При годовом осмотре и капитальном ремонте круговоротчики должны быть осмотрены с разборкой их, отремонтированы и тщательно отрегулированы.
У пневматических круговоротчиков изнашиваются цилиндры, уплотняющие кольца поршней, поршневые штоки, сальники, захватывающие приспособления, воздухопроводы и воздухораспределительные устройства.
Цилиндры должны иметь рабочую поверхность с небольшим конусом со стороны крышки для облегчения постановки поршня в цилиндр. Допускается овальность цилиндра до 1,5 мм и конусность до 2 мм. При овальности и конусности более допускаемых цилиндры проверяются расточкой.
Изношенные кожаные манжеты поршня при ремонте заменяются новыми.
Кожаные манжеты перед постановкой должны прожировываться одним из прожировочных составов, указанных в табл. 12.
Прожировка новых манжет производится в течение трёх часов, дожировка старых — в течение одного часа при температуре прожировочного состава 65-68°.
Прожировочные составы
Манжеты должны надеваться на поршень так, чтобы половина их числа (но не менее двух) стояла открытым концом воротника манжеты в сторону поступления воздуха при рабочем ходе, а вторая часть — открытым концом в сторону поступления воздуха при холостом ходе. Если поршень имеет только две манжеты, то они ставятся открытым концом в сторону поступления воздуха при рабочем ходе поршня. При крайних положениях поршня манжеты не должны перекрывать впускных и выпускных окон цилиндра.
Конструкция золотникового воздухораспределения должна обеспечивать беспрепятственный спуск воды из золотниковой коробки. При ремонте производится тщательная пришабровка золотника, проверяются золотниковый и поршневой штоки, при необходимости заменяются сальниковые грундбуксы и сальники набиваются вновь.
Захватывающие приспособления должны обеспечивать надёжный захват рельса при проходе поршнем 5% холостого хода.
Для выполнения этого условия ножи пригоняются так, чтобы при холостом ходе поршня зазор между рельсом и ножами в сумме не превышал 3 мм. Ножи должны быть заточены и закалены.
Разработка отверстия в штоке поршня для штанги захватывающего приспособления не должна быть более 2 мм, а разработка отверстий валиков захватывающего приспособления не должна превышать 0,5 мм.
Конструкция подводящих воздух рукавов должна обеспечивать беспрепятственный сток воды из резиновых трубок во избежание их закупорки и разрыва замёрзшей водой.
При осмотре резиновых воздухоподводящих рукавов проверяется, нет ли в рукавах трещин, разрывов, внутреннего отслоения рукава и при состоянии, угрожающем разрывом рукава или закупоркой отверстия (при расслоении), рукава бракуются и заменяются новыми.
Воздухораспределительные краны при ремонте очищаются пробки кранов тщательно притираются к корпусам. Для того чтобы соединительные штуцеры не вырвало из рукава давлением воздуха, штуцеры должны иметь на конце, вставляемом в отверстие рукава, концентрические буртики. Рукава па штуцерах прочно закрепляются хомутиками.
При ремонте и сборке электрических круговоротчиков наибольшего внимания требуют к себе сцепные муфты, редуктор и тормоза.
При ремонте сцепных муфт следует обращать внимание на то, чтобы разработка отверстий для валов в муфтах и разработка пазов для шпонок не превышали допустимые нормы. Шпонки должны пригоняться в пазы плотно.
При установке электродвигателей необходимо обеспечить совпадение геометрических осей их роторов и валов редукторов. Для обеспечения эластичности на пальцы сцепных муфт должны обязательно надеваться резиновые втулки, плотно сидящие на пальцах и в отверстиях муфты.
При ремонте редукторов с подшипниками скольжения валы редукторов проверяются на станке, и подшипники изготовляются вновь. При значительном износе разрешается восстанавливать валы автогенной или электрической сваркой с последующей проточкой их на станке до альбомных размеров. Разрешается так же восстанавливать бронзовые вкладыши и втулочные подшипники наплавкой бронзой с последующей обработкой их до альбомных размеров. Шейки валов шлифуются и подшипники пришабриваются по шейкам.
При ремонте валы должны быть обязательно проверены дефектоскопом. При осмотре валов необходимо проверить, нет ли на валах рисок, забоин и подрезов галтелей.
Нужно иметь в виду, что риски и забоины на теле вала, даже в его нерабочих местах, могут быть причиной образования в дальнейшем трещин и поломки вала. Такие забоины и риски должны зачищаться до полного их удаления.
При изготовлении новых валов радиусы перехода от меньшего диаметра к большему должны выполняться по альбомным размерам и выкружки тщательно зашлифовываться до полного вывода рисок от резца.
При сборке редуктора необходимо обращать внимание на правильную установку валов в подшипниках, так чтобы не было перекосов и слабины в подшипниках. Нужно стремиться к равномерному давлению шеек на всю поверхность подшипников, что достигается плотным прилеганием вала ко всей поверхности подшипника. Подшипники должны тщательно пришабриваться.
Во избежание перекоса подшипников необходимо при их пришабривании придерживаться следующего порядка: половинки вкладышей обоих подшипников собрать в верхнюю и нижнюю частиц корпуса редуктора. Шейки вала, по которым производится пришабривание подшипников, покрыть краской и вал уложить в подшипники. Затем провернуть вал несколько раз в разные стороны, снять с места и производить шабровку подшипников.
После этого вторично равномерно смазать краской шейки вала, обтереть подшипники от краски и стружки, уложить вал в подшипники, провернуть его и опять шабрить подшипники, повторяя так несколько раз до равномерного распределения пятен краски по всей опорной поверхности подшипника. После того как будут пришабрены подшипники нижней части корпуса редуктора, производят в таком же порядке пришабривание подшипников крышки корпуса.
Пришабривание подшипников открытых бескорпусных редукторов (например в круговоротчике типа НКПС) производится в основном так же: сначала по валам пришабриваются закреплённые на раме нижние вкладыши подшипников, а затем к соответствующим шейкам пришабриваются вкладыши крышек каждого подшипника отдельно, после чего производится сборка подшипников.
Шариковые и роликовые подшипники устанавливаются с тугой посадкой для предупреждения провёртывания их в гнёздах корпуса.
При всех видах ремонта осматриваются шпонки валов, определяется их износ, крепление, разработка мест на валах. Шпонки должны обеспечивать плотную насадку муфт, шкивов и шестерён, а при шестернях и муфтах, передвигающихся вдоль осп вала, они должны создавать плотную посадку и лёгкое движение их вдоль шпонки.
При разработке шпоночных канавок разрешается некоторое их углубление и обработка краёв в сторону расширения. При этом шпонка изготовляется вновь. Разрешается восстанавливать шпоночные канавки наплавкой с последующей разделкой до альбомных размеров.
При сборке редукторов обязательно проверяется правильность зацепления шестерён и расчётное расстояние между осями валов. Проверку правильности зацепления зубьев можно произвести при помощи краски. Для этого после тщательной обтирки от масла и грязи зубцы ведущей шестерни покрывают краской, а затем несколько раз поворачивают в разные стороны. На зубцах ведомой шестерни появляются следы краски. По расположению краски судят о правильности зацепления. Зубцы должны сцепляться по всей своей длине. Зацепление только частью длины зуба указывает на перекос вала, который должен быть устранён. На фиг. 74 показано положение колес при нормальном расстоянии между осями, а на фиг. 75 — при ненормальном — глубоком и мелком — зацеплении. При глубоком зацеплении шестерни вращаются тяжело или совсем останавливаются (заедают), весь механизм редуктора работает неравномерно, с большим износом деталей даже при их обильной смазке. При мелком зацеплении шестерён они вращаются со значительным шумом. В обоих случаях неправильно вырабатывается профиль зубьев. Ещё более требовательна к правильной установке передача с коническими зубчатыми колёсами. На фиг. 76 показано правильное и неправильное зацепления конических зубчатых колёс.
При неправильном зацеплении конических колёс возникают те же явления неравномерной передачи крутящего момента, сильный шум, быстрый и неравномерный износ зубьев по профилю.
Особенно трудно проверить правильность зацепления зубьев червячной передачи. В этом случае почти единственно практически доступным способом является проверка по краске. На фиг. 77 показано правильное и неправильное зацепление червячной передачи, определённое следами краски на зубьях червячного колеса.
Осевое взаимное смещение цилиндрических шестерён также приводит к ненормальному износу зубьев, так как при этом в передаче участвует только часть длины зуба и удельное давление на рабочую поверхность зуба увеличивается. При осевом смещении зубчатых колёс получается характерный ступенчатый износ зуба.
При сборке корпуса редуктора для предупреждения утечки смазки на его фланцы ставится промасленная прокладка, изготовленная из целого листа бумаги.
При ремонте тормозов следует тщательно осмотреть тормозной шкив, обод которого не должен иметь эксцентричного биения более 2 мм, рисок на поверхности и неравномерного износа по ширине обода шкива (ступенчатых выработок). При наличии выработки обода шкива с уступом более 1 мм рабочая поверхность его должна быть проверена на станке.
Также тщательно осматриваются тормозные ленты. Стальные тормозные ленты сваривать не разрешается. Разрешается делать соединение лент в случае обрыва только па заклёпках с постановкой накладки с тыльной стороны лепты. Таких соединений не должно быть более одного.
Деревянные колодки крепятся к стальной ленте металлическими заклёпками или болтами. Тормозная тканевая лента приклёпывается к стальной ленте медными заклёпками впотай.
При определении минимально допустимой толщины деревянных колодок или тканевой ленты следует учитывать, что над головками заклёпок, удерживающих ленту, должно оставаться не менее 0,5 мм тканевой ленты или дерева, так чтобы головки заклёпок или болтов не касались поверхности тормозного шкива в противном случае головки заклёпок будут задирать шкиз, и тормозной эффект будет значительна снижаться (тормоз не держит).
Фиг. 76. Зацепление конических зубчатых колёс
Фиг. 77. Пригонка червячного колеса к червяку по следам краски
Тормоз должен быть так отрегулирован, чтобы зазор между лентой и поверхностью шкива при отпущенном тормозе был минимальным (1,5—2 мм), в то же время лента не должна касаться шкива. При ремонте и осмотрах также тщательно следует просматривать привод тормоза. Слабина валиков тяг не должна быть более 0,5 мм. При большей слабине отверстия в тягах проверяются развёрткой, после чего по этим отверстиям пригоняются новые валики.
Прочие неисправности механизма круговоротчиков обычно быстро и легко определяются при осмотре и поэтому здесь подробно не рассматриваются.
Некоторое исключение представляет круговоротчик с горизонтальными ведущими катками и червячным редуктором. Неисправности его при недостаточном уходе возникают часто, определить их, не зная особенностей механизма затруднительно, а поэтому в таблице 13 приведены некоторые характерные неисправности этого круговоротчика и способы их устранения.
Устранение перечисленных неисправностей круговоротчика, особенно в его механической части, связано с разборкой и сборкой деталей. От качества сборки в значительной степени зависит последующая бесперебойная работа круговоротчика. Поэтому ниже приведены основные указания по производству сборки и регулировки круговоротчика и последовательность выполнения операции.
Таблица 13
Неисправности круговоротчика с горизонтальными ведущими катками и червячным редуктором
Продолжение
Втулочные подшипники пришабриваются но вертикальным валам 15 (см. фиг. 36), после чего по этим же валам пригоняются червячные колёса 4 и 5 и ведущие катки со шпонками. Колёса и катки на валах крепятся, помимо шпонок, гайками и шплинтами. Под внутренний каток на вал подкладывается шайба для создания разницы в зазорах между кольцевым рельсом и наружным и внутренним ведущими катками за счёт наклона круговоротчика. После запрессовки втулок в гнёзда редуктора и кронштейна в буртах втулок просверливаются, а в теле редуктора и кронштейна нарезаются отверстия для стопорных винтов.
Корпус редуктора 11 устанавливается на болты станины, причём отверстия в корпусе под болты станины проверяются развёрткой. Затем ставятся щёки 16 бегунка и бегунок 10; расстояние между щеками должно быть 62 мм, параллельность щёк обязательно проверяется. После этого ставится червячный вал 17. При пригонке червяка по валу следует оставлять некоторый натяг для его тугой посадки. Шариковые подшипники червяка при сборке набиваются консистентной смазкой. При регулировке червяка добиваются того, чтобы осевой разбег вала в подшипниках был полностью устранён. Крышки подшипников кронштейна ставятся на прокладках из тонкого листового железа с общей толщиной прокладок 1,5 мм (3—4 прокладки).
Вертикальные валы с закреплёнными на них ведущими катками и червячными колёсами устанавливаются так, чтобы расстояние между осями валов со стороны, где насажены червячные колёса, и осью червячного вала было 180+2 мм. Этот размер регулируется постановкой прокладок соответствующей толщины между привалочными фланцами корпуса редуктора и станиной.
Натяжной механизм ведущих катков собирается в соответствии с чертежом и регулируется окончательно после установки круговоротчика на место.
При установке электродвигателя необходимо обеспечить параллельность валов его и червяка и выдержать расстояние между осями цилиндрических шестерён равным 168 мм.
Бегунок круговоротчика собирается с осевым разбегом 11 мм.
Регулировка круговоротчика после его установки на круг производится под нагрузкой локомотива самой тяжёлой серии, обращающейся на данном участке. При наименьшем натяге пружин натяжного механизма круговоротчик должен брать ферму с места без пробоксовки. Регулировка пружин производится гайками равномерно на обеих тягах. В процессе регулировки пружин нельзя допускать продолжительного боксования катков, так как это вызывает образование проката их и износ головки кольцевого рельса. По мере износа катков уменьшается зазор между цилиндрической частью кронштейна и вертикальной полкой станины. Этот зазор должен быть не менее 5 мм. Для восстановления этого зазора до нормального (15—18 мм) производится наплавка поверхности катания ведущих катков электросваркой и с последующей обточкой поверхности катания обязательно на конус 1:8 с большим диаметром книзу. Цилиндрическая обточка катков не разрешается, так как только при конической поверхности катания предупреждается соскакивание ведущих катков с рельса вверх при работе круговоротчика.