Содержание материала

Институтом Промтрансниипроект в проектах монорельсовых дорог для Магнитогорска, Миасса, Нижнего Тагила, Алма-Аты и др. было разработано несколько конструкций эстакад для монорельсовых дорог, а именно навесная железобетонная дорога, подвесная дорога с открытой железобетонной двутавровой балкой, подвесная дорога с закрытой металлической, металло-железобетонной и железобетонной балками коробчатого сечения.

В табл. 14 приведены стоимость строительства и расходы материалов на 1 м двухпутной эстакады для прямых участков пути. Стоимость строительства определена по данным сметно-финансовых расчетов в соответствии с действующими расценками для строительства железнодорожных и автодорожных мостов и эстакад.
Расход материалов и стоимость определены для эстакад со столбчатыми центрифугированными стойками опор и фундаментов.

Таблица 14
Расход материалов и стоимость строительства двухпутной эстакады для монорельсовых дорог различных систем

Стоимость изготовления и монтажа 1 м3 предварительно напряженных железобетонных конструкций с учетом транспортировки составляет 200—240 руб., 1 м3 сборных железобетонных конструкций 120—150 руб., 1 т металлоконструкций и металлических опорных частей 290—400 руб. и 1 м3 бетона-заполнителя 19—20 руб. Количество арматуры в зависимости от длины пролета, элемента конструкции, марки бетона и типа эстакады составляет 150—480 кг на 1 м3 железобетона. Наибольшее количество арматуры требуется для стоек оболочек опор и пролетных строений подвесных систем из железобетона при длине пролета 30 м.
В металло-железобетонной балке для подвесной дороги французской системы был применен не предварительно напряженный железобетон, а сборный, так как наиболее подверженная растяжению нижняя часть балки была запроектирована из металла. Для балок, ригелей, стоек опор и стоек фундаментов был предусмотрен бетон марки 500, для заполнения оболочек — бетон марки 150.
Наименьшие строительные затраты характерны для эстакады навесной дороги из железобетона. Кроме того, конструкция балок и опорных частей эстакады навесной дороги значительно проще, чем у подвесных дорог.
Большим недостатком подвесных дорог является практическая невозможность выполнения конструкции эстакады на кривых участках пути из железобетона вследствие больших конструктивных трудностей. Применение железобетона для балок подвесной дороги на прямых участках также требует еще экспериментальных исследований. Все построенные в США, Японии и Франции подвесные дороги как на прямых, так и на кривых участках пути изготовлены из металла.
Для изготовления эстакад навесных дорог (как на прямых, так и на кривых участках), построенных в последние годы в ФРГ, Италии, США и Японии, применен железобетон.