Содержание материала

Нахождение центра вращения фермы поворотного круга и разбивка осей подъездных путей
Истинный центр вращения круга необходимо находить в следующих случаях:
1) при разбивке осей новых подъездных путей и закладок фермы;

  1.  при проверке осей ранее уложенных рельсов в случае несовпадения их на ферме и на подъездных путях или несовпадения закладок;
  2. при установке над фермой токоприёмной головки.

Для надлежащей центровки круга, разбивки гнёзд для центрирующих закладок и осей подъездных путей следует правильно найти продольную геометрическую ось фермы, проходящую через истинный центр вращения круга и через середины обеих центрирующих закладок. При этом обе нити рельсов на ферме и на подходах должны быть расположены на одинаковом расстоянии от этой оси (фиг. 62).
При центровке круга должен быть найден истинный центр вращения фермы, за который ни в коем случае не следует принимать центр верхней плиты центральной опоры.
В практике часто допускается эта ошибка: за центр круга принимается центр верхней плиты, через него проводится прямая, по которой производится разбивка осей, подъездных путей и закладок. При этом, если даже обе закладки будут хорошо устанавливаться в гнёзда и концы рельсов на ферме точно совпадут с концами рельсов подъездных путей при положении, указанном на фиг. 63, то при повороте фермы на 180° (фиг. 64 и 65), если центр шайбы не совпадает с истинным центром вращения фермы, удастся заложить только одну закладку, так как другая не попадёт в своё гнездо. Не совпадут также и концы рельсов этой же стороны, причём никакими сдвигами закладки этого совпадения добиться не удастся.



Фиг. 62. Схема нормального расположения рельсовых нитей на ферме круга

Фиг. 63. Истинный центр вращения фермы не лежит на оси фермы, но закладки и концы рельсов в частном случае совпадают


Фиг. 64. Несовпадение закладок и концов рельсов на ферме и береговом брусе

Фиг. 65. Несовпадение закладок и концов рельсов на ферме круга и береговом брусе при подогнанных закладках с другого конца фермы

Предположим, что за ось пути и закладок (фиг. 63) принята ось CD, проходящая не через истинный центр вращения Д, а через некоторую точку О, лежащую на середине продольной оси фермы. При повороте фермы на 180° отрезок оси СО, проходящий в пределах фермы, очевидно, займёт относительно истинного центра вращения Ц положение C1D1 (фиг. 64), указанное пунктиром, причём ось CDне совпадёт с D± на двойную величину эксцентриситета 2ОЦ (расстояние от принятого центра фермы до истинного центра вращения  ОЦ).

 Если теперь (фиг. 65) один из концов фермы будет сдвинут до совпадения точек D и D1, то несовпадение точек С и C1 произойдёт на четырёхкратную величину эксцентриситета (Г = 4ОЦ).
Если ось АБ проходит через истинный центр вращения фермы (фиг. 62) и оба рельса расположены от этой оси на одинаковом расстоянии аа, то при повороте круга на 180° будет достигнуто полное совпадение оси подъездного пути с осевой линией круга АБ.
Отсюда видно, что даже при незначительном несовпадении центра фермы с истинным центром вращения невозможно добиться нормального совпадения закладок и рельсов с обеих сторон. Следовательно, при разбивке осей подъездных путей и закладок задача прежде всего заключается в точном определении и фиксировании центра вращения формы круга.

Фиг. 66. Схема определения истинного центра вращения фермы —  I положение

Фиг. 67. Схема определения истинного центра вращения фермы — II положение

Определение истинного центра вращения.

Примерно в центре проверяемой фермы устанавливается и прочно закрепляется доска, в которую вбивается гвоздь 1 возможно ближе к предполагаемому центру круга (фиг. 66). За пределами котлована, приблизительно на осн круга, устанавливается теодолит Т. Теодолит визируется па забитый гвоздь и при этом фиксируется угол теодолита. Затем ферма поворачивается на 180° и теодолит опять визируется на тот же гвоздь, который займёт положение 2. Вновь фиксируют угол теодолита. Разность углов теодолита при первом и втором отсчётах даёт угол а. Угол а делят пополам и устанавливают на теодолите полученный угол. В створе этого угла в доску забивают ещё два гвоздя 3 и 4 и через них проводят вспомогательную линию.
Затем поворачивают ферму на 90° (фиг. 67), теодолит опять визируют на тот же гвоздь 1 и фиксируют угол.
После этого снова поворачивают ферму на 180° и при этом положении вновь визируют на тот же гвоздь (который займёт уже положение 2), вторично фиксируют угол, делят угол между первой и второй отметками пополам и устанавливают теодолит на этот угол.
В створе нового угла а забивают ещё два гвоздя 5 и 6 и наносят вспомогательную линию 5—6.
Точка пересечения вспомогательных линий 3—4 и 5—6 и даёт истинный центр вращения фермы.
Если при повороте фермы на 90°, а затем на 180° для нахождения вспомогательной линии 5— 6 линия визирования теодолита на гвоздь 1 при углах 90 и 180° не изменяется, то вспомогательной можно считать линию, проходящую через гвоздь 1 и ещё один гвоздь, который следует забить на линии створа теодолита.
Истинный центр вращения фермы отмечают на металле фермы краской или лучше приваркой металлического штифта.
После этого при помощи туго натянутой струны, проходящей через найденный центр, отмечают ось фермы и на оси разбивают места закладок. На гнёздах закладок отмечают зубилом направление оси фермы.

Разбивка осей подъездных путей.

При разбивке путей подхода к кругу необходимо добиться, чтобы рельсы отстояли от оси пути на одинаковом расстоянии и чтобы продольная ось пути, уложенного на ферме, проходила через истинный центр её вращения.
При наличии на ферме отметок, через которые проходит продольная ось фермы, разбивка подъездных путей производится следующим образом.
Натягивают струну по оси фермы (по отметкам), так, чтобы она выходила в сторону разбиваемого пути; струна закрепляется на вбитых в землю кольях. Рельсы подъездного пути укладываются по обе стороны от этой струны на одинаковом расстоянии от нее (1/2 ширины колеи) и пришиваются костылями к шпалам. После пришивки производится проверка колеи и в необходимых случаях рихтовка пути.