Для обеспечения строительства дороги необходимыми металлическими или железобетонными конструкциями должен быть организован полигон по их изготовлению. Наиболее целесообразно устройство полигона в одном из конечных участков дороги.
Изготовление предварительно напряженных железобетонных конструкций опор и балок может быть также организовано на железобетонных заводах, изготовляющих аналогичные конструкции для железнодорожных и автодорожных мостов, при соответствующем переоборудовании имеющихся на заводе стендов.
Рис. 92. Выемка готовой балки из опалубки
Рис. 93. Монтаж с помощью кранов эстакады монорельсовой дороги в Сиэтле
Изготовление предварительно напряженных пролетных строений — наиболее ответственный и трудный этап строительства — должно производиться в специальных металлических опалубках, позволяющих делать балки как для прямых, так и для кривых участков пути. На всех построенных за рубежом навесных монорельсовых дорогах из-за жестких допусков деревянные опалубки не устраивались, а бетонирование и армирование их осуществлялись в специально изготовленных металлических опалубках с системой поперечных домкратов, позволяющих придавать стенкам балки любую кривизну. При длине балки 20 м и поперечном сечении 0,8 X 1,4 м допуск в продольном направлении составляет 0,4—0,5 см, а в поперечном 0,15—0,25 см.
На рис. 92 показана металлическая опалубка для изготовления балок навесной монорельсовой дороги (США). В такой опалубке можно изготовлять балки любой кривизны.
Рис. 94. Монтаж с помощью кранов эстакады монорельсовой дороги в Нью-Йорке
Установка опор и балок, изготовленных на строительном дворе, осуществляется кранами (рис. 93 и 94), а для перевозки балок используются автотележки и тягачи.
В отношении строительства железобетонной эстакады определенные преимущества имеет навесная дорога. Эстакада такой дороги по сравнению с железобетонными эстакадами подвесных дорог значительно проще и дешевле. Кроме того, устройство железобетонной эстакады подвесных монорельсовых дорог на кривых участках очень сложно из-за необходимости наличия двойных стенок, обеспечивающих достаточное сопротивление крутящим моментам.
В настоящее время эстакады всех построенных навесных дорог выполнены из железобетона, а эстакады подвесных дорог — из металла.
Для рекомендации того или иного типа дорог, кроме преимуществ в части строительства эстакады, следует также учитывать конструкцию подвижного состава.
Поскольку эстакада является наиболее сложным и дорогостоящим элементом во всем комплексе сооружений монорельсовой дороги, указанные выше преимущества навесных дорог во многих случаях могут оказаться решающими. С 1961 г. были построены шесть металлических подвесных дорог в США, Японии и Франции протяжением 0,5—2,0 км. Железобетонных навесных дорог за этот период было построено семь (в США, Италии и Японии) протяжением 2—14 км.