Для учета наличия грузовых вагонов используются следующие документы: натурные листы, настольный журнал движения поездов, ведомости по передаче заводами станциям новых вагонов, извещения отделов учета дороги об исключении вагонов из инвентаря, наряды на перестановку вагонов с одной колеи на другую, уведомления о подаче вагонов на ремонтные пути и приемки вагонов из ремонта, акты об изъятии вагонов из рабочего парка и книги пономерного учета вагонов, изъятых из рабочего парка.
Наличие вагонов грузового парка определяется по каждой станции, отделению дороги, железной дороге и в целом по сети железных дорог.
Величина вагонного парка устанавливается балансовым методом. Станции, независимо от вагонооборота, наличие вагонов на отчетный час определяют этим методом на основании записи в балансовом журнале вагонооборота станции о количестве прибывших и убывших вагонов.
Схема группировки вагонного парка
Сущность его заключается в том, что наличие вагонов на конец отчетных суток определяется не непосредственным подсчетом вагонов, фактически находящихся на станциях и в поездах на перегонах, а прибавлением к наличию вагонов на начало отчетных суток вагонов, прибывших за отчетные сутки, и вычитанием вагонов, выбывших за этот же период. Исходной величиной для балансового учета служат данные всесоюзной переписи вагонов. При этом способе очень важен точный учет грузовых вагонов, передаваемых с отделения на отделение и с дороги на дорогу. Этот учет осуществляют технические конторы станций перехода.
Схема балансового учета следующая:
Пример определения наличия вагонов на отделении за отчетные сутки (в двухосных единицах):
1. Балансовое наличие вагонов на начало от
- Принято вагонов всего 4000
в том числе:
от Н-ской дороги 2000
от Н-ской новостройки 100
от III отделения 900
от V отделения 1000
- Переставлено с узкой колеи 30
- Поступило новых от завода 50
- Возвращено из аренды по договорам 5
- Поступило собственных вагонов предприятий
при выходе на эксплуатируемую сеть 15
Итого по пунктам 2—6 4100
- Сдано вагонов всего 5000
в том числе:
на Н-скую дорогу 2830
на Н-скую новостройку 75
на III отделение 1070
на V отделение 1025
- Переставлено на узкую колею 60
- Исключено из инвентаря 1
- Сдано в аренду по договорам 5
- Возвращено собственных вагонов предприятий
с эксплуатируемой сети 134
Итого по пунктам 7—11 5200
- Балансовое наличие вагонов в распоряжении отделения на конец отчетных суток 6900
Балансовым способом определяется общее наличие вагонов с распределением на груженые и порожние и по роду вагонов.
Для проверки правильности учета наличия вагонов на станциях периодически проводится перепись вагонов с натуры.
На основе этих данных в случае необходимости вносятся соответствующие исправления в балансовый журнал вагонооборота станции и в отчет о вагонном парке.
Одновременно с этим о результатах переписи начальник станции составляет акт, копии которого высылаются в отделение дороги и в отдел статистического учета и отчетности Управления дороги. Исправление балансового наличия вагонов на отделении дороги может быть произведено только с разрешения отдела статистического учета и отчетности дороги, а на дороге в целом—по разрешению управления статистического учета и отчетности МПС.
Учет наличия пассажирских вагонов
В отличие от грузовых, пассажирские вагоны учитываются строго по дорогам приписки. В учете различают три понятия наличия пассажирских вагонов: инвентарное, приписное и фактическое.
Инвентарным наличием является все количество пассажирских вагонов, числящихся на балансе дороги, составляю щих ее инвентарный парк. В приписное наличие входит весь
инвентарный парк вагонов с учетом временно прикомандированных и откомандированных, независимо от того, находятся ли они на момент учета в пределах или за пределами дороги приписки. Наличие пассажирских вагонов, приписанных к дороге, учитывается в физических единицах и числом осей. Исходной величиной для определения количества приписных вагонов служит инвентарное наличие вагонов.
Фактическое наличие составляют пассажирские вагоны, находящиеся на момент учета в границах данной дороги, независимо от места их приписки, состояния и характера использования.
В отчетности вагоны пассажирского парка группируются следующим образом (см. схему группировки вагонов пассажирского парка).