Содержание материала

Учет ремонта вагонов

Для эффективного использования вагонов необходимо поддерживать их в рабочем состоянии. Это достигается бережным к ним отношением в процессе эксплуатации и систематическим ремонтом их.
Плановыми видами ремонта вагонов являются заводской и деповской. Для полувагонов введен профилактический ремонт с периодичностью через 6 месяцев после деповского ремонта. В период между этими видами ремонта по мере необходимости вагоны подвергаются текущему ремонту с отцепкой от поезда и без отцепки. Заводской ремонт проводится для грузовых вагонов в зависимости от типа вагонов через 4—10 лет, для пассажирских — через 4 года; деповской ремонт — обычно ежегодно.
Задачами учета ремонта вагонов являются:

  1. Выявление объема ремонта. Объем ремонта определяется количеством отремонтированных вагонов в физических единицах.
  2. Определение простоя вагонов в ремонте.

Средний простой в ремонте исчисляется для каждого вида ремонта отдельно и определяется делением соответствующих вагоно-часов простоя вагонов, выпущенных из ремонта за данный отчетный период, на их число.

Учет качества ремонта.

Качество ремонта вагонов характеризуется числом вагонов. отцепленных от поездов по техническим неисправностям. Поэтому статистическим показателем качества произведенного ремонта служит число случаев межпланового текущего ремонта вагонов. Статистика исчисляет также относительный показатель: число случаев межпланового текущего ремонта, приходящихся в среднем на 1000 вагоно-осе-км или на 100 вагонов рабочего парка.
Первоисточниками учета количества отремонтированные вагонов и простоя их в ремонте служат уведомления о подаче неисправного вагона на ремонтные пути, о приемке их из ремонта и книги пономерного учета ремонта вагонов, которые ведутся на ремонтных заводах и пунктах.

Учет простоя вагонов

Понятие простоя вагонов

В общем времени оборота вагона время простоя на станциях занимает большой удельный вес (около 70%). Поэтому для ускорения оборота вагона необходимо сокращать их простой на станциях. Этому должен способствовать учет простоя вагонов.
Простоем грузового вагона называется время нахождения вагона на станции — от момента прибытия его на станцию до момента отправления с нее. Моменты прибытия и отправления вагона определяются по настольному журналу движения поездов.
Простой учитывается только по вагонам рабочего парка. Если вагон перешел в нерабочий парк, то время нахождения его в нерабочем парке исключается из времени простоя. Например: Вагон прибыл на станцию в 2 часа, был в нерабочем парке 3 часа, отправлен со станции в 17 часов, простой составит 17—2—3—12 часов.
Различают три категории простоя:

  1. Простой местного вагона: К местным вагонам относятся вагоны, прибывшие на станцию для выполнения с ними грузовых операций (погрузка, выгрузка, сортировка, перегрузка).
  2. Простой транзитного вагона с переработкой. Такне вагоны прибывают в поездах, с которыми производится маневровая работа, в результате чего эти вагоны включаются в состав другого поезда.
  3. Простой транзитного вагона без переработки. Прибывая в транзитных поездах, такие вагоны имеют своим назначением другие станции и с ними ни грузовых, ни маневровых операций не производится.

Учет простоя ведут отдельно по каждой категории, т. к. причины, влияющие на величину простоя, различны для каждой из них.
Средний простой определяется делением вагоно-часов простоя всех вагонов на число этих вагонов. Он всегда исчисляется на двухосную единицу, а величина простоя каждого вагона округляется до целого часа.
Простой местного вагона определяется двояко: на один вагон и на одну грузовую операцию.

Пример:

Два способа учета простоя вагонов

Применяют два способа учета простоя грузовых вагонов: номерной (на станциях с вагонооборотом до 100 вагонов в сутки) и безномерной (на станциях с вагонооборотом более 100 вагонов в сутки).
При номерном учете каждый прибывший на станцию вагон регистрируется в отдельной строке книги учета простоя вагонов по номерному способу (форма ДУ-8). По каждому вагону в книге указывается номер и род вагона, число осей, время прибытия и время отправления (число, месяц, часы и минуты), категория простоя, число грузовых операций с вагоном, общее время простоя в рабочем парке (в часах) и время нахождения в нерабочем парке. Имея эти данные, можно определить, сколько часов находился вагон на данной станции. т. е. определить его вагоно-часы простоя. При этом простой каждого вагона относится целиком к тем суткам, в течение которых его простой на данной станции закончился и вагон был отправлен со станции.
Например, простой вагона, прибывшего на станцию в 16 часов 17 апреля и отправленного в 6 часов 18 апреля и, следовательно, простоявшего на станции 14 часов, целиком относится к отчетным суткам отправления вагона, т. е. к 18 апреля. Чтобы определить средний простой вагона, необходимо подсчитать общее количество вагоно-часов простоя всех вагонов, отправленных за данный отчетный период (сутки, декаду, месяц) и полученную сумму разделить на число отправленных вагонов.
При ведении на станциях номерного учета основанием для записи в книгу учета простоя прибывших и убывших вагонов являются настольный журнал движения поездов и поездной натурный лист.
При перечислении вагона в нерабочий парк и возвращении его в рабочий парк документами для записи в книге служат уведомление о подаче в ремонт и окончании ремонта, акт об изъятии из рабочего парка и возвращении в него.
Пример:

По окончании отчетных суток, т. е. на 18-00 15 мая произведен подсчет вагоно-часов простоя всех отправленных за истекшие сутки вагонов, количества этих вагонов в двухосных единицах и числа выполненных грузовых операций.
В данном примере получено за сутки: вагоно-часов простоя           149
количество вагонов                                    8
число грузовых операций                         10
Средний простой за отчетный период составил:
на один вагон-= 18,6 часа,
на одну операцию = 14,9 часа.
Таким образом при ведении номерного учета соблюдаются следующие правила:

  1. записи времени прибытия и отправления вагонов, а также перечисление в нерабочий парк и возвращения из него производятся с указанием числа, месяца, часов, минут.
  2. при подведении итогов за отчетный период принимаются к учету только вагоны, закончившие в этом периоде свой простой, т. е. отправленные со станции;
  3. при подсчете вагоно-часов общего простоя и нахождения в нерабочем парке каждого вагона производится округление до целых вагоно-часов, причем при наличии минут меньше 30 они отбрасываются, при 30 и более минутах — принимаются за целый вагоно-час;
  4. при подведении итогов за отчетный период по четырехосным вагонам количество простаивавших вагонов, вагоно- часы их простоя и число грузовых операций удваивается, а по шестиосным вагонам—утраиваются, исходя из того, что каждые две оси принимаются за единицу.

Номерной способ учета практически возможен лишь на станциях, на которых простаивает незначительное число вагонов.
На станциях с большим вагонооборотом применяется, хотя и менее точный, но более простой, требующий меньших затрат труда и времени безномерной способ учета.
 При безномерном учете простоев грузовых вагонов на станциях регистрируется не каждый вагон, а группа вагонов, прибывших и убывших за каждый час отчетных суток. Учет производится в специальной книге учета простоя вагонов по безномерному способу (форма ДУ-9). На каждые сутки заполняется отдельная страница этой книги. В первой строке страницы показывается остаток простаивающих вагонов на начало отчетных суток по отдельным категориям простоя (местный, транзитный с переработкой, транзит без переработки), а также отражается общий вагонооборот и нерабочий парк.                                                  

Затем за каждый час по отдельным категориям простоя вагонов учитывается прибытие вагонов на станцию и отправление с нее. Далее, прибавляя к остатку вагонов на начало суток количество прибывших за час вагонов и вычитая из полученной суммы количество отправленных за этот час вагонов, определяют остаток простаивающих вагонов на конец часа. Подобные расчеты производятся за каждый час отчетных суток по каждой категории простоя. Условно считается, что каждый прибывший вагон независимо от времени его прибытия в течение часового периода находился на станции данный час полностью. Аналогично этому каждый отправленный вагон не имел простоя на станции в тот часовой период, в который он был отправлен. Эта условность приводит к некоторой неточности при подсчете вагоно-часов простоя, но эта неточность при увеличении отчетного периода несущественна и ею можно пренебречь для практических целей.
Таким образом, наличие вагонов на конец каждого часа по отдельным категориям простоя является в то же время вагоно-часами простоя за данный час суток, а сумма этих величин за сутки (или другой период) показывает общие вагоно-часы простоя за сутки (или за любой другой период).
Определение продолжительности простоев вагонов при безномерном способе имеет существенное различие по сравнению с номерным способом учета. Так, простой того же вагона (смотри пример, приведенный выше), прибывшего на станцию в 16 часов 17 апреля и отправленного в 6 часов 18 апреля, при безномерном способе учета будет распределен между обоими сутками, в течение которых вагон простаивал: 2 вагоно-часа (от 16 до 18 ч 17 апреля) будут отнесены к отчетным суткам 17 апреля, а остальные 14 вагоно-часов (с 18 ч 17 апреля до 6 ч 18 апреля) — к отчетным суткам 18 апреля.
Чтобы определить средний простой вагонов при безномерном учете, сумма вагоно-часов простоя за отчетный период делится на количество вагонов, простаивавших в данном периоде. При этом количество простаивавших вагонов условно определяется как полусумма числа прибывших и убывших за отчетный период вагонов.
Запись в книгу учета простоя делают на основании балансового журнала вагонооборота, уведомления на подачу неисправного вагона для ремонта, уведомления об окончании ремонта вагона и др.
Пример:

Пояснения к таблице. Запись прибывших и убывших в течение суток вагонов производится по часовым периодам в соответствующей строке книги учета. Так, вагоны, поступившие на станцию с поездом в 18 час 47 мин (70 двухосных единиц) записаны по строке «от 18-01 до 19-00», убывшие в 20 час 05 мин — по строке от 20-01 до 21-00 (64 условные единицы) и т. д.       
 Кроме вагонов, прибывающих на станцию с поездами, в колонку «Прибыло» записываются также новые вагоны, поступившие от завода, вагоны, переставленные с другой колеи, поступившие из аренды и т. д. Аналогично поступают при заполнении колонки «Убыло», записывая в нее все выбывшие вагоны, а не только убывшие с поездами.

Для записи числа прибывших и убывших вагонов в книге отведены четыре колонки. Кроме поступления вагонов с линии (колонка «Прибыло с линии») и отправления их на линию (колонка «Убыло на линию»), в книге отражается также перечисление вагонов из рабочего парка в нерабочий (колон ка «Убыло—перечислено») и возвращение их в рабочий парк (колонка «Прибыло—перечислено»).
Так, в нашем примере по строке «19-01—20-00» записаны направленные для ремонта 8 вагонов по графе «Убыло—перечислено». Запись сделана на основании уведомления о подаче неисправного вагона на ремонтные пути, врученного дежурному по станции в 19 час 43 мин. Отмечая по колонке «Убыло—перечислено» число вагонов, перешедших в нерабочий парк, мы тем самым снимаем их с учета простоя, так как время пребывания вагонов в нерабочем парке из времени простоя исключается.
На основании уведомления о приемке вагона из ремонта, полученного дежурным по станции с 21 час 17 мин, по соответствующей строке сделана запись о включении в рабочий парк четырех вагонов (после их ремонта) по графе «Прибыло—перечислено».
В конце отчетных суток после окончания записей в книге безномерного учета простоя вагонов подводятся итоги за сутки. Общее число вагоно-часов простоя всех вагонов определяется как сумма всех данных, записанных в графе «Остаток». При этом остаток на начало суток при подсчете вагоно-часов простоя не учитывается (в примере эта цифра взята в рамку).
Подсчитываются также суточные итоги прибывших и убывших вагонов. Данные о прибывших с линии и убывших на лилию вагонах показывают, сколько всего вагонов в течение отчетных суток начало и окончило свой простой на станции.
По данным приведенной таблицы средний простой вагона за отчетные сутки составляет

Число простаивавших вагонов определено как полусумма чисел прибывших с линии и убывших на линию за сутки вагонов.
Учет простоя местных вагонов по элементам
Из данных текущего учета простоя вагонов нс видно, за счет каких элементов обработка вагонов была ускорена или же замедлена станцией. Для изучения этого вопроса на важнейших станциях по особым распоряжениям МПС эпизодически проводят учет простоя местных вагонов с расчленением его на составные элементы.

Общее время простоя расчленяется при этом на следующие составные части: 1) от прибытия на станцию до подачи под грузовую операцию; 2) под грузовой операцией; 3) от окончания грузовой операции до отправления со станции.
Записи момента прибытия и отправления вагона производятся, как при номерном учете на малых станциях, с использованием настольного журнала движения поездов и натурных поездных листов.
Записи момента подачи под грузовую операцию и ее окончания производятся на основании книги приема грузов к отправлению и вагонных листов, а по вагонам, подававшимся на подъездной путь,—ведомостей подачи и уборки вагонов.
При наличии записи в книге номерного учета всех учетных моментов по каждому местному вагону, можно определить как общую величину простоя данного вагона, так и величину каждого из его элементов.
В период проведения этой работы станция применяет одновременно оба способа учета, т. е. безномерной—для учета простоя всех вагонов и номерной—для учета простоя только честных вагонов с расчленением по элементам.
На сокращение простоя большое влияние оказывает применение сдвоенных операций (погрузка вагона на той же станции, где он выгружен). Это сокращает также порожний пробег вагонов. КСДВ получают, разделив сумму занятых и освобожденных вагонов на число простаивавших местных вагонов.
Например:
занято                                                         295 вагонов,
освобождено                                              120      »
количество местных вагонов                      360      »
Коэффициент сдвоенных грузовых операций

Коэффициент показывает, что на данной станции за отчетный период приходилось в среднем на один простаивавший местный вагон 1,15 грузовых операции.
Между средним простоев местных вагонов, взято на один вагон и на одну грузовую операцию, существует следующее соотношение: