СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМОМ ТЯГИ ЭПС ОДНОФАЗНО-ПОСТОЯННОГО ТОКА СО СТАТИЧЕСКИМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ
Условия работы трансформатора в схемах однофазного выпрямления с нагрузкой на тяговый электродвигатель
Возможны два варианта однофазного выпрямления: по схеме с нулевым выводом (рис. 3.1, а) и по схеме моста (рис. 3.1, б).
Рассмотрим основные соотношения для этих схем. В первом приближении примем следующие допущения.
- Потери энергии в трансформаторе и полупроводниковых приборах пренебрежимо малы. В номинальном режиме КПД электровозного трансформатора 0,98, а полупроводникового выпрямителя 0,99.
- Индуктивность рассеяния трансформатора пренебрежимо мала. На самом деле ее влияние в номинальном режиме составляет около 10 %. Более точно влияние индуктивности рассеяния будет оценено ниже при рассмотрении процесса коммутации полупроводниковых приборов.
Рис. 3.1. Варианты схем однофазного выпрямления: а — с нулевым выводом; б — мостовая
3. Пульсации выпрямленного тока пренебрежимо малы, так как цепь нагрузки обладает индуктивностью и содержит ЭДС вращения, которая практически постоянна. В действительности пульсации выпрямленного тока на электровозах составляют около 20 %. Более точно влияние пульсаций будет рассмотрено ниже. Среднее выпрямленное напряжение U2 для обоих вариантов схем одинаково:
Определим полные мощности первичной и вторичной обмоток трансформаторов S1 и S2 при заданной выпрямленной мощности
Здесь S — типовая мощность трансформатора — полусумма произведений напряжений холостого хода на номинальные токи для всех обмоток трансформатора.
Выводы:
- При однофазном выпрямлении выпрямленное напряжение пульсирует с удвоенной частотой по отношению к частоте питающей сети. Вследствие инерции поезда скорость его остается постоянной, а также не меняется сила сопротивления движению, поскольку она зависит от массы поезда, скорости движения и профиля пути. Поэтому в схемах однофазного выпрямления с нагрузкой на тяговый электродвигатель пульсирующая мощность синусоидального тока должна быть преобразована в постоянную выпрямленную мощность.
- Такое преобразование мощности требует увеличенной затраты проводникового материала и электротехнической стали на изготовление обмоток и сердечника трансформатора по сравнению с синусоидальной нагрузкой.
- Расход активных материалов характеризуется типовой мощностью трансформатора, которая равна полусумме произведений напряжений холостого хода на номинальные токи всех обмоток трансформатора.
- При идеальном сглаживании выпрямленного тока для схемы моста отношение типовой мощности к выпрямленной равно 1,11, а для схемы с нулевым выводом — 1,34.
Пульсации выпрямленного тока
Рассмотрим форму тока тягового электродвигателя при питании от однофазного выпрямленного напряжения (рис. 3.2). Полагаем, что:
- индуктивность рассеяния трансформатора пренебрежимо мала;
- фазовое управление отсутствует;
- пульсации тока не превышают 25 %, а пульсация магнитного потока пренебрежимо мала.
Мгновенное значение напряжения на вторичной обмотке трансформатора
Ограничимся постоянной составляющей и первой гармоникой напряжения:
Рис. 3.2. Пульсации выпрямленного тока
Рассмотрим, какие величины правой части этого выражения можно считать постоянными.
- ЭДС вращения СФV можно считать постоянной, так как магнитный поток Ф практически постоянен вследствие насыщения магнитной системы и влияния вихревых токов в остове двигателя.
Выводы:
- Скорость и сила тяги ЭПС с двигателями пульсирующего тока определяются средними значениями выпрямленного напряжения и тока.
- Переменная составляющая пульсирующего напряжения уравновешивается в основном ЭДС самоиндукции, возникающей в индуктивности цепи за счет пульсации тока.
- Частота пульсации выпрямленного тока в 2 раза больше частоты питающей сети переменного тока.
- Амплитуда пульсирующей составляющей тока определяется величиной и формой выпрямленного напряжения и индуктивным сопротивлением цепи выпрямленного тока.
Влияние пульсаций выпрямленного тока на работу тяговых электродвигателей
Дополнительные потери в обмотках. Пульсация выпрямленного тока вызывает увеличение действующего значения тока по отношению к среднему. При коэффициенте пульсации тока кп1 = 0,25 дополнительные потери в обмотке якоря ТЭД составляют около 0,1 % от номинальной мощности двигателя. Потери в обмотках главных полюсов обычно еще меньше.
Дополнительные магнитные потери. Потери за счет пульсации до полнительных полюсов и потока реакции якоря и составляет 0,8 % от номинальной мощности ТЭД. Общие потери от пульсации тока и потока составляют около 0,9 % от номинальной мощности двигателя. На первый взгляд это мало. Если считать КПД ТЭД порядка 0,92, то это означает, что при питании пульсирующим током КПД двигателя будет 0,911, при этом потери в двигателе увеличиваются с 8 до 8,9 %, т.е. на 10 %. Для двигателей с высоким использованием по теплу это может привести к недопустимому повышению температуры обмоток.
Трансформаторная ЭДС в коммутируемой секции якоря за счет пульсации потока главных полюсов. В коллекторных двигателях однофазного тока эта ЭДС определяет качество коммутации. В двигателях пульсирующего тока влияние этой ЭДС несущественно, так как пульсация потока главных полюсов незначительна.
Несовпадение по фазе реактивной и коммутирующей ЭДС вследствие сдвига по фазе между пульсациями тока якоря и пульсацией потока дополнительных полюсов. Это является основной причиной снижения качества коммутации двигателей пульсирующего тока по сравнению с двигателями постоянного тока.