Содержание материала

Ввиду того что пятиугольники на железных дорогах СССР из-за сложности их сооружения не нашли применения, ниже приводятся краткие данные по устройству только поворотных треугольников, петель и кругов.

Поворотные треугольники

Треугольник представляет собой комбинацию стрелочных переводов и рельсовых путей, уложенных в плане в виде треугольника, очерченного двумя или тремя криволинейными сторонами (см. фиг. 1 и 2).
В вершинах треугольника пути ограничиваются тупиками или продолжаются в виде сквозных путей.
Для поворота локомотив должен последовательно пройти по всем трём сторонам треугольника, и тогда он окажется повёрнутым в обратную сторону.
Радиусы кривых поворотного треугольника должны быть, как правило, не менее 200 м, а в стеснённых условиях не менее 180 м. При радиусах кривых менее 200 м необходимо произвести усиление верхнего строения пути и уложить специальные контррельсы для облегчения вписывания локомотива в кривые.
Марки крестовин стрелочных переводов треугольника должны быть не круче 1/9 при обыкновенном и 1/6 при симметричном переводе.
Симметричный треугольник с прямым основным путём имеет два односторонних стрелочных перевода (обычно марки 1/9) и один симметричный (марки 1/6).
Треугольник типа звезды имеет симметричные стрелочные переводы и равные радиусы кривых.
Полезная длина тупика поворотного треугольника должна вмещать два наиболее длинных локомотива, поворачивающихся в данном пункте. Нормально эта длина должна быть не менее 70 м на линиях I категории и не менее 60 — на остальных.
Треугольники размещаются обычно на горизонтальной площадке, но по условиям местности допускается укладывать пути треугольники на уклоне не более 15%.

Таблица 1
Основные размеры треугольников различных схем указаны в табл. 1.


Примечание. На железных дорогах II и III категорий длина h тупиков треугольника принимается на 15 м меньше.

Для разбивки треугольника на местности определяют координаты центров стрелочных переводов и вершины углов поворота путей треугольника, пользуясь методом проектирования элементов треугольника на две взаимно перпендикулярные оси. За начало координат принимается при этом центр перевода или начало остряков стрелки при входе на треугольник.

Поворотные петли

Петля отклоняется от прямого пути обратными кривыми АВ и EF радиуса R (см. фиг. 3) с прямой вставкой L между ними, которая принимается 15—20 м. По другую сторону оси путь и кривые укладываются симметрично. Точки F и G соединяются полуокружностью радиуса R.

Справочник проектировщика железнодорожных станций, Трансжелдориздат, 1954.

Локомотив, пройдя по такой петле, окажется повёрнутым в обратную сторону.
Петли укладываются с применением радиуса кривых не менее 200 м и уклона на пути не круче 15%. Радиус R петли при устройстве контррельса вдоль внутренней нити может быть допущен 150—180 м.
В очень стеснённых условиях его можно уменьшить до 50—70 м при укладке второго контррельса вдоль упорной нити, соединении контррельсов и путевых рельсов при помощи стяжных болтов и выстилке жёлоба между контррельсами и путевым рельсом специальными плитами (металлическими или дубовыми) с покрытием котельным железом.
На железных дорогах СССР применяются петли однопутные и двухпутные.
Двухпутные петли уложены в ряде депо с большими размерами движения, когда является целесообразным разделение потока следования локомотивов при экипировке и повороте их для избежания встречных движений и излишних переездов локомотивов.

Устройство поворотных кругов

Поворотный круг (фиг. 6) состоит из следующих главных частей: котлована, ограниченного подпорной стенкой 1, опирающейся на кольцевой фундамент 2, на котором размещаются шпалы-коротыши 18 и кольцевой рельс 3. На подпорной стенке укладывается обвязочный брус 11. К обвязочному брусу укрепляются концы рельсов путей подхода.
В центре котлована на специальном фундаменте 4 устанавливается центральная опора, состоящая из опорной плиты 5, кольцевого внутреннего пути 6, стояка 7 и опорного подшипника 8.
В котловане помещена ферма 9, которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси центральной опоры на 360°.
Продольные колебания фермы ограничиваются концевыми катками 15, а поперечные — центровыми катками 16.
На ферме уложен рельсовый путь 10.
Для закрепления фермы в определённом положении так, чтобы концы рельсов на ферме совпадали с концами рельсов на пути подхода, служат центрирующие запоры.
Центрирующий запор состоит из закладки 12, закреплённой в особых кронштейнах 13 с каждой стороны фермы. При запирании круга закладка закидывается в гнездо соответствующего кронштейна 14, укреплённого к обвязочному брусу пути подхода строго по продольной его оси.
На фермах круга устанавливаются механизмы для поворота —  круговоротчики. На случай порчи механизмов по концам фермы и особых кронштейнах помещаются ваги 17 для ручного поворота фермы.

вид уравновешенного поворотного круга
Фиг. 6. Общий вид уравновешенного поворотного круга