5.8. Системы управления ЭПС с вентильными ТЭД
Принцип действия ВД.
Вентильный двигатель (ВД) — это многофазная электрическая машина, обмотка статора которой питается от управляемого полупроводникового преобразователя, причем переключение фаз происходит синхронно с вращением ротора, обмотка возбуждения которого питается постоянным током.
По конструкции вентильная машина аналогична синхронной. На статоре трехфазная обмотка (в принципе может быть шести или девятифазная). Ротор явнополюсный или неявнополюсный с обмоткой возбуждения, питаемой постоянным током, и короткозамкнутой демпферной обмоткой.
Неявнополюсный ротор предпочтительнее с точки зрения прочности конструкции и технологичности изготовления.
Схемы вентильного двигателя с ртутными преобразователями предлагали Керн (ВВС, 1930 г.), Александерсон (GEC, 1934 г.), Тихменев (СССР, 1935 г.), Завалишин и Вегнер (СССР, 1936 г.). Однако громоздкость и низкая надежность ртутных преобразователей явилась препятствием для внедрения таких двигателей.
Интерес к вентильному двигателю возник вновь в 1960 г. в связи с распространением кремниевых тиристоров. Исследования и разработки производили Б.Н. Тихменев, В.А. Кучумов, С.В. Покровский (ВНИИЖТ), Б.К. Баранов (ВЭЛНИИ).
Кроме электрической тяги вентильные двигатели применяются для привода прокатных станов, нагрузка которых похожа на тяговую (М = const).
ВД применены на пассажирском восьмиосном электровозе переменного тока ЭП200 мощностью 7200 кВт и конструкционной скоростью 220 км/ч. Механическая часть аналогична тепловозу ТЭП-80.
Рассмотрим принцип работы ВД в генераторном и тяговом режимах при переводе нагрузки с фазы А на фазу В (рис. 5.20).
Рис. 5.20. Работа вентильной электрической машины в режимах: а — генераторном; б — двигательном
Более простым для ВД является генераторный режим (рис. 5.20, а), когда синхронный генератор работает на нагрузку через трехфазный выпрямитель.
Для перевода синхронного генератора с выпрямителем в режим вентильного двигателя (рис. 5.20, б) необходимо предусмотреть следующее.
- Вместо нагрузки надо подключить источник электроэнергии, изменив полярность, чтобы она соответствовала проводящему направлению тиристоров.
- Следует подавать управляющие сигналы на тиристоры в соответствии с положением ротора в момент времени, определяемый углом опережения β = γ + δ , чтобы коммутация заканчивалась на угол δ ранее момента равенства напряжений. Нарушение этого условия приведет к тому, что коммутирующийся тиристор 1 не восстановит свои запирающие свойства. В этом случае через 60°, когда откроется тиристор 4, произойдет короткое замыкание источника питания. Длительность угла опережения β определяется соотношением
где LK — индуктивность контура коммутации.
- В период коммутации мгновенное значение ЭДС равно полусумме мгновенных ЭДС на коммутирующих фазах. Преобразователь является инвертором тока, и порядок работы его тиристоров приведен в табл. 5.4.
Сравнение генераторного и двигательного режимов вентильной машины приведено на рис. 5.20 и 5.21, откуда следует:
- углы проводимости тиристоров равны 120°;
- в период коммутации γ открыты три тиристора;
- напряжение в период коммутации равно полусумме фазных ЭДС;
- в генераторном режиме коммутация начинается в момент времени, когда еC=еА (рис. 5.21, а);
Рис. 5.21. Осциллограммы напряжения вентильной машины в режимах: а — генераторном; б — двигательном
6) в генераторном режиме возможно использовать диоды, в двигательном необходимы тиристоры.
Сравнение условий коммутации вентильной машины в генераторном и двигательном режимах приведено в табл. 5.12. Сравнение вентильной машины с синхронной и коллекторной дано в табл. 5.13.
Основные электромеханические соотношения ВД.
Вращающееся магнитное поле наводит в обмотке статора ЭДС
где р1, w1 — число пар полюсов и число витков одной фазы статора; Коб — обмоточный коэффициент, учитывающий, что витки фазовой обмотки расположены в непараллельных плоскостях;
Ф(t) = Фm sin wt — мгновенное значение магнитного потока.
Таблица 5.12
Условия коммутации вентильной машины
Максимальное значение первой гармоники фазной ЭДС:
Мгновенное значение ЭДС вращения ВД во внекоммутационные периоды равно линейной ЭДС, а в период коммутации — полусумме линейных ЭДС коммутирующихся фаз.
Среднее значение линейной ЭДС вращения ВД с учетом коммутации вентилей можно найти через интеграл, определяющий площадь, заштрихованную на рис. 5.21, б:
Таблица 5.13
Сравнение вентильной машины с синхронной и коллекторной
Сравнение | Сходство | Разница |
С синхронной машиной | По конструкции и принципу работы:
| По свойствам:
|
С коллекторной машиной постоянного тока | По свойствам аналогична машине постоянного тока с тремя коллекторными пластинами | По конструкции и принципу работы:
|
где Ud, Id, rd — напряжение, ток и сопротивление якоря, приведенные к звену постоянного тока.
Выражения для Еа, Μ, ω, отличаются от соответствующих формул для машины постоянного тока только множителями Коб и Ки.
Способы регулирования скорости и силы тяги БД.
Для ВД можно использовать четыре способа регулирования скорости и силы тяги (первые два способа аналогичны двигателю постоянного тока).
- Изменением Ud за счет регулирования входного преобразователя.
- Изменением сопротивления в цепи обмотки якоря; этот способ не применяется ввиду своей неэкономичности и возможности регулирования Ud в широких пределах.
- Регулирование магнитного потока Ф имеет существенные отличия от машины постоянного тока ввиду сильного влияния реакции якоря:
а) идеально жесткая характеристика ω=const получается при увеличении Ф для компенсации реакции якоря с ростом тока; зависимость М(I) при этом получается линейной (рис. 5.22, а);
Рис. 5.22. Характеристики вентильного двигателя: а — при независимом возбуждении; б — косвенном сериесном возбуждении
Рис. 5.23. Векторная диаграмма неявнополюсного вентильного двигателя
Рис. 5.24. Характеристики вентильного двигателя
Рис. 5.25. Схема ЭПС с ВД и явным звеном постоянного тока
β с ростом тока и предотвращает возможность опрокидывания инвертора при перегрузках. Характеристика момента снижается при перегрузке по току.
Обычно используются все три закона регулирования: основной закон β = const. При пуске, когда напряжение Ud низкое, и датчик ЭДС вращения дает очень слабый сигнал, используется закон β0= const. При перегрузке реализуется закон.
Схемы силовой цепи ЭПС с ВД.
На практике используются две такие схемы:
а) схема с явным звеном постоянного тока (рис. 5.25). При пуске двигателя ЭДС вращения недостаточна для коммутации тиристоров и используется емкость и коммутирующие тиристоры VS7, VS8.
Рис. 5.26. Схема ЭПС с ВД и неявным звеном постоянного тока
После каждой коммутации происходит колебательный перезаряд конденсатора через одну из работающих фаз.
При () коммутация обеспечивается за счет ЭДС вращения двигателя и тиристоры VS7, VS8 не используются.
Для изменения напряжения применена схема зонно-фазового регулирования. Данная схема применяется на TGV-A и на электровозе ЭП-200. Схема с явным звеном постоянного тока предпочтительна при большей мощности ТЭД и полупроводниковых приборов с высокими параметрами;
б) схема с неявным звеном постоянного тока (рис. 5.26) обеспечивает коммутацию тиристоров за счет напряжения сети, независимо от скорости движения. Регулирование напряжения амплитудное — переключением числа витков вторичной обмотки с помощью контакторов.
Рис. 5.27. Коммутация тиристоров ВД: а — сетевая, б — машинная
В схеме имеют место два вида коммутации тиристоров: сетевая коммутация (рис. 5.27, а) при изменении полярности сети и машинная коммутация (рис. 5.27, б) при переключении фаз ВД.
Схема с неявным звеном регулирования имеет преимущества при меньшей мощности ТЭД и большом количестве параллельно и последовательно соединенных тиристоров.
Схема была применена на опытных электровозах ВЛ80в-1129 и ВЛ 80в-1130.
Структурная схема системы управления электровоза с вентильным двигателем (рис. 5.28).
Машинист выбирает направление движения (вперед — назад) и режим работы (тяга — рекуперация), режим возбуждения (независимое или косвенное сериесное) и заданную скорость. Выбранное направление движения определяет последовательность включения тиристоров инвертора и направление вращения магнитного поля двигателя. Выбранный режим работы (тяга — рекуперация) определяет угол опережения открытия тиристоров β по отношению к моменту равенства линейных напряжений:
при тяге β = γ + δ;
при рекуперации β = 0.
Регулирование скорости и нагрузки (силы тяги или торможения) осуществляется по трем каналам.
Рис. 5.28. Структурная схема системы управления электровоза с ВД
- Канал тока возбуждения Iв используется:
а) в режиме независимого возбуждения Iв = const (при трогании с места и при движении по крутым затяжным подъемам) для предотвращения боксования;
б) в режиме косвенного сериесного возбуждения= const при движении с высокими скоростями для перехода с жесткой характеристики независимого возбуждения на мягкую. При жесткой характеристике небольшое повышение скорости дает значительное снижение силы тяги.
- Канал напряжения Ud используется для обеспечения заданной скорости.
- Канал угла опережения β применяется для обеспечения надежной коммутации тиристоров.