Содержание материала

Глава П. ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СТАТИСТИКА

1. Задачи эксплуатационной статистики

Эксплуатационная статистика — один из важнейших разделов ж. д. статистики. Она изучает наличие, состояние, работу и использование подвижного состава.
Улучшение использования подвижного состава имеет громадное значение как для транспорта, так и для всего народного хозяйства. Эксплуатационная статистика исчисляет показатели, характеризующие использование подвижного состава. С помощью данных эксплуатационной статистики выявляются недостатки в использовании подвижных средств транспорта, мобилизуются имеющиеся резервы для улучшения работы.

Задача статистики состоит в том, чтобы обеспечить контроль за выполнением установленных планом показателей, правильностью и рациональностью использования подвижно го состава. Эти показатели необходимо пересматривать, исходя из того, что техника транспорта и методы его работы непрерывно совершенствуются.

 Характеристика степени освоения работниками транспорта новой техники, внедрения более совершенных технологических процессов, учет результатов внедрения передовых методов новаторов транспорта — все это также является важными задачами эксплуатационной статистики.
К основным задачам эксплуатационной статистики относятся, кроме того, своевременное обеспечение данными, необходимыми для оперативного руководства и для планирования эксплуатационной работы.

2. Учет инвентарного наличия локомотивов

Каждый локомотив, поступивший в распоряжение МПС, приписывается к одной из железных дорог, на нем наносятся соответствующие знаки, предусмотренные ПТЭ (инициалы дороги приписки, обозначение серии и т. д.). Общее количество локомотивов, приписанных к дороге, составляет ее инвентарный локомотивный парк.
Дорога в свою очередь все локомотивы приписывает к определенным депо в зависимости от объема их работы. Инвентарный парк локомотивов депо включает все приписанные к нему локомотивы взятые на его баланс.

Инвентарный парк локомотивов не является постоянной величиной. Он изменяется в связи с поступлением новых локомотивов с локомотивостроительных заводов, исключением из инвентаря локомотивов, не пригодных для эксплуатации по техническому состоянию, в связи с передачей локомотивов в инвентарь другой дороги (депо), предприятиям других ведомств и т. д.
Каждый локомотив имеет паспорт, который хранится в депо приписки. При передаче локомотива в другое депо вместе с ним передается и его паспорт.
Паспорт содержит описание конструктивного устройства локомотива, данные о техническом состоянии и оборудовании, пробеге, а также о проведенных ремонтах и модернизации и другие сведения.

Технический паспорт служит первоисточником учета инвентарного парка локомотивов. Этот учет ведется в физических единицах. Статистическая обработка данных инвентарного учета производится обычно один раз в год — на 1 января.
В статистической отчетности, составляемой по данным инвентарного учета, применяются группировки локомотивов: по видам тяги (электровозы, тепловозы, паровозы), по типам (грузовые, пассажирские), по сериям (ВЛ23, ВЛ8, ТЭ3 в др.) и по другим признакам.

3. Учет наличного парка локомотивов

Фактическое наличие локомотивов на дороге (в депо) иногда отличается от инвентарного наличия, т. к. часть локомотивов может быть откомандирована в распоряжение других дорог (депо) и, наоборот, к данной дороге (депо) могут быть прикомандированы локомотивы других дорог. Поэтому для правильного использования локомотивного парка, для определения обеспеченности дороги тяговой силой наряду с инвентарным учетом ведут учет фактического наличия локомотивов. Им охватываются электровозы, тепловозы, паровозы и моторвагоны.

Учет фактического наличия локомотивного парка ведётся в физических единицах и в локомотиво-часах по каждому виду тяги отдельно. При учете в физических единицах каждый локомотив считается за единицу, а тепловозы серий ТЭ3, ТЭ7 и др. учитываются по секциям.

В физических единицах парк локомотивов учитывается на момент окончания отчетных суток, т. е. на 18 часов. Но такого учета недостаточно. Локомотивы переходят из одного состояния в другое и используются на разных работах. При этом продолжительность того или иного состояния или работы может быть и меньше и больше целых суток. Поэтому необходимо учитывать продолжительность каждого состояния в локомотиво-часах. Для этого локомотиво-часы каждого локомотива распределяют по отдельным группам парка соответственно его состоянию и использованию в отчетном периоде. Б дальнейшем локомотиво-часы переводят в среднесуточное наличие локомотивов, для чего делят учтенную сумму локомотиво-часов на число часов в отчетном периоде. Например, в течение первой декады февраля простой 15 неисправных локомотивов в ремонте составил 375 локомотиво-часов. Среднесуточное число неисправных локомотивов на протяжении декады было равно:

Учет фактического наличия локомотивов производится двумя различными способами: 1) в физических единицах по состоянию на момент окончания отчетных суток (на 18 ч) и 2) в среднесуточном выражении за весь отчетный период на основе подсчета затраченных локомотиво-часов.
Для наличного парка локомотивов принята следующая группировка (см. схему на стр. 18).
Как видно из схемы, общее наличие локомотивов состоит из парка, находящегося в распоряжении дороги, и парка вне распоряжения дороги. В последний включаются локомотивы запаса МПС, который находится в ведении МПС, и локомотивы. сданные по договору в аренду транспортным и нетранспортным организациям.
Парк в распоряжении дороги подразделяется на эксплуатируемый, которым непосредственно обслуживается вся перевозочная работа, и неэксплуатируемый, состоящий из локомотивов, по тем или иным причинам не участвующих в перевозочной работе.
Локомотивы эксплуатируемого парка разделяются в свою очередь на три группы в зависимости от рода выполняемой работы: поездной, маневровой и прочей.
При учете поездной работы принимается не только время непосредственного нахождения с поездами, включая производство маневров на промежуточных станциях, но и простои поездных локомотивов в ожидании работы и под техническими операциями (экипировка).
Время, затраченное на поездную работу, распределяется ь свою очередь по роду движения в зависимости от номера поезда, с которым работал локомотив: в пассажирском, грузовом и хозяйственном движении.
К маневровой работе относится время работы и простоев локомотивов, специально выделенных для маневрового обслуживания станций, и время, фактически затраченное на маневровую работу локомотивами передаточных и вывозных поездов, а также толкачами на начальных и конечных станциях участка их работы и локомотивами пассажирских и грузовых поездов на станциях их оборота если эта работа предусмотрена графиком.
К прочей работе относится кратковременное, до 24 час, использование локомотивов на дезинфекции и промывке вагонов, снабжении водой пассажирских составов, опробовании тормозов, подогреве цистерн и пассажирских составов, отоплении депо и других случайных работах.
Неэксплуатируемый парк состоит из исправных и неисправных локомотивов. В числе исправных выделяется резерв управления дороги, в который отставляются вполне исправные локомотивы для пополнения в последующем эксплуатируемого парка дороги при увеличении размеров движения. Перед постановкой локомотив должен пройти специальную подготовку, в связи с чем в резерв дороги локомотивы ставятся на большой срок. Постановка локомотивов в резерв дороги и обратное перечисление их в эксплуатируемый парк производятся по распоряжению начальника дороги.
При кратковременном снижении потребности в локомотивах вследствие сокращения размеров движения против декадного или суточного планов поездной работы производится по приказу начальника отделения дороги изъятие из работы временно излишних локомотивов грузового движения и постановка их в неэксплуатируемый парк.
Минимальный срок содержания локомотивов в группе «временно отставленные по неравномерности движения», установлен для электровозов и тепловозов 12 часов, для паровозов 24 часа, а максимальный срок для всех локомотивов - 10 суток.
В неэксплуатируемом парке учитываются локомотивы, находящиеся под оборудованием между плановыми видами ремонта. По существующему положению все виды переоборудования и модернизации должны производиться при плановых ремонтах.
На практике иногда появляется необходимость срочно модернизировать оборудование, не ожидая планового ремонта. В этом случае разрешается производить модернизацию и между плановыми видами ремонта, и локомотивы учитываются как находящиеся под оборудованием.
В группе «в перемещении» учитываются локомотивы, пересылаемые в нерабочем состоянии после заводского ремонта или ремонта в другом депо, а также недействующие исправные локомотивы, пересылаемые в порядке перемещения по регулировке парка.
Локомотивы, находящиеся в ремонте или ожидании ремонта, пересылаемые в недействующем состоянии в ремонт, а также ожидающие исключения из инвентаря, учитываются в неэксплуатируемом парке в группе «неисправные».
По группе «занятые на стационарных установках» учитываются локомотивы, систематически (более 24 час) используемые на прочих видах работ, перечисленных выше (стр. 16).
Статистическая отчетность о наличии локомотивов разрабатывается фабриками механизированного счета на основании маршрутов машинистов и карточек учета часов простоя локомотивов ТУ-24.