Содержание материала

Ежегодно (обычно в летние месяцы) по специальному приказу МПС производится всесоюзная перепись грузовых и пассажирских вагонов.*

*В отличие от грузовых пассажирские вагоны переписываются не ежегодно, а примерно раз в 3 года.

Цель переписи—проверка и уточнение наличного и инвентарного парка вагонов. Кроме того, материалы переписи дают характеристику технического состояния вагонов, что необходимо для разработки плана ремонта вагонов и определения потребных для этого материальных ресурсов.
Переписываются вагоны грузового и пассажирского парка. принадлежащие дорогам СССР и находящиеся на станциях, новостройках, в поездах, карьерах, на складских и пристанских путях, в ремонте, на ветвях необщего пользования— где бы они ни находились в пределах территории. СССР.
Переписываются при этом также и вагоны, принадлежащие другим министерствам и заграничным дорогам, находящиеся в момент переписи на эксплуатируемых путях железных дорог. Такие вагоны при переписи выделяются отдельно.

Программа переписи 1967 года включала следующие основные вопросы: номер вагона, станция переписи, род вагона, как используется вагон (в рабочем или в нерабочем парке), число осей, в отношении цистерн — для какого груза предназначены, а по 4-осным крытым—наличие несъемных хлебных щитов; другие данные (см. карточку переписи).

Схема группировки вагонов пассажирского парка

(штемпель станции переписи)

Перепись по всей территории СССР начинается одновременно с 8 часов по московскому времени и продолжается столько времени, сколько необходимо для списывания с натуры всех вагонов. Чтобы облегчить работу по переписи, маневровая работа на станциях в это время сокращается до минимума. Вагоны, находящиеся в момент переписи в поездах на перегонах в движении, переписываются по указанию отделения теми станциями, где длительность остановки позволяет это сделать.
Каждый вагон переписывается с натуры одновременно двумя списчиками с разных сторон вагона. С одной стороны вагона заполняется карточка переписи, а с другой —  список по сокращенной программе карточки переписи.
Регистрация признаков вагона производится по состоянию на критический момент переписи, т. е. на 8 ч.. а не на момент списывания. Это значит, что если, например, вагон, списывание которого производится в 10 часов оказался порожним, а на 8 часов он был груженым, то в карточке переписи он должен быть зарегистрирован груженым.

Чтобы избежать случаев пропуска вагонов при списывании или их повторного списывания на каждом списанном вагоне с обеих сторон ставится мелом условный знак в виде треугольника с указанием в середине его двух последних цифр текущего года.
По окончании регистрации всех вагонов на одном пути списчики сверяют записи, сделанные по каждому вагону на карточке переписи и в списке.
В случае, если какая-либо запись окажется неодинаковой, списчики должны вернуться к этому вагону и на месте исправить неверную запись.
По окончании переписи заполненные карточки и списки направляются отделу учета дороги. Списки остаются на дороге, на которой произведена перепись, и используются для уточнения данных о фактическом наличии вагонов на этой дороге. Эти данные служат исходными для учета балансового наличия парка вагонов отделений и дорог.
Карточки посылаются ЦФМС для статистической обработки в целях характеристики состава вагонного парка сети.
Данные переписи, как было сказано выше, используются для уточнения не только данных балансового, но также и инвентарного учета.
Грузовые вагоны, не учтенные при трех последовательных переписях, а пассажирские при двух, исключаются из инвентаря железных дорог.
Вагоны, которые не числятся в инвентаре железных дорог, но учтены: грузовые при трех последовательных переписях, а пассажирские при двух, зачисляются в инвентарь железных дорог.