ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ПОВОРОТНЫХ КРУГАХ
При эксплуатации поворотных кругов и их ремонте необходимо строго соблюдать установленные правила техники безопасности. Невыполнение этих правил может привести к порчам и авариям.
Обслуживание поворотных кругов
Для обеспечения безопасного въезда локомотива на поворотный круг и съезда с него перед каждым кругом на видном месте должна устанавливаться вывеска с надписью:
При превышении этих скоростей круговщик обязан остановить локомотив и предупредить машиниста.
На ферме поворотного круга должен быть установлен сигнальный указатель, освещаемый ночью и при плохой видимости. Сигнальный указатель должен быть связан с положением закладок фермы так, чтобы разрешающее показание сигнала было видно со стороны подходящего локомотива только при заложенных с обоих концов фермы закладках, замыкающих круг на определённый путь.
На малодеятельных кругах разрешается иметь сигнальный указатель, не сблокированный с положением закладок круга. Таким сигнальным указателем управляет круговщик, лично переводя его в соответствующее положение. Рекомендуется устанавливать следующие сигнальные указатели:
на кругах неэлектрифицированных — в виде круглого поворотного диска, окрашенного в красный цвет. В центре диска укрепляется фонарь. Положение сигнала, запрещающее въезд на круг: днём виден красный диск, ночью — красный огонь фонаря. Разрешающее положение сигнала: днём видно ребро диска, ночью — жёлтый огонь фонаря.
На электрифицированных кругах рекомендуется применять светофоры с зелёным разрешающим и красным запрещающим огнями.
Ферма поворотного круга нормально должна стоять в положении: а) для кругов, имеющих один проходной путь, вдоль этого пути; б) на кругах, расположенных в центре веерного или круглого депо, ферма круга должна стоять вдоль пути наиболее возможного подхода локомотива к кругу.
Правильной установкой круга считается такая установка, когда рельсы фермы круга точно совпадают с прилегающими рельсами пути подхода и закладки с обеих сторон заложены в гнёзда, а тормоз круга заторможен.
Подвижной состав, а также отдельные колёсные пары, стоящие на путях, выходящих к поворотному кругу, должны быть постоянно подклинены тормозными башмаками или подклинивающими брусьями во избежание случайного скатывания их в котлован.
При подходе локомотива круговщик, проверив положение круга и убедившись, что ферма:
- наведена на путь, по которому подходит локомотив;
- закреплена правильно закладками с обеих сторон;
- поджата клиньями со стороны въезда локомотива, а также удостоверившись, что нет никаких препятствии к въезду локомотива на круг и повороту фермы, переводит сигнал, ограждающий поворотный круг, в разрешающее положение.
После этого подаёт сигнал для движения локомотива (вперёд или назад) рожком, сигнальным флагом или фонарём. При этом круговщик должен стоять так, чтобы его хорошо мог видеть машинист локомотива.
На кругах уравновешенного типа круговщик должен уравновесить остановившийся на круге локомотив. Для этого круговщик подаёт сигнал остановки так, чтобы по возможности сразу локомотив занял равновесное положение.
Если для установки локомотива в равновесное положение необходимо передвинуть его ещё вперёд или назад, круговщик предупреждает об этом машиниста, а последний приводит локомотив в движение после подачи сигнала.
Если со стороны, противоположной въезду на круг, на подходе нет рельсов, круговщик обязан на один из рельсов на ферме положить тормозной башмак для предотвращения схода локомотива при нерасчётливом торможении.
Установив локомотив в нужное положение, круговщик предупреждает машиниста о торможении локомотива, отпускает клинья, освобождает центрирующие закладки, и только после этого приводит круг в движение.
Повернув ферму в нужное положение и остановив её, круговщик устанавливает центрирующие закладки в гнёзда с обеих сторон, подклинивает ферму со стороны съезда и убедившись, что нет препятствий движению локомотива, подаёт сигнал машинисту.
На кругах неуравновешенного типа не требуется производить подклинивание фермы при въезде на неё и съезде локомотива, а для поворота достаточно, чтобы локомотив полностью разместился на ферме. Однако категорически запрещается круговщику приводить в движение круг до полной остановки на нём локомотива.
При въезде паровоза на круг и съезде с него не должно производиться закачивание воды инжектором, а цилиндропродувательные краны должны быть закрыты.
При установке на круг паровоза перед началом его поворота круговщик должен потребовать от машиниста, чтобы переводной винт был поставлен на центр и цилиндропродувательные краны были открыты.
На кругах с относительно короткими фермами, когда близко стоящий локомотив препятствует забрасыванию закладки назад, запрещается оставлять закладку в приподнятом под углом к горизонту положении с подложенными под неё случайными предметами (палками, кирпичами и т. п.), а надлежит оборудовать закладки надёжными заклинивающими приспособлениями или сделать выдвижные закладки с механическим централизованным приводом.
Запрещается:
- въезд локомотива на круг и съезд с круга без предварительной закладки в свои гнёзда обеих закладок;
- приводить в движение локомотив до остановки фермы круга, укрепления её закладками и без сигнала круговщика;
- остановка вращающейся фермы круга закладками или забрасывание закладок в гнёзда при вращении фермы;
- пуск электродвигателя в обратную сторону до полной остановки фермы;
- приводить ферму в движение до обеспечения правильной установки локомотива на круге и падёжного его торможения.
На каждый поворотный круг для сменного круглосуточного обслуживания его назначается необходимый штат квалифицированных круговщиков, прошедших специальную подготовку, изучивших устройство круга, Правила технической эксплуатации, Инструкцию по сигнализации, должностную инструкцию и имеющих удостоверение на право обслуживания круга. Дежурные круговщики ответственны за бесперебойную работу и исправное состояние круга в период дежурства. Круговщик в своей работе подчиняется непосредственно дежурному по депо.
В помещении дежурного круговщика или в будке управления кругом должны быть вывешены Правила обслуживания круга и график дежурства.
Круговщик во время работы должен иметь сигнальные флаги или в ночное время — фонарь с сигнальными огнями, а для подачи звуковых сигналов — духовой рожок.
Ваги на случай ручного поворота круга, если они не съёмные, не должны подходить при повороте фермы ближе 1 м ни к подвижному составу, стоящему на ближайшем к кругу пути, ни к строениям во избежание травмирования круговщика.
Дорожка по верху подпорной стенки котлована круга, служащая для прохода круговщика, должна быть ровной и чистой. Запрещается складывать на ней рельсы, шпалы, инструмент и другие предметы.
Поворотный круг и прилегающая к нему территория в тёмное время суток должны хорошо освещаться.
В зимнее время наледь с фермы круга, в котловане и особенно у внутреннего кольцевого пути должна своевременно скалываться, а снег очищаться. При этом нужно помнить, что скопление льда и снега не только препятствует нормальной работе круга, но и может служить причиной несчастного случая с людьми.
Ремонт поворотных кругов
Перед началом ремонтных работ па поворотном круге руководитель работ обязан согласовать время остановки к разборки круга с начальником локомотивного отдела отделения дороги и дежурным по депо и установить ограждающие сигналы со всех сторон возможного подхода локомотива.
При остановке круга на длительный ремонт в случае отсутствия в данном пункте второго поворотного устройства должно быть получено разрешение начальника службы локомотивного хозяйства дороги.
Если производятся работы, не препятствующие безопасному въезду локомотива на круг, ограждение последнего не производится, по круговщик обязан прежде чем подать сигнал, разрешающий локомотиву въезд на круг, получить разрешение руководителя работ, а последний обязан предупредить всех работников, чтобы они заняли безопасное при повороте фермы положение.
При подъёмке фермы поворотного круга домкратами, по мере подъёмки, под неё подкладываются шпальные клетки, а при опускании фермы шпальные клетки разбираются. При подъёмке фермы краном с выемкой её из котлована разрешается не выкладывать шпальных клеток по мере подъёма, но заранее приготовить клетки в стороне от котлована, куда намечено поставить ферму. Если нужно приподнять ферму для производства работ на место, клетки выкладываются после подъёма фермы краном на нужную высоту. Производить работы под фермой, поднятой и висящей на канатах крана, категорически запрещается.
Наиболее опасной операцией при разборке центральных опор является отвинчивание гаек верхней плиты па кругах с ездой по верху. Опасность работы заключается в том, что для отвинчивания гайки требуется усилие одновременно двух и даже трёх рабочих, размещающихся на крайне ограниченной площадке, расположенной на высоте от 1,5 до 2,5 м от дна котлована. Срыв ключа с граней гайки может привести к падению рабочих с фермы в котлован. Для обеспечения безопасной работы руководитель должен предупредить рабочих об опасности работы и разъяснить им, как накладывать ключ на гайку, чтобы в случае его срыва рабочие могли удержаться на ферме, т. е. чтобы за их спиной оставалось свободное пространство настила фермы. Во избежание срыва ключа с граней гайки следует применять для этой работы только длинный (не менее 1,5 м) кованый закрытый ключ.
Запрещается вынимать или ставить на место кольца шарикового или роликового подшипников центральной опоры вручную, так как при несогласованных действиях рабочих пальцы их рук могут быть прижаты тяжёлым кольцом к листам фермы или балансиру стояка. Не разрешается также снимать с места и опускать на место верхнюю плиту и стояк центральной опоры вручную. В этих случаях необходимо применять специальные подъёмные приспособления.
Ремонт прицепных круговоротчиков, если они разбираются длительное время, ведётся не на месте, а с выемкой из котлована, на специально отведённом месте.
Выемку круговоротчиков нужно производить грузоподъёмным краном, у которого предварительно грейфер заменяется крюкам.
При завинчивании гаек, натяжных пружин тяговых катков круговоротчика рабочий должен стоять так, чтобы при обрыве натяжной тяги отлетающая под влиянием своей упругости пружина не ударила рабочих по ногам.
Для возможности осмотра и ремонта концевых катков и их подшипников в рабочем положении фермы в подпорной стенке котлована круга должна быть ниша, против которой устанавливается тот конец фермы, катки которого нужно осмотреть. Рабочий помещается в нише. В рабочем состоянии круга ниша сверху должна закрываться прочным настилом.
Ремонт токоприёмных устройств, электродвигателей и пусковой аппаратуры можно производить только при выключенном токе, причём на рубильник вешается табличка с. надписью «Не включать!».
На кругах, где токоприёмные головки установлены на специальной арке с площадкой и лестницей (30-м круг завода «Красный Профинтерн»), ремонт можно производить стоя на площадке арки. На тех кругах, у которых токоприёмная головка установлена на Г-образной полуарке, во избежание падения рабочего подставлять к полуарке лестницу с фермы не разрешается. Осмотр токоприёмных головок и снятие их в этом случае нужно производить с крыши будки паровоза. Для этой цели на круг ставится паровоз будкой под токоприёмную головку.
Руководитель работ и рабочие, производящие ремонт кругов, должны хорошо знать основные правила техники безопасности и настоящие правила и неуклонно применять их в работе.
Леонид Евстратьевич Концевич
ПОВОРОТНЫЕ УСТРОЙСТВА для локомотивов