Содержание материала

Габариты поворотных кругов

Круг, как железнодорожное сооружение, должен во всех своих частях соответствовать габариту приближения строений. Габаритность вновь установленного или отремонтированного круга, перед сдачей его в эксплуатацию, проверяется и об этом в паспорте круга делается запись. Особое внимание должно быть обращено на габаритность следующих частей круга:

  1. рельсов па ферме (особенно для бесфундаментных кругов);
  2. арок токоприемных устройств;
  3. будок управления;
  4. церил проходных панелей;
  5. верхней плиты центральной опоры;
  6.  центрирующих закладок;
  7.  ваг для ручного поворота кругов в части прохода их концов вблизи соседних путей;
  8.  тележек бесфундаментных кругов.


Фиг. 72. Схема вписывания в габарит фермы и тележки бесфундаментного круга диаметром, 30 м Проектного бюро ЦМТ НКПС конструкции 1937 г.

Тележки бесфундаментных кругов весьма жёстко вписываются в габарит пути, уложенного на ферме, и кольцевого пути. Нарушение габаритности тележек может произойти при недостаточной подтяжке гаек подвесного болта 1 (фиг. 72) тележки, так как поперечная балка фермы опущена очень низко над шпалами кольцевого пути (на 65 мм ниже головки рельса, а следовательно, только на 75 мм выше шпал).
Габаритность поворотных кругов проверяется путём контрольных обмеров соответствующих мест.

Ремонт тележек неуравновешенных поворотных кругов

Тележки 30-м поворотного круга Брянского завода «Красный Профинтерн  конструкции 1935 г. просты по своему устройству, поэтому ремонт и регулировка их не представляют особой сложности.
Бегуны этих тележек, особенно ведущие, вследствие образующегося проката по кругу катания требуют периодической обточки поверхности катания.
При каждой последующей обточке бегунов ферма круга своими концами соответственно опускается, что необходимо учитывать для предупреждения чрезмерного опускания концов фермы. Для обеспечения нормальной работы круга не следует допускать уменьшения диаметра бегунов более чем на 20 мм против альбомного. При образовании проката рекомендуется предварительно производить наплавку бегунов по кругу катания, а затем протачивать их. Для сохранения проектной отметки концов фермы после обточки бегунов разрешается постановка под буксы тележки прокладок общей толщиной до 10 мм.
При значительном прокате бегунов вместо их наплавки можно произвести постановку бандажей на предварительно проточенный обод бегуна.
Схема постановки бандажа и соответствующие допуски изложены в разделе «Тележки поворотных кругов» (см. фиг. 31).
Если бегуны поставлены на подшипниках скользящего трения, необходимо периодически тщательно осматривать шейки осей бегунов, и при появлении задиров зачищать их и шлифовать наждачным полотном с маслом; подшипники в этом случае должны быть пришабрены по шейкам оси. При наличии трещин, отколов буртов и других дефектов подшипники заменяются новыми. В буксах с подшипниками скользящего трения необходимо обязательно ставить установочный винт 5 (см. фиг. 33), а для компенсации температурного удлинения оси бегуна между подшипником 2 и торцовой упорной шайбой 6 в одной буксе оставлять зазор 4 мм, в буксе другого конца оси зазора не нужно.
При роликовых подшипниках уход за буксами упрощается, требуется только регулярно производить их осмотр, промывать при этом керосином и менять смазку. При сборке буксы, с роликовыми подшипниками (см. фиг. 32) необходимо также ставить подшипник в буксе одного конца оси с температурным зазором 4 мм (нижняя часть чертежа), а в буксе другого конца подшипник ставить без зазора (верхняя часть чертежа). Поломавшиеся и износившиеся роликовые подшипники заменяются новыми.
Во избежание попадания пыли в буксы необходимо периодически менять войлочные манжеты или пылевые шайбы 8 в задней части букс.
При годовых осмотрах круга и при всякой разборке тележек необходимо проверять буксовые болты дефектоскопом, так как обрыв болта может быть причиной появления трещин в буксе и схода бегунов круга с рельса при повороте.
Тележки центрируются тягами 6 (см. фиг. 29), которые крепятся к ферме болтами. Разработка отверстий под эти болты вызывает переносы тележек. При разработке отверстий необходимо проверить их развёрткой, болты должны входить в отверстия при лёгких ударах молотка.
Устройство букс тележек бесфундаментного 30-м круга Проектного бюро ЦМТ НКПС не отличается от устройства букс круга диаметром 30 м завода «Красный Профинтерн», а поэтому всё сказанное выше о ремонте букс этого круга относится и к буксам бесфундаментного 30-м круга.
При работе бесфундаментных 30-м кругов имеют место частые обрывы подвесного болта 2 (см. фиг. 34). Поэтому при изготовлении этого болта необходимо брать сталь не ниже марки М Ст.5, а также обратить внимание на тщательность его изготовления. Тело болта должно быть отшлифовано во избежание оставления на нём рисок от резца, выход резьбы по концам болта должен иметь плавный переход без подреза.
Перед постановкой болты обязательно проверять дефектоскопом.
В процессе работы бесфундаментного круга постепенно нарушается регулировка тележек и бегуны перестают занимать правильное положение на кольцевом пути. Поэтому после каждого ремонта и разборки тележек надо тщательно отрегулировать их по установленным допускам. Кроме того, периодически нужно проверять положение тележек и регулировать их стяжной муфтой 15.
Тележки указанного круга движутся по кольцевому пути, внутренний рельс которого описан радиусом R1=13500 мм, а наружный радиусом R3=14 500 мм. Для обеспечения правильного движения колёсных пар тележек по кольцевому пути должны быть соблюдены следующие условия:

  1. бегуны каждой оси должны иметь разный диаметр: внешний dв=750 мм и внутренний dвн= 700 мм;
  2. внутренний рельс должен быть установлен на 25 мм выше уровня внешнего кольцевого рельса;
  3. колёсные пары тележек располагаются не параллельно друг другу, а под углом β=3°10', обеспечивающим направление осей колёсных пар радиально к центру круга О (фиг. 73);
  4. ось тележки по отношению к оси фермы расположена под углом α= 8°13'. Основные регулировочные размеры круга: внутренний радиус кольцевого пути

Регулировочная схема тележек бесфундаментного круга диаметром 30 м
Фиг. 73. Регулировочная схема тележек бесфундаментного круга диаметром 30 м Проектного бюро Центрального машиностроительного треста НКПС конструкции 1937 г.

Расстояние между центрами концов осей колёсных пар внутренних