Содержание материала

Значение и задачи железнодорожной статистики

Управление таким сложным хозяйственным организмом, каким является железнодорожный транспорт, невозможно без учета и статистики. Поэтому железнодорожная статистика выступает не только как средство познания закономерностей транспортного процесса, но и как необходимый инструмент управления транспортом.
Роль и значение учета и статистики на железнодорожном транспорте повышаются в связи с многообразием и массовостью процессов. Ежедневно железные дороги принимают к перевозке несколько млн тонн груза, ежедневно по железным дорогам отправляется более 5 млн пассажиров. В любой момент на железных дорогах находится в движении более миллиона вагонов.
Изучить такие массовые явления и управлять ими возможно только при помощи статистики.
Как выше отмечено, руководство работой железных дорог осуществляется в централизованном порядке. Оно обеспечивает согласованность работы всех звеньев транспорта. Это придает учету и статистике на железнодорожном транспорте исключительно важное оперативное значение.
Налаженный учет — непременное условие правильного разрешения оперативных задач по управлению транспортом, важное средство воздействия на его работу в нужном направлении.
Железнодорожная статистика имеет не только ведомственное, но и народнохозяйственное значение. В ее показателях находят отражение изменения в размерах производства и потребления, в размещении производительных сил и другие изменения в экономике отдельных районов, а также рост материального и культурного уровня трудящихся.

В программе КПСС содержится целый ряд положении, определяющих генеральную линию развития учета и статистики в условиях развернутого строительства коммунизма: 1) дальнейшее укрепление учета и статистики как единой системы; 2) повышение ее научного уровня; 3) перевод на базу современной электронной техники.         
Создание материально-технической базы коммунизма, дальнейший рост народного хозяйства в новой пятилетке (1966—1970 гг.), предусмотренный Директивами XXIII съезда КПСС, качественно новые условия работы социалистических предприятий, в том числе и железнодорожных, созданные решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС — все это предъявляет к железнодорожной статистике новые повышенные требования.
Главными задачами статистики на железнодорожном транспорте являются собирание, проверка, научная обработка и своевременное представление Советскому правительству, ЦСУ СССР, плановым и оперативным органам МПС данных, характеризующих ход выполнения государственных планов, рост социалистического транспорта, наличие и использование рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, соотношение в развитии отдельных отраслей хозяйства транспорта и резервы для перевыполнения плана.
Железнодорожная статистика должна обеспечивать необходимыми данными централизованное управление железнодорожным транспортом.
Изучение экономических связей между отдельными районами страны — одна из задач железнодорожной статистики.
Очень важной функцией статистики является пропаганда передового опыта, хода и результатов социалистического соревнования трудящихся, достижений науки и техники.
В новых условиях планирования и экономического стимулирования производства статистика должна сосредоточить внимание на разработке и анализе показателей, характеризующих степень эффективности работы транспорта, улучшение использования производственных фондов, рабочей силы, совершенствование техники и организации труда, повышение рентабельности производства. 

Методология железнодорожной статистики

Основная масса статистического материала на ж. д. транспорте собирается в виде регулярной периодической от четности, основанной на сплошном учете.
Вместе с тем применяются и различного рода выборочные обследования.
Так, при изучении скорости доставки грузов разрабатывается десятая часть документов (дорожных ведомостей) и при этом только за два месяца в году (февраль и сентябрь).
Подобные обследования применяются также для изучения состава пассажиров и целей их поездок, состава заработной платы железнодорожников и т. д.
Частичные обследования дополняют статистические данные, основанные на сплошном и систематическом учете.
В железнодорожной статистике широко применяются переписи: например, ежегодная перепись грузовых вагонов, перепись груженых вагонов, наличия топлива и т. д.
На втором этапе статистического исследования—на стадии сводки и группировки—железнодорожная статистика широко использует метод группировки (различные группировки перевозок: по дальности, густоте, районам и т. д., группировки подвижного состава и другие).
Собранные и научно сгруппированные статистические данные излагаются в таблицах. На транспорте получила особенно широкое применение так называемая косая (шахматная) таблица для изучения корреспонденции грузов и пассажиров.
Эффективно используется балансовый метод. Например, составляются транспортно-экономические балансы, балансы подвижного состава, топлива, рабочей силы и другие.
На третей стадии статистического исследования применяются средние, относительные величины и индексы. Индексный метод используется в относительно ограниченных случаях. Он используется лишь при анализе данных по капитальному строительству, основным фондам, подсобно-вспомогательным предприятиям, труду и зарплате, материально-техническому снабжению и финансам.