Содержание материала

Цикличный характер действия маневрового устройства с упорной балкой позволяет применять его и для механизации маневровых работ при разгрузке железнодорожных вагонов. Так, на ЦОФ «Сабурханская» комбината Карагандауголь, обслуживающей несколько шахт бассейна, для перемещения загруженных вагонов над разгрузочными ямами используются два маневровых устройства МУ-25. Там же на погрузке в вагоны обогащенного угля различных классов используются еще три устройства МУ-25.
Транспортирование угля с шахт на обогатительную фабрику производится в однотипных саморазгружающихся шестиосных вагонах грузоподъемностью 93 т, имеющих боковые люки для разгрузки, которые открываются посредством сжатого воздуха. Разгрузка состава производится без расцепления вагонов. После разгрузки очередного вагона состав перемещается маневровым устройством до установки следующего вагона над разгрузочной ямой. Пока вагон разгружается, маневровое устройство возвращается в исходное положение. Совмещение операций позволило значительно увеличить производительность разгрузки.

Благодаря применению однотипных саморазгружающихся вагонов процесс разгрузки автоматизирован. Маневровое устройство при рабочем ходе и «обгоне» проходит одинаковые расстояния, и остановка его в крайних положениях осуществляется с помощью установленных на пути конечных выключателей нормальной остановки ВТ В и ВТН (см. рис. 27). С целью повышения точности остановки, необходимой для надежной посадки балки на автосцепки после «обгона», предусмотрены дополнительные конечные выключатели, которые перед остановкой дают команду на снижение скорости до «ползучей» Эти выключатели в схеме управления «обгоном» имеют те же функции, что и фотореле № 1 и 3 (см. рис. 28). Поэтому в цепи катушек выходных реле РФ1 и РФ3 (см. рис. 27) имеются контакты конечных выключателей. Снижение скорости происходит при соответствующем согласовании напряжения катушек реле и источника питания. Контакты реле РФ2 в схеме шунтируются. Кроме того, в схему управления введены блокировки, запрещающие перемещение состава до тех пор, пока не будет закончена разгрузка, а рабочий, управляющий разгрузкой не займет безопасное положение и не даст команды на перемещение. Разрешение на начало разгрузки дает оператор маневрового устройства.
Работа маневровых устройств МУ-25 на ЦОФ «Сабурханская» по описанной схеме показала, что точность остановки с помощью конечных выключателей вполне достаточна для надежной посадки балки. Многолетний опыт эксплуатации МУ-25 на разгрузке подтвердил также надежность схемы управления в условиях интенсивного использования маневрового устройства, когда производительность разгрузки в летнее время достигает 1500 т/ч и ограничивается либо временем «обгона», либо продолжительностью разгрузки и вспомогательных операций.