Содержание материала

Удлинение ферм поворотных кругов

В ряде случаев, когда нет возможности получить готовую более длинную ферму, реконструкция поворотного круга может быть произведена путём удлинения фермы существующего круга.
Удлинение фермы производится за счёт симметричного наращивания её металлоконструкций с обоих концов фермы. Вопрос о возможности удлинения данной фермы на необходимую величину может быть решён применительно к каждому конкретному случаю лишь после всестороннего обследования фермы.
Для суждения о возможности удлинения фермы производится тщательный осмотр всех узлов фермы с целью определить износ отдельных частей её, ослабление заклёпочных швов, слабых мест конструкции и т. п.
Одновременно производятся обмеры фермы для корректировки её чертежей.
После этого производится нивелировка фермы без нагрузки и с нагрузкой с целью определить величину деформации фермы под нагрузкой.
На основании обследования фермы и замера её деформаций под влиянием нагрузки производится расчёт возможной деформации при условии удлинения фермы и разрабатываются варианты наращивания конструкции фермы, которые проверяются расчётом на прочность. Выбранный вариант удлинения фермы разрабатывается до стадии проектного задания или технического проекта и служит основанием для составления проекта расширения котлована под новую удлинённую ферму.
При обследовании котлована изучаются возможность его расширения и углубления, характер и объём необходимых для этого работ (с учётом обеспечения надёжного отвода воды). При этом необходимо учитывать возможность расширения котлована, если вблизи него расположены пути, здания или другие сооружения.
Мы не описываем хода работ по производству удлинения самой фермы, так как это относится к специализированным работам по изготовлению мостовых конструкций.
При определении деформации фермы под влиянием нагрузки, особенно если эти деформации превышают установленные нормы и являются следствием износа или неудачной конструкции отдельных её частей, одновременно с решением вопроса о конструкции наращиваемых частей необходимо решать вопрос об усилении отдельных элементов старой части фермы с целью уменьшения деформаций удлиняемой фермы.
Организация и ход работ по расширению котлована под более длинную ферму аналогичны приведённым нами в разделе «Замена фермы круга более длинной».

Удлинение уравновешенных поворотных кругов по предложению В. Д. Жукова

Инженер В. Д. Жуков предложил способ удлинения имеющихся на сети дорог поворотных уравновешенных кругов старых систем с фермами 19,5 и 21,86 м за счёт удлинения рельсов, уложенных на ферме круга. Этот способ проверен в эксплуатации и применён для удлинения 19,5 м уравновешенного круга в депо Москва Горьковская Московско-Курско-Донбасской ж. д., а также поворотного круга той же длины в депо Гатчина Октябрьской ж. д.
Переделка круга заключается в следующем: рельсы, уложенные на ферме круга (фиг. 82), снимаются и вместо них укладываются новые удлинённые рельсы, выступающие за пределы пролётного строения фермы на некоторую величину I, наибольшее значение которой зависит от нагрузки на рельс и его типа.
Рельсы крепятся на ферме круга обычным способом.
Концы рельсов подъездных путей обрезаются на величину, обеспечивающую установку удлинённых рельсов фермы и зазора между ними 10 — 25 мм, а гнёзда закладок переносятся в сторону подъездного пути на необходимую величину. Сами закладки соответственно увеличиваются (фиг. 83).
Под концы укороченных рельсов подъездных путей укладывается дополнительная опорная шпала 1, имеющая типовое крепление на бетоне подпорной стенки (см. фиг. 83), а также во избежание попадания посторонних предметов под концы рельсов.


Фиг. 82. Общий вид поворотного круга, удлинённого по предложению В. Д. Жукова


Фиг. 83. Укладка дополнительной шпалы и удлинённой закладки

Подпорная стенка подрезается по высоте для обеспечения свободного прохода удлинённых рельсов и одновременно на подпорной стенке делается кольцевой борт, служащий для обеспечения безопасности обслуживающего персонала при повороте локомотивов. Тип рельсов и величина I, на которую можно удлинить круг (см. фиг. 82), определятся на основании расчёта. Расчёт производится исходя из прочности рельсов, выступающих за пролётное строение круга.
Для расчёта на прочность выступающих концов рельсов на удлиняемом круге принимается:
допускаемое напряжение в рельсовой стали Rв = 2 180 кг/см2.
Нагрузка на концы рельсов по оси локомотива 20 т.
Тогда возможная длина I выступающих концов рельсов определяется из условия их прочности на изгиб: