Содержание материала

Погрузочное устройство АПУ-lc является усовершенствованным вариантом устройства АПУ-2 и предназначено для погрузки сортового угля или сланца, требующих мер по уменьшению измельчения. Кроме того, устройство применяется для погрузки породы с большей крупностью кусков, предохраняя вагоны от повреждений, а также угля мелких классов (штыба), снижая пылеобразование при погрузке по сравнению с устройствами других типов.
Техническая характеристика погрузочного устройства АПУ-1с
Производительность при работе с маневровым устройством МУ-25А, т/ч         ... до 1000
Грузоподъемность загружаемых вагонов, т . . . . 62 , 93, 125
Максимальный ход дозировочного желоба, м . . .     2,5
Скорость перемещения дозировочного желоба, м/с      0,073
Скорость перемещения полотна гусенично-щелевого
затвора, м/с ..  0,0205
Суммарная мощность электродвигателей, кВт ...              18,2
Габариты, мм:
высота:
при верхнем положении течки                    3150
при нижнем положении   течки    5650
ширина 1500
длина .. 1700
Масса, т .. 7,5
Погрузочное устройство АПУ-lc (рис. 22) состоит из цепного затвора 1, телескопической течки 2, гусенично-щелевого затвора 3 и направляющих 4. Затворы и течка имеют самостоятельные приводы, обеспечивающие взаимодействие оборудования в процессе работы устройства.
Погрузочное устройство монтируется на перекрытии погрузочного пункта. Его приемная воронка сочленяется с горловиной накопительной емкости.

Погрузочное устройство АПУ-1с:
Рис. 22. Погрузочное устройство АПУ-1с: а — при поднятой течке; б — при опущенной течке

Конструктивной особенностью примененного в устройстве цепного затвора является то, что он состоит из трех цилиндров. Внутренний цилиндр, на котором закреплены верхние концы цепей затвора, сообщается с выпускным отверстием накопительной емкости и закреплен на раме погрузочного устройства. Средний, поворотный, цилиндр свободно перемещается относительно внутреннего при открывании и закрывании затвора. Величина перемещения ограничивается поясом, упирающимся в 
раму погрузочного устройства. Наружный цилиндр, к кольцу которого прикреплены нижние концы цепей, имеет четыре продольных паза, в которые входят ролики среднего цилиндра. При открывании и закрывании затвора он также перемещается по вертикали.
При таком выполнении затвора уменьшается общая высота погрузочного устройства, увеличиваются зазоры между цилиндрами и цепями в местах закрепления их нижних концов. Увеличенные зазоры позволяют свободно проходить угольной мелочи, которая в затворе ЗЦ-1 вызывает заштыбовку.

Телескопическая течка предназначена для спуска загружаемого материала на дно вагона и состоит из внутреннего 5 и наружного 6 цилиндров, связанных между собой направляющими 7. Внутренний цилиндр с помощью кронштейнов 8 перемещается относительно направляющих погрузочного устройства. Его нижнее положение ограничивается упорами 9. Наружный цилиндр течки оканчивается дозировочным желобом, который в верхнем положении также фиксируется в направляющих погрузочного устройства. При загрузке разнотипных вагонов в зависимости от их грузоподъемности и требуемой высоты «шапки» дозировочный желоб в верхнем положении может устанавливаться на различном уровне по высоте. В нижнем положении дозировочный желоб выходит из направляющих погрузочного устройства и перемещается по направляющим 7 внутреннего цилиндра течки. Направляющие телескопической течки предохраняют дозировочный желоб от разворота в нижнем положении и обеспечивают его попадание в направляющие погрузочного устройства при подъеме в верхнее положение.
Установка дозировочного желоба в требуемое положение по высоте в зависимости от грузоподъемности загружаемого вагона (62, 93 или 125 т) осуществляется с помощью датчиков ВЖ62, ВЖ93 и ВЖ125, установленных на направляющих. Датчики срабатывают в результате воздействия на них планки, закрепленной на кронштейне внутреннего цилиндра течки. Для исключения переподъема в крайнем верхнем положении установлен датчик аварийного положения ВЖА. При смене вагонов дозировочный желоб всегда находится в крайнем верхнем положении и контролируется датчиком ВЖ125.
Для ограничения хода дозировочного желоба в нижнем положении, когда течка раздвинута, используется датчик ВЖН, а для аварийного отключения привода подъема — датчик ВЖНА. Для предотвращения повреждений погрузочного устройства на передней стенке дозировочного желоба установлен датчик негабарита вагонов ВНВА.
Гусенично-щелевой затвор, встроенный в дозировочный желоб, предназначен для удержания столба угля в телескопической течке при открытом цепном затворе. Он состоит из двух приводных и двух натяжных звездочек с замкнутыми на них круглозвенными цепями, на которых закреплено пластинчатое полотно. Полотно состоит из отдельных штампованных металлических пластин и имеет два разрыва: один в рабочей ветви, другой в холостой. Между рабочей и холостой ветвями цепей находится прямоугольная течка, закрепленная на дозировочном желобе.
Положению гусенично-щелевого затвора «Открыто» соответствует такое смещение пластинчатого полотна, которое обеспечивает свободное истечение материала. При закрывании затвора разрывы в полотне смещаются и полотно пересекает поток материала со стороны верхней и нижней ветвей цепи. Однако в этом положении верхняя часть полотна не полностью перекрывает выпускное отверстие телескопической течки, и загружаемый материал через щель ложится на нижнюю часть полотна под углом естественного откоса.
Такое устройство затвора позволяет перекрывать поток угля с крупностью кусков до 200 мм и при необходимости за счет неполного перекрытия выпускного отверстия течки создает возможность регулирования производительности погрузки.
Привод гусенично-щелевого затвора состоит из гидроцилиндра, развивающего усилие до 9 тс и имеющего ход штока
320 мм, который при помощи кривошипа и ускоряющего редуктора (ϊ=2,8) производит поворот ведущих звездочек. Кривошип при открывании и закрывании затвора поворачивается на 115°.
Маслостанция привода затвора размещается на дозировочном желобе с противоположной стороны от гидроцилиндра и состоит из электродвигателя АО42-6 (N=1,7 кВт; n= 930 об/мин) и насоса НШ-10.
Включение гидроцилиндра производится реверсивным гидравлическим золотником с электромагнитным управлением. Контроль положений затвора «Открыто» и «Закрыто» производится с помощью конечных выключателей ВЭМ1 и ВЭм2, срабатывающих при крайних положениях кривошипа.
Для подъема и опускания дозировочного желоба служит канатно-полиспастный привод. Дозировочный желоб с телескопической течкой подвешен на канате диаметром 15 мм. Для обеспечения равномерного натяжения обеих ветвей каната без натяжного устройства канат замкнут через отклоняющие блоки, а концы его закреплены на барабанах лебедки. Лебедка состоит из двух редукторов ЦТН-6 (i=126,04), двух барабанов диаметром 350 мм, расположенных на выходных валах редукторов, электродвигателя КО-21-6 (W=12 кВт; n=970 об/мин) с двумя свободными концами вала и колодочного тормоза с электромагнитом КМТ-211А.
Схема работы погрузочного устройства АПУ-lc в целом аналогична схеме работы устройства АПУ-2 и отличается лишь последовательностью отсыпки первичного конуса загружаемого материала в вагоне. После установки головной части вагона под дозировочным желобом открывают цепной затвор и загружаемый материал ложится на полотно гусенично-щелевого затвора. Затем с помощью привода дозировочный желоб перемещают вниз. Телескопическая течка раздвигается, опуская столб угля на дно вагона. В нижнем положении желоба открывают гусенично-щелевой затвор и загружаемый материал поступает в вагой до тех пор, пока не установится самоподпор. После этого включают привод подъема и дозировочный желоб поднимается в верхнее для данного вагона положение загрузки; выдвижная часть телескопической течки поднимается и происходит отсыпка первичного конуса; затем вагон перемещается. В конце загрузки вагона, после закрытия (с опережением) цепного затвора и заполнения оставшимся в желобе материалом свободного объема вагона, включают привод гусенично-щелевого затвора, полотно которого перекрывает выпускное отверстие течки.

Погрузочное устройство АПУ-lc может работать как с дистанционным, так и с автоматическим управлением. Включение режима управления производится универсальным переключателем с пульта оператором погрузки. При дистанционном управлении включение каждого привода производится своим командоаппаратом, а отключение — концевыми выключателями.
Для обеспечения требуемой последовательности погрузочных операций и предотвращения аварийных ситуаций в схеме управления предусмотрены блокировки, предохраняющие от:
открывания цепного затвора при отключенной телестанции и отсутствии в накопительной емкости угля, достаточного для образования первичного конуса;
опускания дозировочного желоба при закрытом цепном затворе;
открывания гусенично-щелевого затвора в любом положении дозировочного желоба, кроме нижнего;
- закрывания гусенично-щелевого затвора при открытом цепном;
перемещения вагона при раздвинутом положении дозировочного желоба.
Погрузочное устройство АПУ-lc при погрузке сортовых углей и сланца, помимо обеспечения высокой производительности погрузки, а также тех преимуществ, которые имеет устройство АПУ-2, позволяет снизить высоту падения запружаемого материала во время отсыпки первичного конуса и, следовательно, уменьшить измельчение материала и пылеобразование. Кроме того, по сравнению с конвейерными стрелами применение данного погрузочного устройства позволяет уменьшить проем в перекрытии и ограничить поступление холодного воздуха' в здание погрузочного пункта в зимнее время.