Вагоны вместе с локомотивами составляют важнейшую часть основных фондов железнодорожного транспорта. Учет наличия и размещения вагонного парка имеет большое значение для рационального использования вагонов.
Различают учет инвентарного наличия вагонов и учет фактического их наличия в том или ином подразделении железнодорожного транспорта.
Инвентарный учет вагонов
Каждый вагон приписывается к определенной дороге, учитывается в составе ее имущества и находится на ее балансе. Вагоны, приписанные к данной дороге, составляют ее инвентарный парк.
Вагоны пассажирского парка приписываются к той или иной дороге и к вагонному депо.
Каждый вагон имеет номер, при этом грузовые вагоны имеют единую для всей сети нумерацию, а пассажирские— дорожную нумерацию.
Инвентарный парк грузовых вагонов может изменяться за счет .поступления новых вагонов с заводов и исключения из инвентаря непригодных по техническому состоянию, а также за счет приема вагонов от предприятий промышленности и строительства в собственность МПС или, наоборот, передачи вагонов предприятиям в их собственность. Наконец инвентарный парк может измениться в порядке исправления дефектов учета: если вагоны ранее не числились в инвентаре, но фактическое их существование доказано всесоюзными переписями вагонов (для грузовых вагонов трех смежных лет, а для пассажирских—двух смежных лет), то они подлежат зачислению в инвентарный парк. Аналогично решается вопрос об исключении из инвентаря вагонов, наличие которых не установлено при всесоюзных переписях.
Все изменения в инвентарном наличии вагонов дороги оформляются установленной документацией (акты, приказы начальника дороги, техпаспорта).
Каждый вагон имеет технический паспорт, содержащий описание конструктивного устройства вагона. Технический паспорт грузового вагона хранится в управлении дороги приписки. На пассажирский вагон составляется технический паспорт в двух экземплярах: один экземпляр хранится в вагонном депо, к которому приписан вагон, а другой в управлении дороги.
При производстве заводского и других видов ремонта и при модернизации вагона технический паспорт пересоставляется и высылается на дорогу приписки вагона для замены старого паспорта.
Инвентарный учет вагонов ведется в физических единицах. Первоисточником для этого учета служат технические паспорта вагонов.
Один раз в год — на 1-е января—составляется отчетность о наличии вагонов инвентарного парка с распределением вагонов по типам (грузовые, пассажирские), по роду, осности и грузоподъемности.
Учет наличного парка грузовых вагонов
Учет наличия вагонов инвентарного парка в оперативной работе железных дорог не используется. Его задача—дать количественную и качественную характеристику вагонного парка как имущества, как важной части основных фондов железных дорог и сети в целом.
Для оперативных же целей служат данные учета наличного парка вагонов. Последний, как правило, значительно отличается по своей величине от инвентарного парка. Объясняется это главные образом тем, что основная масса грузовых вагонов обращается по всей сети ж. д. и вагоны переходят с одного подразделения на другое: с отделения на отделение, с дороги на дорогу.
Лишь небольшое количество специальных вагонов (лесники, спиртовые цистерны, вагоны для перевозки живой рыбы и др.) относятся к вагонам срочного возврата, т. е. они. хотя и обращаются по всей сети, но должны быть обязательно возвращены на станцию приписки. Кроме того, сравнительно незначительное число вагонов предназначается для обращения только в пределах дороги приписки (вагоны, специально оборудованные для технических нужд дороги—вагоны-мастерские и т. п. и вагоны, выделенные для хозяйственного движения).
В результате перехода вагонов наличный парк грузовых вагонов на том или ином подразделении ж. д. транспорта непрерывно изменяется. Поэтому возникает необходимость наряду с инвентарным учетом вести учет наличного парка. Его данные нужны для рационального использования вагонного парка.
Учет наличного парка грузовых вагонов дает сведения о количестве и качестве подвижного состава, которым располагает подразделение для текущей работы.
Наличный парк включает все фактическое наличие вагонов железных дорог СССР и иностранных железных дорог, находящихся на путях железных дорог, новостройках и на путях клиентуры в пределах страны. Сюда относятся также вагоны, арендуемые предприятиями других министерств, и вагоны, принадлежащие последним, но занятые перевозками грузов на эксплуатируемой сети железных дорог по специальным разрешениям МПС.
Для учета изменений наличного парка используется ряд документов. Важнейшим из них является натурный лист поезда. По этому документу ведется учет вагонооборота и наличия вагонов на станциях, учет перехода вагонов между дорогами и отделениями дорог, учет веса поезда, его состава, простоя вагонов на станциях и т. п.
По содержанию натурный лист поезда представляет собой номерной список вагонов, находящихся в составе поезда, с указанием номера вагона, его рода, числа осей, веса тары, веса перевозимого груза и других данных.
Поступление вновь построенных вагонов оформляется натурным листом и ведомостями на подачу заводами новых вагонов станциям.
Списание вагона из инвентаря производится по извещению отдела учета, высылаемому после получения от МПС утверждения акта об исключении.
При перестановке вагонов с колесных пар одной колеи на колесные пары другой колеи составляется специальный наряд.
При выходе вагонов, принадлежащих клиентуре (и арендованных ею), с путей необщего пользования на эксплуатируемую сеть для перевозки грузов (по специальному разрешению) и при возвращении их с эксплуатируемой сети составляется натурный лист.
Прием вагонов с соседних подразделений (дорог, отделений) и сдача их на соседние подразделения учитываются техническими конторами пограничных станций. Технические конторы осуществляют этот учет по натурным листам, составленным на поезда, передаваемые с одной дороги (отделения) на другую дорогу (отделение).
Наличный парк грузовых вагонов подразделяется на парк вагонов, находящийся в распоряжении дороги и не находящийся в распоряжении дороги (см. схему). Вне распоряжения дорог считаются вагоны, находящиеся в аренде предприятий других министерств и на новостройках. Наличие таких вагонов учитывается на основании актов, которыми оформляются передачи вагонов в аренду и возврат из аренды. Количество вагонов на новостройках определяется по данным текущего учета приема и сдачи вагонов в пунктах примыкания новостройки к эксплуатируемой сети.
Наличный парк грузовых вагонов, находящийся в распоряжении дороги, состоит из двух основных групп: вагоны ра бочего парка и вагоны, изъятые из рабочего парка (нерабочий парк).
К рабочему парку относятся исправные грузовые вагоны, которые предназначены для перевозки грузов, предусмотренных государственным планом. Эта группа вагонов по своему состоянию подразделяется на груженые и порожние.
Общее количество вагонов нерабочего парка делится в учете на следующие группы:
а ) резерв МПС, в который оставляются вполне исправные вагоны, предназначенные в последующем для выполнении сверхплановых и сезонных перевозок, а также для пополнения рабочего парка при увеличении плана перевозок.
Постановка в резерв МПС производится в количестве, установленном месячными нормами из вагонов новой постройки, выпускаемых из плановых видов ремонта и из вагонов рабочего парка.
Изъятие вагонов из резерва МПС производится только по разрешению министра путей сообщения или его заместителя. По станциям изъятие из резерва оформляется приказом начальника отделения.
Специальный подвижной состав, приписанный к станциям погрузки (цистерны кислотные, спиртовые и т. п.), отставляется в резерв МПС и берется из него распоряжением начальника дороги.
б ) Неисправные. Вагон учитывается в числе неисправных с момента вручения дежурному по станции уведомления вагонной службы на подачу вагона на ремонтные пути для ремонта (Ф. ВУ-23). По окончании ремонта вагоноремонтный пункт, депо или завод составляют уведомление о приемке вагонов из ремонта (ВУ-36), которое вручается дежурному по станции и которое служит основанием для включения вагона в рабочий парк.
в) Вагоны для специальных и технических нужд дороги. Сюда относится подвижной состав в различного рода формированиях (пожарных, восстановительных поездах, путевых машинных станциях, мостопоездах и т. д.), а также вагоны со специальным, оборудованием (вагоны-лавки ОРС, весовые контрольные платформы и т. д.). Эти вагоны выделяются хозяйственным организациям в пределах установленной МПС нормы и на право пользования каждым из них выдается удостоверение.
г ) Вагоны под жильем, служебными помещениями и скла дами — занятые под помещения дежурных по станции, под багажные кладовые, для временного жилья и т. п. Право использовать вагоны для этих целей оформляется специальным удостоверением, выдаваемым на каждый вагон;
д ) Прочие вагоны нерабочего парка— занятые под пассажирские перевозки в пассажирском движении, старотипные, изъятые из движения и т. д.
Изъятие вагонов из рабочего парка и возвращение их в рабочий парк оформляется специальными актами, на основании которых ведется пономерной учет таких вагонов в специальных книгах.
Учет наличного парка грузовых вагонов на линиях широкой колеи и на Южно-Сахалинской колее ведется на конец отчетных суток в двухосных вагонах, а на линиях узкой колеи — в физических единицах.
Вагонный парк в среднем за отчетный период определяется как средняя величина из количеств, учтенных на конец всех суток данного периода.