Содержание материала

СТАНЦИИ И ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ
СТАНЦИИ

Станции монорельсовых дорог принципиально ничем не отличаются от станций наземных линий метрополитена и пригородных электрифицированных железных дорог.
Как правило, в населенных пунктах платформы должны располагаться на высоте 6—7 м с тем, чтобы на подходах к ним расстояние от низа вагона до проезжей части улиц составляло не менее 4,5—5 м для пропуска наземного транспорта. На станциях должны быть предусмотрены удобные подходы к ним для пассажиров. Платформы могут быть крытыми и полуоткрытыми, так же как и платформы пригородных железных дорог.
Для подъема и спуска пассажиров устраиваются обычные или эскалаторные лестницы. Количество и расположение переходов, лестничных маршей и эскалаторов определяются в зависимости от пассажиропотоков по нормативам, устанавливаемым на основе испытаний и обследований, осуществляемых на метрополитенах.
Устройства для взимания платы за проезд располагают, в зависимости от местных условий, при входе на платформу или внизу на поверхности земли.
Эскалаторные лестницы целесообразно устраивать только на станциях с большими пассажиропотоками (рис. 95). Как правило, можно ограничиться обычными, но достаточно широкими лестницами, так как высота подъема и спуска не превышает высоты пешеходных мостов на пригородных платформах и высоты подъема со станций метрополитена мелкого заложения. Наиболее удобны платформы островного типа длиной на 4—8 м больше длины полного состава (из-за неточности остановки). Ширина платформ устанавливается с учетом размеров подлежащих освоению пассажиропотоков, интервала движения поездов, времени стоянки поездов и расположения входов и выходов.
В условиях городской застройки возможно устройство платформ как на улицах, так и внутри застроенных кварталов (рис. 96, а), в зависимости от условий застройки и организации подходов пассажиров. При необходимости монорельсовая дорога может проходить и через существующие здания (рис. 96, б), причем в соседних с проемом квартирах может даже не ощущаться движение поездов.

Административные здания и помещения для аппаратуры контроля и управления движением поездов размещают обычно в блоке со станциями или ремонтными базами.

Рис. 95. Схема типовой станции двухпутной подвесной монорельсовой дороги со значительными пассажиропотоками:
а — вид сбоку; б — разрез; 1 — эскалатор; 2 — платформа; 3 — ходовая балка монорельсовой дороги 4 — вагон; 5 — опора ходовой балки

На пригородных линиях платформы можно располагать на высоте 1—2 м от уровня земли, оградив подходы к ним от перпендикулярных потоков транспорта и пассажиров.

Рис. 96. Схема прокладки дороги Алвег по застроенным кварталам

В случае прокладки монорельсовой дороги в пределах станций в виде одной двухпутной эстакады платформы должны устраиваться с двух сторон для право- и левостороннего движения. При островных платформах двухпутная эстакада на подходах переходит в две однопутные.
На улицах городов наиболее целесообразно устраивать высотные платформы в пределах разделительной зеленой полосы, предусматривая подземные переходы под проезжими частями улиц для подходов и выходов пассажиров. Крайне важным при расположении станций является обеспечение для пассажиров быстрой и удобной пересадки на другие виды транспорта.


Рис. 97. Станция монорельсовой дороги в Токио

Как правило, станции должны иметь одну платформу как для посадки, так и для высадки пассажиров (аналогично станциям метрополитена и пригородных железных дорог). Однако в некоторых случаях, особенно на станциях пересадки или конечных станциях с большими потоками пассажиров, могут устраиваться раздельные платформы для посадки и высадки пассажиров.
На конечной станции монорельсовой дороги Токио—Ханеда сооружена станция с раздельными платформами для посадки и высадки (рис. 97). На промежуточных станциях устройство раздельных платформ нецелесообразно, так как это вызовет значительное увеличение площади для станции и удорожание строительных работ.
Станции метрополитена, имеющие большие чем на монорельсовых дорогах объемы перевозок, обеспечивают посадку и высадку пассажиров на одну платформу в течение 15—20 сек. Вагоны монорельсовых дорог оборудованы широкими дверями для создания нормальных условий посадки и высадки пассажиров, в связи с чем время посадки и высадки на станциях монорельсовых дорог меньше, чем на станциях метрополитена. Между нижней поверхностью путевой балки и платформой устраиваются предохранительные сетки.