Содержание материала

VIII. ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВОРОТНЫХ КРУГОВ

Общие сведения

Поворотный круг является весьма ответственным устройством локомотивного хозяйства. Высокая строительная стоимость кругов и их большое значение в обеспечении нормальной эксплуатационной работы локомотивных депо обязывает руководящих работников локомотивных отделов отделений дорог и персонал, обслуживающий и ремонтирующий поворотные круги, точно соблюдать установленные правила их содержания и ремонта.
Круги для поворота локомотивов находятся на балансе отделения дороги. Ответственность за состояние, правильную эксплуатацию и надлежащий ремонт их несёт начальник локомотивного отдела отделения дороги.
Каждый поворотный круг должен иметь технический паспорт утверждённой формы и комплект чертежей быстроизнашиваемых деталей, по которым производится заблаговременное изготовление запасных частей.
В каждом отделении дороги распоряжением начальника локомотивного отдела назначается инженер, ответственный за состояние и использование поворотных кругов. В обязанности инженера входит составление и хранение технической документации по кругам; надзор за их состоянием; инструктаж обслуживающего персонала и ремонтных бригад по использованию, уходу и ремонту поворотных кругов.
Для обеспечения нормальной работы поворотных кругов необходимо в процессе эксплуатации их строго соблюдать основные правила содержания и нормы регулировки главнейших частей кругов.
Содержание поворотных кругов в исправном и работоспособном состоянии обеспечивается:

  1. проведением плановых периодических ремонтов;
  2.  поддержанием круга в исправности между ремонтами хорошим уходом, обеспечивающим своевременное предупреждение и исправление возникающих в процессе работы неисправностей отдельных его частей;
  3.  проведением в обязательном порядке квартальных осмотров поворотных кругов.

Перед вступлением на дежурство круговщик производит обязательный осмотр поворотного круга, при котором он обязан: проверить состояние фермы и её главнейшие соединения, механизмы круговоротчиков и тележки, центровые и концевые катки, бегуны, электрооборудование и подводку тока, центральную опору и достаточность смазки, подвесные болты фермы и болты крепления опоры; проверить состояние крепления надферменных рельсов и центрирующих запоров, совпадение рельсов путей подхода и надферменных, центрированность катков, бегунов и кольцевого рельса путём пробного поворота фермы.
Обнаруженные ослабшие болтовые скрепления подтянуть, трущиеся части тщательно смазать.
Круговщик также обязан проверить состояние и чистоту котлована и кольцевого рельса круга. Котлован должен быть чистым, никаких посторонних предметов, снега, льда в котловане не должно быть. Решётки канализационного колодца должны быть очищены.
Также следует убедиться в наличии запаса смазки, сигнальных указателей и сигналов и исправности инструмента.
О приёме смены делается запись в книге приёма и сдачи дежурств.
Квартальный осмотр производится не реже одного раза в три месяца (§ 202 ПТЭ).
Указанный осмотр производится комиссией под председательством начальника локомотивного отдела отделения дороги при обязательном участии представителя службы пути по должности не ниже дорожного мастера, ревизора по безопасности движения поездов, представителя службы зданий и гражданских сооружений и начальника депо.
Этой комиссией производится осмотр главных частей поворотного круга, влияющих на безопасную и правильную его работу, а также производится обмер: ширины колеи на ферме и на путях подхода, зазоров между концами рельсов, отступления от концентричности кольцевого пути, а также составляется карта нивелировки кольцевого пути с целью проверки основных размеров и установления соответствия их допускам.
При квартальном осмотре производится проверка работы круга под нагрузкой (наиболее тяжёлая серия локомотива на данном участке) и обмер зазоров между концевыми катками и кольцевым рельсом у уравновешенных кругов.
Комиссия отмечает недостатки круга и намечает мероприятия по их устранению, назначает исполнителя и устанавливает срок исполнения.
Результаты квартального осмотра заносятся в паспорт круга.

Котлованы и фундаменты

При эксплуатации поворотных кругов следует обеспечивать условия, предупреждающие затопление котлованов водой от таяния снега, ливневыми, а также грунтовыми водами.  
Дно котлована круга для лучшего стока воды и во избежание его размывания вымощено булыжником или покрыто асфальтом или бетоном.
При очистке круга необходимо следить за тем, чтобы не повреждалось покрытие дна. Дно котлована должно содержаться в чистоте, выпадающий снег, а также образующийся лёд должны своевременно удаляться из котлована для предупреждения возможности заметания котлована снегом или примерзания фермы при заливании котлована водой.

Фиг. 50. Схема уравновешенного поворотного круга с указанием норм технического содержания

Решётки люка сточного колодца должны периодически очищаться. Уклон сточной канавы к люку колодца должен быть не менее 1 : 200 (фиг. 50).
Верхняя опорная поверхность центрального фундамента 7 должна быть ровной и обеспечивать строго горизонтальное положение опорной пяты 8.
Профилактические меры по предупреждению разрушения центрального фундамента должны включать защиту его от воздействия грунтовых вод. Для этого при обслуживании кругов следует обращать особое внимание на исправное действие канализации, обеспечивать надёжный отвод грунтовых вод от центрального фундамента.
Нужно следить за правильной и достаточной подачей смазки к центральной опоре и не допускать заливания ею центрального фундамента. Желательно в тёплое время года, весной и осенью, промывать внешнюю поверхность фундамента горячей водой для удаления смазки с бетона.
Внешняя поверхность фундаментов должна периодически осматриваться, очищаться от грязи, промываться и при появлении следов выветривания бетона или мелких трещин фундамент нужно затереть жидким бетонным раствором.
Кольцевой путь должен быть строго концентричен по отношению к истинному центру вращения фермы и горизонтален. Допускается эксцентриситет кольцевого рельса до 7 мм. Местные отступления от теоретической кривой допускаются до ±3 мм.
Между фермой и подпорной стенкой котлована или обвязочным брусом должен быть зазор не менее 25 мм и не более 50 мм.
Котлован должен иметь береговую дорожку (наверху) шириной не менее 2 м, ровную и ничем не загромождённую для прохода обслуживающего круг персонала.

Фермы поворотных кругов

Одним из важнейших условий исправной работы поворотного круга является правильная регулировка положения фермы на опорах и относительного положения рельсов на ферме круга и на подходах к нему.
Под воздействием нагрузки ферма получает упругую деформацию, вследствие чего зазоры А и Б между катками, кольцевым рельсом и кольцевой дорожкой центральной опоры (см. фиг. 50) уменьшаются. Поэтому, зазоры А и Б при ненагруженной ферме должны быть рассчитаны так, чтобы при деформации фермы под воздействием максимальной нагрузки (при условии равновесия фермы) обеспечивался бы минимально необходимый зазор между катками и кольцевым рельсом. Эти зазоры принимаются: в нагруженном состоянии не менее А + А1 = 10-12 мм; Б + Б1 = 2-6 мм.
Регулировка зазоров A, A1 в поворотных кругах с гладкой сферической опорой, опорой конструкции Бюро Мехтранс ЛИИЖТ и системы Скварченко, а также в кругах с однорядными шариковым подшипником на стояке производится подтягиванием или отпуском гаек болтов 12 верхней подвесной плиты 13. При завинчивании гаек ферма поднимается и зазоры A, A1 увеличиваются, а при отпуске гаек ферма опускается и зазоры А и А1 уменьшаются. Гайки нужно подтягивать равномерно.

Регулировка зазоров А, А1, т. е. поднятие или опускание фермы относительно кольцевого рельса и центрального фундамента в кругах диаметром 25 м завода «Красный Профинтерн», а также в кругax с опорами Становского и Рубана, производится путём постановки металлических прокладок соответствующей толщины между верхней плоскостью опоры и центральной коробкой фермы.
В кругах с гидравлической опорой регулировка зазоров А, А1 достигается изменением толщины деревянного прокладочного кольца 9, верхней опорной плиты 5 — при опоре типа 1 или изменением толщины прокладочного кольца 9 под фланцем гидравлического цилиндра — при опоре типа II (см. фиг. 27).
Зазоры Б, Б1 уменьшаются или увеличиваются при опускании или подъёме фермы. После установки фермы на нужную высоту зазор под центровыми катками регулируется поворотом эксцентричных осей катков или забивкой клиньев между рамкой фермы и подвижным кронштейном оси центровых катков (круг 25 м завода «Красный Профинтерн»).
При необходимости изменить зазор под катком при эксцентричных осях катка освобождается гайка натяжного болта 14 (см. фиг. 21), проходящего в отверстии оси вала катка. Лёгкими ударами кувалды ось 15 выбивается из своего конического гнезда, ставится в нужное положение и вновь закрепляется гайкой натяжного болта.
При регулировке зазоров катков необходимо знать величину деформации фермы круга под наибольшей нагрузкой.
Максимальный прогиб фермы под нагрузкой, измеренный по одному концу фермы при опирающемся катке с другой её стороны, допускается на величину не более 1/500 полной её длины.
Деформация фермы под нагрузкой может быть точно определена только нивелировкой. Однако с достаточной для практических целей точностью эта деформация может быть определена по обмеру зазоров между катками и кольцевым рельсом. Для этого замеряют в каком-либо положении фермы круга зазоры между катками и поверхностью катания рельса (при условии равновесия максимальной нагрузки на ферме). После этого снимают нагрузку с круга и вновь обмеряют зазоры. Разность между суммой зазоров первого и второго обмеров покажет величину деформации фермы под нагрузкой, т. е. Д = (А + A1 с нагрузкой) — (А + A1 без нагрузки).
В табл. 10 приведены нормальные зазоры между концевыми катками и кольцевым рельсом для кругов различного диаметра при условии, что ферма деформируется под влиянием нагрузки на величину не более 1/500 своей длины.
Продольная ось рельсовой колеи на ферме круга и на путях подхода к нему должна проходить строго через истинный центр вращения фермы. Размеры С, С1 и Д, Д1 (см. фиг. 50) должны быть равны между собой и не выходить за пределы (+-762 мм).

Нормальные зазоры между концевыми катками и кольцевым рельсом

Рельсы прочно укрепляются на ферме круга специальными лапками и болтами и должны надёжно предохраняться от угона в продольном направлении. Зазор между концами рельсов, уложенных на ферме круга и па подходах к нему, должен быть не менее 10 и не более 25 мм (по горизонтали). При регулировке этого зазора разрешается допускать свисание рельсов с фермы и с берегового бруса до 25 мм.
Большое значение на работу поворотного круга оказывает взаимное расположение рельсов на ферме и на подходах к кругу по уровню.
Спокойный без толчков въезд локомотива на круг будет в том случае, когда концы рельсов на ферме круга и на пути подхода находятся на одном уровне.
Такая регулировка легко достигается на кругах неуравновешенного типа. Главное управление локомотивного хозяйства установило норму относительного возвышения рельсов (на ферме и на путях подхода) неуравновешенных кругов 0 + 5 мм.
Более сложно установить правильное положение рельсов на уравновешенных кругах. Чтобы обеспечить при деформации фермы под максимальной нагрузкой минимальный зазор между концевыми катками и кольцевым рельсом, для балансирования фермы, в размере 10—12 мм, следует в свободном состоянии фермы (без нагрузки) этот зазор держать в пределах, указанных в табл. 10. Для круга диаметром 25 м этот зазор в свободном состоянии составляет 60— 62 мм. При въезде локомотива па ферму первой колёсной парой въездной конец фермы опускается па величину этого зазора, и между концами рельсов на пути подхода и па ферме образуется как бы ступень, доходящая по высоте до 60—62 мм. Проход паровоза по пути с такой ступенькой влечёт за собой надрывы головок сцепных дышел и пальцев кривошипов колёсных пар.
Для предупреждения таких нежелательных явлений Главное управление локомотивного хозяйства МПС потребовало содержания уравновешенных поворотных кругов так, чтобы в свободном состоянии уровень рельсов на ферме был на 20 мм выше уровня рельсов путей подхода, а зазор между концевыми катками и кольцевым рельсом был при нагруженной ферме не менее 10—12 мм. Вполне понятно, что при таком взаимном положении уровней рельсов максимальная ступенька будет равна только 42 мм.
Центрирующие закладки фермы должны устанавливаться строго по продольной оси рельсовой колеи. Зазор закладки в гнёздах кронштейна не должен превышать 5 мм.

Износ втулок центральных катков допускается до 2 мм, втулок подшипников концевых катков — до 5 мм и осевой разбег катков — до 5 мм.
Ферма неуравновешенного круга не нуждается в сложной регулировке. Установленное положение её по отношению к кольцевому пути и путям подхода будет меняться при просадке пути и центральной опоры. Поэтому при регулировке положения фермы неуравновешенных кругов производится проверка (путём нивелировки) фактических отметок центральной опоры и кольцевого рельса и сравнение их с проектными отметками. Такую проверку следует производить при каждой подъёмке фермы.
Если при контрольной нивелировке обнаружено отступление фактических отметок от проектных, например при осадке центрального фундамента или кольцевого пути, а также при регулировке положения фермы на вновь устанавливаемых 30-м кругах Брянского завода «Красный Профинтерн» конструкции 1935 г. или бесфундаментного круга Проектного бюро Центрального машиностроительного треста НКПС конструкции 1937 г. производят регулировку горизонтального положення фермы. Конструкцией центральной опоры вышеуказанных кругов предусмотрены особые прокладки, которые закладываются при сборке фермы между фланцем верхнего балансира 7 (см. фиг. 13) и поперечной балкой фермы и крепятся болтами. Постановкой или изъятием прокладок достигается нужное горизонтальное положение фермы. Для того чтобы произвести регулировку полностью собранного поворотного круга, необходимо поднять при помощи двух домкратов поперечную балку фермы за её концы на нужную величину (предварительно опустив болты фланца верхнего балансира), вынуть или заложить прокладки соответствующей толщины, отпустить поперечную балку на место и затянуть болты верхнего балансира.
Фермы поворотных кругов во избежание коррозии должны содержаться в чистоте и своевременно окрашиваться.

Центральные опоры

Центральная опора является важнейшей частью поворотного круга.
От правильной сборки и исправности центральной опоры зависит лёгкость поворота круга, а также рентабельность его содержания, так как 75—80% всех расходов, связанных с ремонтом круга, падает на ремонт центральной опоры.
Состояние наиболее ответственной части центральной опоры —  опорного подпятника контролируется путём постоянных наблюдений за его работой при повороте круга. При неисправности подпятника затрудняется поворот фермы, появляются характерные потрескивания, толчки при повороте и другие ненормальные явления. Центральная опора считается неисправной, если имеются следующие характерные дефекты:

а)  Опоры скользящего трения — наличие рисок глубиной более 0,5 мм, трещин и отколов дисков или вкладышей подпятника;
расстояние между станиной и нижним балансиром менее 5 мм; толщина бронзового опорного диска менее 20 мм;
толщина вкладышей: бронзового менее 65 мм и стального менее 70 мм;
обрыв хотя бы одного тяжа опоры бесфундаментного 30-м круга проектного бюро ЦМТ НКПС конструкции 1937 г.

  1. Опоры шариковые и роликовые — наличие смятия, трещин, отколов и раковин на рабочей поверхности шариков, роликов, шароопорных колец и конусных опорных колец и беговых дорожек шароопорных колец;
  2. смятие, отколы и трещины в сепараторах;
  3. наличие зазора между верхней опорной плитой и подпятником менее 5 мм.
  1. Гидравлические опоры — износ уплотнительных манжет поршня или разрыв, препятствующий повышению давления в цилиндре до рабочего.

Центральные опоры разбираются для чистки, осмотра деталей и производства необходимого ремонта не реже одного раза в год.
Обычно эти разборки приурочиваются к годовому периодическому осмотру или капитальному ремонту круга.
Перед постановкой верхней подвесной плиты болты, на которых подвешивается ферма, тщательно осматриваются и проверяются дефектоскопом с целью обнаружения в них трещин и других скрытых дефектов. Такому же контролю должны подвергаться и тяжи центральной опоры бесфундаментного 30-м круга.
При наружном осмотре болтов следует обращать особое внимание на радиус перехода от тела к головке болта (должны быть выкружки радиуса, установленного чертежом), отсутствие в этих местах подрезов, на состояние резьбы на болтах и в гайках. Болты и гайки с забитой, сорванной резьбой, а также при значительной слабине гайки на резьбе болта бракуются и заменяются исправными. Постановка болтов, на которых подвешивается ферма, должна производиться аккуратно, а гайки этих болтов при сборке центральной опоры должны затягиваться равномерно во избежание перекоса фермы.
При сборке центральных опор следует особое внимание обратить:

  1. на совмещение ранее приработавшихся деталей. Например, при разборке и последующей сборке двухрядного шарикоподшипника нужно шарики внешнего кольца и внутреннего обязательно поставить на свои беговые дорожки, для чего при разборке их следует сложить отдельно и сделать пометки;
  2. на аккуратность сборки и монтажа тяжёлых деталей во избежание их повреждения;
  3. на соблюдение чистоты при сборке деталей, предупреждение

попадания песка или металлической стружки на трущиеся поверхности.
Периодически, не реже одного раза в квартал, необходимо производить осмотр опоры 30-м неуравновешенных кругов без подъёмки фермы. Цель осмотра — установить, правильно ли содержится и работает опора. При осмотре обращается внимание на исправность и надёжность крепления анкерных болтов опоры, болтов, крепящих поперечную балку на верхнем балансире, болтов, стягивающих валик балансира. Снимается предохранительное пылевое кольцо 12 (см. фиг. 18) и обмеряется зазор между фланцем нижнего балансира и верхним краем чаши станины. Этот зазор при новом бронзовом диске должен быть 10 мм. При износе диска зазор уменьшается, но он должен быть не меньше 5 мм, в противном случае необходима замена бронзового опорного диска.
Смазочная система опор промывается керосином.
Обычно в керосине после промывки смазочной системы содержатся мелкие чешуйки бронзы, как результат выработки бронзового диска. Наличие крупных и в большом количестве частиц бронзы служит признаком ненормального износа диска или его задира. В этом случае необходимо разобрать опору, проточить и пришабрить диск. После промывки смазочная система опоры заполняется свежей смазкой.

Тележки поворотных кругов

Для обеспечения нормальной работы поворотного круга его тележки должны быть исправны и занимать правильное положение относительно фермы и кольцевого пути. Определённое положение тележки 30-м поворотного круга завода «Красный Профинтерн» конструкции 1935 г. относительно фермы устанавливается при помощи специальных тяг. Эти тяги крепятся с одной стороны под гайку болта буксы, а с другой — болтом к угольнику фермы. При разработке отверстий в тягах или износе болтов появляется значительная слабина, которая приводит к изменению положения тележек относительно фермы, т. е. к перекосу тележек. Это может привести к сходу бегунов тележки с кольцевого пути при вращении круга. В целях предупреждения такого расстройства тележек следует периодически осматривать состояние тяг, их болтов и принимать своевременные меры по ремонту или замене негодных деталей.
Проверяется прокат бегунов тележек, который не должен превышать 10 мм.
При повороте фермы круга бегуны тележек должны катиться по кольцевому пути по среднему кругу катания. В случае обнаружения отступлений от этого условия, т. е. когда бегуны тележек на каком- либо участке кольцевого пути будут опираться на рельс не по среднему кругу катания, а краями, необходимо немедленно выяснить, связана ли эта ненормальность с изменением положения тележек относительно фермы или с нарушением концентричности кольцевого пути.
Практическая проверка положения бегунов производится так: выверяется кольцевой рельс, который должен быть расположен концентрично к центру вращения фермы. Радиус оси кольцевого рельса должен быть R = 14 200 + 3,5 мм. После этого проверяют положение бегунов на рельсах при движении круга. Если рельс концентричен и радиус R — в пределах допуска, но бегуны тележек не идут посередине рельса, то необходимо изменить длину тяг, фиксирующих положение тележек относительно фермы круга.
Все узлы и детали тележек должны периодически, не реже одного раза в год, тщательно очищаться от грязи, осматриваться и обнаруженные неисправности устраняться.
Тележки 30-м бесфундаментных поворотных кругов Проектного бюро Центрального машиностроительного треста НКПС конструкции 1937 г. также требуют постоянного и внимательного наблюдения за их работой и регулировки положения тележек относительно фермы. Регулировка тележек заключается в такой установке колёсных пар у траверсы, при которой их оси совпадают с радиусами круга. Регулировка производится путём отпуска или затяжки муфты 15 винтовой тяги 14 (см. фиг. 34). Перед регулировкой положения тележек также необходимо проверить концентричность кольцевого пути относительно центра вращения круга. Для ликвидации перекоса фермы балансир 1 путём затяжки гаек болта 2 может быть опущен вниз или приподнят вверх вместе с соответствующим концом фермы. При этом балансир 1 следует поставить в такое положение, при котором его нижняя кромка не была бы ниже поверхности катания внутреннего рельса двухколейного кольцевого пути более чем на 65 мм.

Круговоротчики

В процессе эксплуатации круговоротчиков при недостаточно тщательной их регулировке наблюдается неравномерный износ отдельных деталей, что ухудшает работу круговоротчиков, а иногда может вызвать и их порчу.
Поэтому для обеспечения нормальной работы круговоротчиков необходимо своевременно производить ремонт и регулировку их механизма.
Для поддержания в исправном состоянии пневматических круговоротчиков следует регулярно производить заточку ножей, своевременно заменять износившиеся валики захватывающего приспособления, периодически менять набивку и регулировать натяг сальников рабочего цилиндра.
Кроме того, необходимо предупреждать возможность появления утечек воздуха в соединениях гибкого рукава и через манжеты поршня.

В зимнее время при низкой температуре смазка на стенках цилиндра и манжетах густеет, вследствие чего движение поршня становится вялым, а иногда и совсем прекращается. При наступлении морозов цилиндр и поршень необходимо тщательно промыть керосином и перейти на зимнюю смазку (см. табл. 11).
Электрические круговоротчики требуют внимательного ухода как за механизмами круговоротчика, так и за электродвигателями. Открытые зубчатые передачи следует своевременно очищать и регулярно смазывать. Необходимо вести также наблюдение за нарастанием износов и своевременно производить ремонт подшипников и крепить ослабшие соединения.
Постоянно необходимо следить за исправностью тормоза. Тормозная лента должна систематически регулироваться, изношенные фрикционные обкладки её своевременно заменяться. Исправный тормоз должен хорошо останавливать круг при нажатии ногой на. педаль, при отпущенном тормозе между лентой и шкивом должен быть зазор 1,5—2,0 мм по всей длине ленты.
При установке электродвигателей необходимо обеспечить совпадение геометрических осей их роторов и валов редукторов. На пальцы сцепной муфты обязательно надеваются резиновые втулки. Эти втулки должны плотно сидеть на пальцах и в отверстиях муфты.
Закрытые редукторы должны заливаться смазкой до требуемого уровня. При этом не должна допускаться утечка смазки через изношенные сальники валов и неплотности в различных частях корпуса редуктора.
Электродвигатели круговоротчика, токоприёмные головки, электропровода, приборы управления должны иметь хорошую изоляцию и должны быть защищены в предусмотренных конструкцией местах от проникновения влаги и пыли наличием плотных крышек, кожухов и т. п.
Все металлические части поворотного круга должны быть надёжно заземлены.
Для этой цели станина или стояк центральной опоры соединяется с кольцевым рельсом приваренной к ним железной полосой 25X3мм, а кольцевой рельс такими же шинами соединяется с забитыми в дно котлована на глубину 1—1,5 м металлическими трубами.

Смазка механизмов поворотных кругов

Механизмы поворотных кругов должны смазываться в сроки и сортами смазок, указанными в табл. 11.