Принципы рекуперативного торможения ЭПС переменного тока
Направления токов и ЭДС в режимах тяги и рекуперации.
Направление напряжения вторичной обмотки трансформатора U2 определяется напряжением сети и поэтому считается заданным. Обозначим направления U2 в первом и во втором полупериоде соответственно сплошной и штриховой стрелками (рис. 4.40).
Для режима тяги характерно следующее.
- Вторичная обмотка трансформатора работает как источник энергии для тягового двигателя. Поэтому направление тока i2 в каждом полупериоде совпадает с направлением напряжения U2.
- Тяговый двигатель работает как потребитель энергии. Поэтому направления тока tд и ЭДС вращения Е противоположны.
- Отпирание полупроводниковых приборов происходит в начале каждого полупериода под действием полярности переменного напряжения U2. Режимы работы преобразователя на рис. 4.40 обозначены: В — выпрямление, К — коммутация.
При рекуперации направление тока вторичной обмотки трансформатора i2 должно быть встречным по отношению к U2, так как в этом режиме вторичная обмотка трансформатора является приемником энергии (рис. 4.41).
Тяговая машина работает как генератор, и поэтому направления тока iд и ЭДС вращения ЕТМ совпадают. Режимы работы на рис. 4.41 обозначены: И — инвертирование, К — коммутация, П — противоток.
Для перевода в режим рекуперации необходимо:
- перевести тяговые машины в режим независимого возбуждения для обеспечения электрической устойчивости;
- сохранить направление тока в якоре тяговой машины, чтобы оно соответствовало проводящему направлению полупроводниковых приборов;
Рис. 4.40. Направления ЭДС и токов выпрямителя в режиме тяги
- изменить направление тока в обмотке возбуждения тяговой машины, чтобы перевести ее в генераторный режим, за счет изменения полярности ЭДС вращения; отметим, что на ЭПС постоянного тока перевод тяговых машин в генераторный режим осуществляется изменением направления тока якоря;
- обеспечить открытие тиристоров в конце предыдущего полупериода в момент времени π—β так, чтобы большую часть данного полупериода ток во вторичной обмотке был направлен навстречу ЭДС трансформатора.
Условия отпирания тиристоров инвертора.
Исходя из полярности U2 и, в первый полупериод должны открываться тиристоры 1 и 2 (см. рис. 4.41), так как катод тиристора 2 имеет отрицательный потенциал, а анод вентиля 1 имеет положительный потенциал. Но при этом не будет обеспечено протекание тока i2 навстречу напряжению U2, т.е. возврат энергии в питающую сеть.
Рис. 4.41. Направления ЭДС и токов инвертора в режиме рекуперации
Для обеспечения рекуперации необходимо, чтобы в первом полупериоде вентили 1 и 2 были закрыты, а вентили 3 и 4 — открыты.
При этом вентили 3 и 4 можно открыть только до начала первого полупериода, когда анод тиристора 3 имеет положительный потенциал, а катод тиристора 4 — отрицательный потенциал. Момент отпирания тиристоров 3 и 4 должен быть выбран так, чтобы до начала первого полупериода завершилась коммутация тиристоров и восстановление их вентильной прочности.
Выводы:
- В начале полупериода тиристоры, обеспечивающие режим рекуперации, не могут открыться, так как ЭДС вторичной обмотки трансформатора направлена навстречу току рекуперации.
- Тиристоры надо открывать до начала соответствующего полупериода, когда полярность U2 позволяет это сделать.
- Момент отпирания тиристоров (угол π—β) должен быть выбран так, чтобы до начала полупериода завершилась коммутация тиристоров (угол γ) и восстановилась их вентильная прочность (угол δ).
Здесь β = γ + δ — угол опережения отпирания тиристоров по отношению к началу полупериода. Величину γ, равную β—δ, определим далее на с. 210.
Расчетное время восстановления вентильной прочности тиристоров Т2-323 не превышает ί = 500 мкс. Переведем эту величину в градусы:
Для того чтобы обеспечить необходимый запас принимают δ = 20°.
Сравнение условий работы силовой цепи электровоза в режимах тяги и рекуперации приведено в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Сравнение работы силовой цепи электровоза в режимах тяги и рекуперации
Режим работы | Направление ЭДС и тока | Отпирание полупроводниковых приборов | |||
Электровоз | Тяговые электрические машины | Преобразователь | Во вторичной обмотке трансформатора | В ТЭМ | |
Тяга | Двигатель | Выпрямитель | Согласные (источник энергии) | Встречные (потребитель энергии) | Естественное в начале данного полупериода |
Рекуперация | Генератор | Инвертор | Встречные (потребитель энергии) | Согласные (источник энергии) | Искусственное в конце предыдущего полупериода |
Направления токов и ЭДС в режиме опрокидывания инвертора.
Рассмотрим случай, когда при инвертировании по какой-либо причине в конце полупериода не произойдет коммутация вентилей. Такой режим называют опрокидыванием инвертора.
Причины этого могут быть различными:
- увеличение угла коммутации вследствие снижения напряжения сети, возрастание тока рекуперации или увеличение индуктивности контактной сети при увеличении расстояния до тяговой подстанции;
- нарушение работы системы управления тиристорами.
Пусть прекращение коммутации вентилей произойдет в первом полупериоде, когда ток протекал через тиристоры 3 и 4 (рис. 4.42). Во втором полупериоде полярность напряжения во вторичной обмотке будет такой, что эти тиристоры останутся открытыми. При этом напряжение U2 будет действовать согласно с ЭДС тяговой машины ЕТМ.
Таким образом, создастся режим противовключения. Ток в этом контуре будет возрастать, стремясь к установившемуся значению 2Iкз, и к концу второго полупериода достигнет такой величины, что его коммутация будет заведомо невозможной. В третьем полупериоде напряжение U2 изменит свой знак и будет действовать навстречу ЕТМ, нарастание тока замедлится, а при U2 > ЕТМ ток i2 даже несколько снизится.
Рис. 4.42. Направление ЭДС и токов при опрокидывании инвертора
Но в конце третьего и в течение всего четвертого полупериода ток снова будет нарастать и превысит значение, допустимое для тиристоров. Причем ток все время будет протекать через одни и те же тиристоры.
Максимумы и минимумы кривой тока будут соответствовать моментам времени.
Наибольшая скорость нарастания тока соответствует максимуму синусоиды.
Выводы:
При опрокидывании инвертора имеет место следующее.
- ТЭМ работает с сетью в режиме противовключения и происходит непрерывное нарастание тока до 2Iкз.
2. Коммутация вентилей не происходит, и ток протекает все время через одни и те же тиристоры. Возникает опасность перегрева и пробоя этих тиристоров.
Внешние характеристики инвертора.
Особенность коммутации инвертора в том, что она начинается в середине полупериода, когда во вторичной обмотке трансформатора ток i2 протекает навстречу напряжению u2.
Рассмотрим процесс коммутации инвертора, который начинается в момент времени π—β (см. рис. 4.41). В этот момент в первом полупериоде напряжение u2 и ток i2 имеют встречные направления, обозначенные на схеме сплошными стрелками. После окончания коммутации ток i2 меняет свое направление, как это указано штриховой стрелкой.
Пусть в рассматриваемом полупериоде открыты тиристоры 3 и 4 и ток имеет направление, обозначенное сплошной стрелкой. В момент времени π—β на тиристоры 1 и 2 подается сигнал управления и они открываются, так как анод тиристора 1 имеет положительный потенциал, а катод тиристора 1 — отрицательный интервал.
Возникает ток короткого замыкания, определяемый дифференциальным уравнением
(4.8) которое аналогично (3.3) для режима выпрямления, но отличается пределами интегрирования.
Проинтегрируем (4.8):
Рис. 4.43. Внешние характеристики инвертора
Рис. 4.44. Обеспечение устойчивости рекуперации:
а — при независимом возбуждении и β = const; б — при независимом возбуждении, добавочном резисторе и δ - const; в — при противовозбуждении и δ =const
На электровозах ВЛ80Р, ВЛ85, ВЛ65 и ЭП1 применен инвертор с законом регулирования δ = const. Для обеспечения электрической устойчивости статический возбудитель имеет противовозбуждение, а в цепь якоря тяговой машины включен дополнительный резистор.