Содержание материала

Для учета объема работы, выполненной вагонами грузовою парка, применяются следующие показатели: 1) количество занятых вагонов; 2) количество освобожденных вагонов; 3) время работы вагонов; 4) пробег вагонов в вагоно-осе-км; 5) количество тонна-километров нетто.

Показатели «Занято» и «Освобождено» вагонов

Цикл работы вагона начинается с момента занятия порожнего вагона для перевозки груза. Поэтому по числу занятых вагонов можно судить о количестве случаев работы вагонов. Кроме того, этот показатель используется для балансировки порожних вагонов, так как он характеризует количество вагонов, перешедших из порожнего состояния в груженое.
В показатель «Занято вагонов» включаются все вагоны, учтенные как погруженные и, кроме того, вагоны, занятые при сортировке мелких отправок, при перегрузке из одного вагона в другой по разным причинам, при загрузке хлебными щитами и при других операциях, не учитываемых как операции погрузки.
Показатель «Освобождено вагонов» характеризует число вагонов, перешедших из груженого в порожнее состояние. Чтобы получить этот показатель, необходимо к числу выгруженных вагонов добавить количество вагонов, освобожденных от грузов при дополнительных грузовых операциях — сортировке, перегрузке и т. п. Число занятых и освобожденных вагонов учитывается в двухосных единицах и в статистической отчетности группируется по роду вагонов.

Учет времени работы вагонов

Грузовые вагоны считаются в работе весь период нахождения их в рабочем парке или же в парке вагонов, выделенных для хозяйственного движения. Поэтому учет вагоно-суток работы вагонов производится на основе данных о наличии вагонов на конец каждых суток.
Предполагая, что каждый грузовой вагон, находившийся в наличном парке на конец отчетных суток, был в работе в течение всех суток, общее наличие вагонов рабочего парка означает вместе с тем и количество вагоно-суток работы всех вагонов.

Учет пробега грузовых вагонов

Это основной объемный показатель работы вагонов. Пробег вагонов учитывается в вагоно-осе-км, определяемых умножением числа осей вагонов на пройденное ими эксплуатационное расстояние. Пробег вагонов учитывается только по главным путям эксплуатируемой сети. При прохождении вагонов по станционным путям и ветвям необщего пользования вагоно-осе-км не учитываются, в этом случае время, затраченное вагонами на пробег, относится к простою вагонов на станции.
Из общего пробега вагонов выделяется их порожний пробег.
При статистическом учете пробеги грузовых вагонов группируются по роду движения и роду вагонов.
Первоисточником учета пробега вагонов служит маршрут машиниста.
Учет тонна-км нетто
Количеством тонна-км нетто измеряется объем полезной работы грузового вагонного парка. Этот показатель (иначе называемый эксплуатационными ткм) определяется путем умножения веса груза на величину эксплуатационного расстояния, пройденного вагоном в груженом состоянии.
Первоисточником учета служит маршрут машиниста.
В статистической отчетности эксплуатационные ткм группируются по роду движения (пассажирское, грузовое, хозяйственное) .
Величина эксплуатационных ткм несколько превышает величину тарифных ткм (в целом по сети разрыв за год составляет 1-2 %).
Главной причиной этого является то, что в маршруте машиниста, на основе которого исчисляются эксплуатационные ткм, находят отражение внутридорожные кружности, допущенные при перевозке, тогда как тарифные ткм в пределах дороги следования груза, определяются без учета указанных кружностей. Кроме того, ткм нетто определяются по моменту фактической работы на данном участке, тарифные же ткм— по моменту прибытия груза, т. е. значительно позднее. Есть и другие менее значительные причины.
Учет работы вагонов пассажирского парка
Время работы вагонов пассажирского парка определяется так же как и по вагонам грузового парка. Учет времени работы производится только приписного парка по месту приписки пассажирских вагонов (т. к. учета наличного парка на дорогах не ведут, отсутствует и учет времени их работы).
Пробег вагонов пассажирского парка учитывается в вагоно-осе-километрах только по главным путям эксплуатируемой сети.
Учет пробега производится по месту фактической работы вагонов.
Первоисточником учета пассажирских вагонов служит маршрут машиниста.