Содержание материала

А.В. Плакс
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ
Рекомендовано
Управлением кадров и учебных заведений Федерального агентства железнодорожного транспорта в качестве учебника для студентов вузов железнодорожного транспорта
Москва
Плакс А.В. Системы управления электрическим подвижным составом.
Учебник для вузов ж.-д. транспорта. — Москва: Маршрут, 2005.  Изложены принципы управления, применяемые на современном и перспективном электрическом подвижном составе железных дорог России и ведущих зарубежных стран. Приведены основы расчета и примеры применения этих принципов на конкретных типах ЭПС. Рассмотрены перспективы развития систем управления ЭПС.
Предназначен в качестве учебника для студентов вузов железнодорожного транспорта по специальности «Электрический транспорт железных дорог». Может быть полезен для инженерно-технических работников железнодорожного транспорта.

Посвящается 200-летию
Петербургского государственного университета путей сообщения

От автора

Многие поколения отечественных специалистов по электрическому транспорту железных дорог изучали электрооборудование подвижного состава по учебникам докт. техн. наук профессоров Бориса Николаевича Тихменева и Леонида Мироновича Трахтмана. Их первая книга вышла в 1939 г. Каждое следующее издание значительно пополнялось и перерабатывалось в соответствии с научно-техническими достижениями в области электрической тяги. В этих трудах нашел отражение огромный опыт инженерной, научной и педагогической деятельности Б.Н. Тихменева и Л.М. Трахтмана и их выдающийся вклад в развитие электрической тяги на железных дорогах нашей страны. Последнее, четвертое издание их учебника вышло в 1980 г. [1].
На рубеже XX—XXI столетий продолжалось интенсивное совершенствование отечественного и зарубежного электрического подвижного состава. Существенное развитие получили полупроводниковые преобразователи, бесколлекторный тяговый электропривод, системы автоматического управления. Возникла необходимость издания учебника, отражающего современное состояние систем управления электрическим подвижным составом.
В учебнике изложены принципы управления, применяемые на современном и перспективном подвижном составе железных дорог России и ведущих зарубежных стран. Рассмотрены перспективы развития систем управления ЭПС. Отражен опыт преподавания этой дисциплины в Петербургском государственном университете путей сообщения. Изучение теории управления электрическим подвижным составом должно быть дополнено лабораторными и практическими занятиями, а также курсовым проектированием [3, 4] и производственной практикой. Для подробного изучения электрических схем и аппаратов конкретных электровозов и электропоездов следует использовать дополнительную литературу [5, 8, 12—26].
Автор приносит глубокую благодарность канд. техн. наук доценту М.В. Матвееву, канд. техн. наук С.С. Петраковскому и канд. техн. наук доценту В.Д. Шарову за тщательное рецензирование рукописи и полезные замечания, докт. техн. наук профессору Г.Г. Рябцеву и докт. техн. наук профессору В.П.Феоктистову за содействие в издании учебника.