Содержание материала

Содержание курса железнодорожной статистики

Железнодорожная статистика состоит из следующих основных разделов:

  1. Статистика перевозок.
  2. Эксплуатационная статистика.
  3.  Статистика основных фондов и технической вооруженности железных дорог.
  4. Статистика труда и заработной платы.
  5. Статистика материально-технического снабжения.
  6. Финансовая статистика.
  7. История железнодорожной статистики.

Организация статистики на железнодорожном транспорте

Общее руководство статистикой на железнодорожном транспорте осуществляет Управление статистического учета и отчетности Министерства путей сообщения (ЦЧУ МПС).
Главными задачами ЦЧУ МПС являются:
а)    руководство организацией и методологией статистического учета и отчетности на железнодорожном транспорте;
б)   разработка и обобщение статистических материалов, характеризующих производственную деятельность железнодорожного транспорта в целом и его отдельных подразделении, систематический учет хода выполнения государственных планов перевозок и развития железных дорог;
в)    руководство проведением переписей подвижного состава, остатков топлива, сырья, материалов и оборудования; производственных мощностей; численности работников и т. д.;
г)    контроль за состоянием статистического учета и отчетности, соблюдением железными дорогами и предприятиями железнодорожного транспорта сроков отчетности.

На железных дорогах статистическую работу осуществляют отделы статистического учета и отчетности (НЧ дорог), подчиненные в методологическом отношении Управлению статистического учета и отчетности МПС. Эти отделы руководят всей статистической работой на дороге; выполняют сводку и обработку статистических материалов, получаемых от отделений и предприятий в масштабе дороги; представляют сводные данные в ЦЧУ МПС; контролируют правильность первичного учета и низовой отчетности в хозяйственных единицах ж. д. транспорта.
В отделениях дорог организованы секторы статистического учета и отчетности (НОДУ). На них возложены обязанности: обеспечение правильности ведения оперативно-статистического учета в линейных предприятиях отделения; сводка и обработка в масштабе отделения оперативно-статистической отчетности по наличию и использованию локомотивных и вагонных парков, выполнению графика движения поездов, погрузке и грузовой работе, а также статистической отчетности по труду и заработной плате и другим вопросам.
В локомотивных депо созданы группы оперативно-техни ческого учета (ТЧУ). В них сосредоточены учет и составление оперативной отчетности о наличии, состоянии и использовании локомотивов, обработка, таксировка и шифровка маршрутов машинистов для составления фабриками механизированного счета статистической отчетности, детально характеризующей объем, работу и качество использования локомотивов и вагонов, расхода топлива. На основе маршрутов машинистов работники ТЧУ начисляют заработную плату локомотивным бригадам.
В технических конторах станций ведется учет и составляется отчетность по наличию и использованию вагонного парка, простою вагонов, по груженым вагонопотокам, работе сортировочных горок, переходу поездов и вагонов между отделениями и дорогами, а также учетные операции по приему и отправлению поездов, списыванию составов, приему, сдаче и хранению документов и составлению сдаточных списков.
Методологическое руководство ведением учета и отчетности на станциях и в группах оперативно-технического учета локомотивных депо, а также контроль за их деятельностью осуществляется секторами статистического учета и отчетности отделений дорог и отделами статистического учета и отчетности дорог.
Для групп оперативно-технического учета локомотивных депо, кроме того, являются обязательными указания фабрик механизированного счета по обработке маршрутов машинистов.
Обработка и использование огромного статистического материала немыслима без широкого внедрения механизации учета.
На железнодорожном транспорте широко применяются средства механизации в области разработки статистической отчетности по наиболее массовым и трудоемким отраслям статистики с помощью счетно-вычислительных и счетно-аналитических машин.
К таким работам относятся: статистика перевозок грузов, пассажиров и доходов от этих перевозок; статистика наличия, состояния, работы и использования подвижного состава; статистика расхода топлива и электроэнергии на локомотивах и ряд других.
Особенно широко стала внедряться счетная техника для механизации статистических и бухгалтерских работ в последние годы.
Применение счетной техники резко сокращает затраты труда на обработку данных первичного учета, значительно ускоряет процесс составления статистической отчетности, обеспечивая при этом высокое их качество, позволяет получать без больших затрат труда различного рода статистические таблицы, характеризующие изучаемую отрасль хозяйства.
Особенно прогрессивным способом механизации учета и статистики является применение электронных цифровых вычислительных машин (ЭЦВМ).
Уже сделаны первые шаги в этом направлении. На Московской ж. д. организован вычислительный центр. В нем ЭЦВМ разрабатывают статистику погрузки, выгрузки, наличие работы и использование подвижного состава и другие показатели статистического и бухгалтерского учета.
Несомненно, механизация учета и статистики на основе ЭЦВМ откроет большие возможности в быстрейшей разработке показателей, необходимых для повышения эффективности работы транспорта.
Разработка, статистических материалов механизированным способом осуществляется фабриками механизированного счета (ФМС). На каждой дороге имеется своя фабрика механизированного счета.
Московская фабрика механизированного счета находится непосредственно в системе Всесоюзного треста по организации и механизации учета на железнодорожном транспорте («Трансоргмашучет») и является Центральной (ЦФМС). Кроме разработки отчетности для Московской железной дороги, она осуществляет сетевую сводку и централизованную разработку дорожных и сетевых статистических отчетов.
Трансоргмашучет находится в системе финансового управления МПС. На него возложено руководство работой дорожных фабрик механизированного счета и дальнейшее внедрение механизации статистического и бухгалтерского учета на железнодорожном транспорте.
При отделениях дорог организованы машиносчетные станции и машиносчетные бюро для механизации бухгалтерского и статистического учета.

Статистические органы на железнодорожном транспорте
Статистические органы на железнодорожном транспорте
Примечание: Группы оперативно-технического учета и техконторы станций подчинены сектору статистического учета (НОДУ) лишь в методологическом отношении.