Содержание материала

§ 4-6. Классификация

В зависимости от условий применения различают жидкие, консистентные и твердые смазочные материалы.
Жидкими называют масла, которые при температуре окружающей среды находятся в жидком состоянии.
Консистентные смазки при обычных температурах окружающей среды находятся в полужидком или твердом состоянии (солидол, консталин, вазелин и др.). При повышении температуры эти смазки постепенно переходят в жидкое состояние.
Твердыми называют смазочные материалы, не меняющие физического состояния при изменении температуры окружающей среды, но сохраняющие смазывающую способность (графит, тальк и др.).
Качество масел характеризуют: плотность, вязкость, температуры застывания и вспышки, стабильность в работе, склонность к коррозии металлических поверхностей, зольность и количество примесей серы, воды, кислот и смол. Основными марками минеральных смазок для железнодорожного транспорта являются масла: осевые, индустриальные, компрессорные, дизельные и автотракторные.
Добавление к минеральным маслам небольших количеств отдельных веществ, называемых присадками, повышает качество смазки. Присадки бывают: вязкостные — для повышения вязкости; понижающие температуру застывания; противоокислительные; противокоррозионные; антинагарные; противопенные и др.

§ 4-7. Области применения

Осевые масла используют в разных климатических условиях, поэтому применяют три типа этих масел с различной вязкостью: летнее Л, зимнее З и северное С. В состав летних масел входят 38—40% солярового дистиллята и 62—60% обычного мазута, в состав зимнего масла — 70—72% солярового дистиллята и 30—28% мазута, северное масло имеет 78—80% трансформаторного масла и 22—20% мазута. Помимо буксовых подшипников вагонов и локомотивов осевые масла используются и для других узлов подвижного состава с подшипниками скольжения. Температура застывания осевых масел должна быть ниже температуры окружающей среды, а температура их вспышки—выше температуры, возможной в буксах подвижного состава в летний период.
Индустриальные масла применяют для смазки различных механизмов, подшипников скольжения тяговых электродвигателей и электродвигателей компрессоров, для гидродинамических передач в тепловозах, для смазки гидростатических приводов вентиляторов и т. п.
Компрессорные масла используют для смазки цилиндров и механизма поршневых компрессоров. Зимой применяется масло марки 12, летом — более вязкое марки 19. Ввиду длительного контакта масла в цилиндре компрессора с кислородом воздуха компрессорные масла должны иметь достаточно большую стойкость против окисления.
Дизельные масла нескольких марок расходуются также для дизелей тепловозов.
При высоких давлениях в индикаторном процессе смазка цилиндров и шеек коленчатого вала требует применения масел достаточной вязкости при химической стабильности и температуростойкости. Температура вспышки дизельных масел не должна быть ниже 200° С. Выбор марки дизельного смазочного масла делается с учетом качества применяемого дизельного топлива. Для дизелей магистральных тепловозов используется масло марки Д-11.
Автотракторные масла, или автолы, применяют на тепловозах при роликовых подшипниках, работающих на жидкой смазке, и для карбюраторных двигателей.