и ограничиваются зазорами между концевыми и центровыми катками и соответствующими кольцевыми путями.
Кольцевой рельс 31 типа Р43 устанавливается на полушпалках, уложенных по кольцевому фундаменту и залитых бетоном.
Ферма круга для обеспечения спокойного входа и выхода с фермы локомотива оборудована клиновым механизмом, описанным в разделе «Вспомогательные приспособления поворотных кругов».
Круг оборудуется прицепным усиленным круговоротчиком 32 типа НКПС. При неисправности круговоротчика круг можно повернуть вручную при помощи ваг 33, укреплённых на диаметрально противоположных концах фермы на специальных кронштейнах.
В середине фермы на кронштейнах установлена арка 34, поддерживающая над центром круга токоприёмную головку 35, через которую ток подаётся к электродвигателю круговоротчика.
Рельсы типа Р43 укрепляются на ферме при помощи чугунных литых башмаков 36.

Неуравновешенный поворотный круг диаметром 23 м

Неуравновешенный 23-м круг (фиг. 15) состоит из двухпролётной фермы 1, части которой соединены гибким так называемым рессорным шарниром 2, центральной опоры 3 со сферическим подшипником, ходовых колёс 4 и круговоротчика 5.
Каждый пролёт фермы выполнен в виде двух сварных главных балок со сплошными вертикальными стенками, причём к концам и центральной опоре высота балок уменьшается.
Главные балки полуфермы над центральной опорой соединены между собой посредством двух поперечных балок 6 с приклёпанными сверху и снизу листами. Поперечные балки и листы в середине имеют вырез для размещения опорного стакана центральной опоры (см. ниже). Концы главных балок крепятся двумя двутавровыми поперечными балками 7, проходящими через вырезные окна в вертикальных листах главных балок и укреплёнными к вертикальным листам специальными угольниками. В середине полуфермы соединены между собой гибким или рессорным шарниром. Рессорный шарнир состоит из четырёх угольников, приклёпанных одной полкой к главным балкам; свободные полки угольников скрепляются болтами с постановкой прокладки. Поверх шарнира фланцы балки усилены гибким листом. Главные балки соединены между собой поперечными связями жёсткости 9.
Для передачи усилий с одной полуфермы на другую и предохранения рессорного шарнира от горизонтальных изгибающих усилий служат внешние диагональные связи 8. Главные балки через средние поперечные балки опираются на центральную опору, а через концевые поперечные балки — на ходовые колёса.
С каждого конца фермы имеется по четыре цилиндрических ходовых колеса, оси которых вращаются в подшипниках балансиров 10.
Корпуса подшипников ходовых колёс разъёмны по горизонтальной оси, что допускает съёмку колёс без сложной разборки балансиров.
Установка ходовых колёс по радиусу круга регулируется специальными установочными клиньями.
Поворотный круг приводится в действие встроенным в ходовой: узел круговоротчиком 5 с трёх ступенчатой зубчатой передачей. Мощность электродвигателя 15 квт, число оборотов 1 000 в минуту.
Электродвигатель и первый приводной вал имеют эластичное сцепление. Тормозной шкив находится на втором валу.
Для поворота круга при порче электродвигателя установлен вспомогательный ручной или пневматический привод.
По концам фермы имеются центрирующие закладки, приводимые в действие из будки круговщика с помощью рычажной системы. Круги такого типа на проходных или тупиковых путях устанавливаются на щебёночном основании без жёстких бетонных фундаментов. В центре веерного депо такие круги устанавливаются в котловане с подпорными стенками и жёсткой центральной опорой. Глубина котлована незначительна, что позволяет устанавливать такие круги в местах с высоким уровнем грунтовых вод.