Содержание материала

На ряде предприятий маневровые устройства с упорной балкой работают в комплексе с погрузочными устройствами, оборудованными цепными затворами. Промышленные испытания и опыт эксплуатации устройства АПУ-1 с маневровым устройством МУ-25 на шахте «Вертикальная», а также опыт работы пяти образцов АПУ-2 серийного производства с устройствами МУ-25А на ЦОФ «Березовская» в Кузбассе показали, что погрузочные устройства с цепным затвором, имея высокую производительность и простую конструкцию, требуют некоторой доработки для повышения их надежности и срока службы.
Основным недостатком этих устройств является просыпание через цепи затвора угольной мелочи (штыба), которая, накапливаясь между цепями и наружным цилиндром затвора, а также между цилиндрами, уплотняется, что приводит к ограничению угла поворота наружного цилиндра, неполному закрыванию цепного затвора и увеличению нагрузки на его привод.
В летнее время уплотнение штыба происходит медленно и только при увлажненных углях; его устранение не вызывает особенных трудностей. Зимой же этот процесс происходит более  интенсивно, что вызвано смерзанием штыба, удаление которого связано с значительными трудностями.
Для удаления слипшейся мелочи в нижней части внутреннего цилиндра прорезают окна. Это решение в какой-то мере приемлемо в летних условиях, но малоэффективно зимой. Серьезными дефектами, способствующими ускоренной заштыбовке, являются эксцентрическое взаимное расположение наружного и внутреннего цилиндров, а также эллипсность каждого из них, ускоряющие процесс заштыбовки и обледенения в местах с уменьшенным расстоянием между цилиндрами.
Опыт эксплуатации показал также, что принятый для затвора тип цепей имеет ограниченный срок службы, ориентировочно — около 2 лет при производительности пункта 2500-3000 т/сутки. Износ цепей наблюдается по всей длине отрезков и вызван главным образом абразивными свойствами загружаемого материала. Кроме того, наблюдается повышенный износ средней части отрезков цепей в местах соединения звеньев в результате взаимодействия последних при закрывании и открывании затвора.
Недостатки погрузочного устройства, связанные с просыпанием и заштыбовкой, могут быть устранены при их корректировке увеличением зазоров между цилиндрами, а также между наружным цилиндром и цепями, с помощью окон для просыпания мелочи и установкой механических очищающих элементов. При изготовлении необходимо обеспечить правильную форму цилиндров, а монтаж устройства должен исключать эксцентрическую их установку. Применение высокопрочных термообработанных цепей позволит значительно увеличить срок их службы.
К недостаткам погрузочного устройства относятся также сложность регулировки кривошипным механизмом высоты дозировочного желоба и трудность замены изношенных цепей затвора.
В процессе эксплуатации имели место также случаи смерзания влажного угля в цепном затворе при длительных перерывах работы пункта погрузки. Причем смерзание угля только в цепном затворе не приводило к нарушению работы устройства, так как при открывании затвора цепи обрывались от смерзшейся массы, что обеспечивало прохождение угля через затвор. При сильном примерзании цепей необходимо было неоднократно повторить открывание и закрывание затвора, после чего звенья отрывались и работа устройства восстанавливалась. Если же уголь смерзался не только в цепном затворе, но и в горловине выпускного отверстия, а также в приемной воронке, приходилось прибегать к разогреву смерзшейся массы.

Устранение смерзания угля, особенно в горловине выпускного отверстия, связано со значительными трудностями, так как требует проведения специальных мероприятий: разогрева горловины, исключения доступа холодного воздуха через цепной затвор, установки дополнительного оборудования и определенного технологического режима погрузки. Так, на погрузочном устройстве шахты «Вертикальная» был установлен секторный затвор, который закрывался в конце загрузки последнего вагона с опережением. Оставшийся в погрузочном желобе и приемной воронке уголь выгружался в последний вагон и цепной затвор закрывался пустым. Однако это решение не исключает проникновения холодного воздуха через ценной затвор.
Поскольку установка на цепном затворе элементов, преграждающих доступ воздуха, затруднена, для районов с суровыми климатическими условиями более рациональным может оказаться обогрев отдельных узлов погрузочного устройства.
Для погрузочных устройств с цепным затвором чем выше интенсивность потока угля, тем меньше должно быть время закрывания затвора. При наличии самоподпора и малых скоростях перемещения состава это время возрастает, что требует подачи команды на закрывание затвора с определенным опережением, зависящим от скорости движения вагона. Если команда поступает позже, чем это необходимо, то уголь, оставшийся в затворе и поступающий за время его срабатывания, может не разместиться в оставшемся объеме вагона. Ошибочные действия оператора наиболее вероятны в ночное время при недостаточной освещенности рабочей зоны. Поэтому предпочтительно использование погрузочных устройств в автоматическом режиме управления.
Выявленные в процессе эксплуатации недостатки в основном не принципиальны. Значительная их часть может быть устранена конструктивными и технологическими решениями, а также организационными мероприятиями.