Содержание материала

Механизация путевых работ на карьерном железнодорожном транспорте

МИНИСТЕРСТВО ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ СССР
Серия: Общеинженерные вопросы
МЕХАНИЗАЦИЯ ПУТЕВЫХ РАБОТ НА КАРЬЕРНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
МОСКВА 1976

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЗАБОЙНЫХ И ОТВАЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Технология путевых работ на карьерах

Механизация путевых работ

Бесперебойная работа горнотранспортного оборудования на открытых горных разработках при железнодорожной откатке может быть достигнута только при обеспечении развития путевого хозяйства в соответствии с производственными требованиями к содержанию карьерных железнодорожных путей в надлежащем состоянии.
Для выполнения указанных требований необходима комплексная механизация путевого хозяйства с высоким уровнем организации карьерных путевых работ.
Практика путевых работ в карьерах свидетельствует о том, что для решения проблемы комплексной механизации процесса необходимо создание специальных путевых машин, пригодных для эксплуатации на открытых горных разработках. Это вызвано наличием больших уклонов (подъемов)  малых радиусов кривых, погоризонтальным расположением транспортных коммуникаций, требующих высокой оперативности в использовании путевой техники при выборочном характере путевых работ высокой грузонапряженности и фактически полным отсутствием "окон" в графиках движения для пропуска путевой техники.
Средства механизации путевых работ должны быть максимально унифицированы, отличаться автономностью при эксплуатации, хорошей маневренностью, достаточно высокой производительностью при выполнении различного рода работ (строительство новых, ремонт существующих постоянных и передвижных трасс).
По видам выполняемых путевых работ на карьерном железнодорожном транспорте все средства механизации можно подразделять на несколько групп. Основными из этих групп являются машины и механизмы для подготовки земляного полотна, перемещения рельсошпальной решетки, выправочно-подбивочных и балластировочных работ и текущего содержания железнодорожного пути.

Машины и механизмы для подготовки земляного полотна

Предварительная подготовка земляного полотна железнодорожных забойных и отвальных путей осуществляется экскаваторами. Окончательная планировка земляного полотна выполняется бульдозерами, скреперами, отвальными плугами и автогрейдерами, а уплотнение - самоходными или несамоходными катками статического и вибрационного действия.
Широкое распространение на открытых горных разработках получили бульдозеры, изготовленные на базе трактора Т-100 типа Д-271, Д-493, Д-493А; на базе трактора Т-140 - типа Д-275, Д-290; на базе трактора Т-180 - типа Д-521, Д-522; на базе трактора ДЭТ-250 - типа Д-384. На большинстве карьеров при планировке земляных работ в забоях и на отвалах успешно используются автогрейдеры Д-395, Д-395Б, Д-395В производства Челябинского завода дорожных машин и прицепные скреперы Д-347В, Д-498А, Д-798Б’, Д-392, Д-498 с различной емкостью ковша. Краткая характеристика колесных скреперов приведена в табл.1.

Таблица I. Характеристика колесных скреперов.

При плужном отвалообразовании для выполнения земляных планировочных работ и устройства водоотводных канав применяются также отвальные плуги. К наиболее распространенным отвальным плугам

следует отнести несамоходный двухлемешный плуг с пневматическим управлением типа МОП-I. Эти плуги могут быть использованы с любым типом локомотивов.
для повышения эксплуатационной надежности на горных предприятиях отвальные плуги модернизируют: усиливают главное крыло, снимают откосное крыло и др.; за счет таких усовершенствований отвальные плуги используют более производительно не только на мягких, но и на скальных породах.
Техническая характеристика отвального плуга МОП-1
Наибольший размах главного крыла,    мм ... 7500
Подъем крыльев .  
Пневматичес кий
Минимальный радиус пути, м .  100
Рабочая скорость передвижения,              км/ч ... 6-10
Основные размеры, мм: длина    16320
ширина . 3100
высота .. 5060
Вес, кг 61200

Специальных машин для устройства водоотводных сооружений на карьерах не имеется.

На некоторых горных предприятиях при подготовке новых трасс в период переукладки путей осуществляют предварительную отсыпку балластного материала, взятого со старой трассы пути после снятия рельсошпальной путевой решетки. Это мероприятие кроме улучшения качества подготовки основания новых трасс позволяет экономить дорогостоящий щебень, оставляемый после переукладки на старых трассах путей. Опыт вторичного использования щебня на Качканарском горно-обогатительном комбинате показал пригодность самоходного скрепера Д-357Г для работы по подборке щебня со старых трасс. При этом толщина слоя, забираемого ножом скрепера за один проход, примерно равна балластной призме. Ширина ножа позволяет выбрать более 70 % балластного материала. Длина участка сбора балласта за один проход (полная емкость ковша - 9 м3) составляет от 8 до 11 м при средней толщине слоя 300 мм.

Одним из основных элементов технологии при ремонте и строительстве карьерных железнодорожных путей является уплотнение земляного полотна.

Таблица 2
Краткая характеристика строительных и дорожных катков

На этой операции наилучшие показатели достигнуты при использование самоходных и несамоходных катков статического и вибрационного действия. Эффективность уплотнения при этом зависит от вида и степени влажности грунта, типа уплотнительных средств, толщины уплотняемого слоя, температурных условий и ряда других обстоятельств.
Краткая техническая характеристика дорожных катков, нашедших наибольшее распространение при строительстве карьерного железнодорожного полотна приведена в табл.2.