Содержание материала

Для учета наличия грузовых вагонов используются следующие документы: натурные листы, настольный журнал движения поездов, ведомости по передаче заводами станциям новых вагонов, извещения отделов учета дороги об исключении вагонов из инвентаря, наряды на перестановку вагонов с одной колеи на другую, уведомления о подаче вагонов на ремонтные пути и приемки вагонов из ремонта, акты об изъятии вагонов из рабочего парка и книги пономерного учета вагонов, изъятых из рабочего парка.
Наличие вагонов грузового парка определяется по каждой станции, отделению дороги, железной дороге и в целом по сети железных дорог.
Величина вагонного парка устанавливается балансовым методом. Станции, независимо от вагонооборота, наличие вагонов на отчетный час определяют этим методом на основании записи в балансовом журнале вагонооборота станции о количестве прибывших и убывших вагонов.

Схема группировки вагонного парка

Сущность его заключается в том, что наличие вагонов на конец отчетных суток определяется не непосредственным подсчетом вагонов, фактически находящихся на станциях и в поездах на перегонах, а прибавлением к наличию вагонов на начало отчетных суток вагонов, прибывших за отчетные сутки, и вычитанием вагонов, выбывших за этот же период. Исходной величиной для балансового учета служат данные всесоюзной переписи вагонов. При этом способе очень важен точный учет грузовых вагонов, передаваемых с отделения на отделение и с дороги на дорогу. Этот учет осуществляют технические конторы станций перехода.

Схема балансового учета следующая:
Схема балансового учета вагонов

Пример определения наличия вагонов на отделении за отчетные сутки (в двухосных единицах):
1. Балансовое наличие вагонов на начало от

  1. Принято вагонов всего                                               4000

в том числе:
от Н-ской дороги                                                               2000
от Н-ской новостройки                                                        100
от III отделения                                                                    900
от V отделения                                                                  1000

  1. Переставлено с узкой колеи                                          30
  2. Поступило новых от завода                                           50
  3. Возвращено из аренды по договорам                             5
  4. Поступило собственных вагонов предприятий

при выходе на эксплуатируемую сеть                                   15
Итого по пунктам 2—6              4100

  1. Сдано вагонов всего                                                   5000

в том числе:
на Н-скую дорогу                                                             2830
на Н-скую новостройку                                                        75
на III отделение                                                                1070
на V отделение                                                                1025

  1. Переставлено на узкую колею                                       60
  2. Исключено из инвентаря                                                  1
  3. Сдано в аренду по договорам                                         5
  4. Возвращено собственных вагонов предприятий

с эксплуатируемой сети                                                     134
Итого по пунктам 7—11               5200

  1. Балансовое наличие вагонов в распоряжении отделения на конец отчетных суток  6900

Балансовым способом определяется общее наличие вагонов с распределением на груженые и порожние и по роду вагонов.
Для проверки правильности учета наличия вагонов на станциях периодически проводится перепись вагонов с натуры.
На основе этих данных в случае необходимости вносятся соответствующие исправления в балансовый журнал вагонооборота станции и в отчет о вагонном парке.
Одновременно с этим о результатах переписи начальник станции составляет акт, копии которого высылаются в отделение дороги и в отдел статистического учета и отчетности Управления дороги. Исправление балансового наличия вагонов на отделении дороги может быть произведено только с разрешения отдела статистического учета и отчетности дороги, а на дороге в целом—по разрешению управления статистического учета и отчетности МПС.

Учет наличия пассажирских вагонов

В отличие от грузовых, пассажирские вагоны учитываются строго по дорогам приписки. В учете различают три понятия наличия пассажирских вагонов: инвентарное, приписное и фактическое.
Инвентарным наличием является все количество пассажирских вагонов, числящихся на балансе дороги, составляю щих ее инвентарный парк. В приписное наличие входит весь
инвентарный парк вагонов с учетом временно прикомандированных и откомандированных, независимо от того, находятся ли они на момент учета в пределах или за пределами дороги приписки. Наличие пассажирских вагонов, приписанных к дороге, учитывается в физических единицах и числом осей. Исходной величиной для определения количества приписных вагонов служит инвентарное наличие вагонов.

Фактическое наличие составляют пассажирские вагоны, находящиеся на момент учета в границах данной дороги, независимо от места их приписки, состояния и характера использования.
В отчетности вагоны пассажирского парка группируются следующим образом (см. схему группировки вагонов пассажирского парка).