Содержание материала

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ПРИ НАЛИЧИИ АВТОРЕГУЛЯТОРА

 Установка авторегулятора.

При новых тормозных колодках рычажная передача устанавливается таким образом, чтобы наклон горизонтальных рычагов соответствовал положениям, показанным на рис. 4, а контрольные размеры а и А находились в определенных пределах, соответствующих типу вагона, колодок и привода. Величина выхода штока тормозного цилиндра должна быть в пределах, установленных инструкцией ЦВ-ЦТ-ЦНИИ/2899.
Расстояние а от контрольной риски на стержне винта 4 до торца защитной трубы определяет рабочую длину винта, или величину укорочения тормозной тяги. При новых колодках должна быть установлена максимальная величина а, которая для авторегуляторов усл. № 536М и 574Б составляет 575 мм. Изменение рабочей длины винта производится вращением корпуса авторегулятора вручную.
При износе тормозных колодок величина запаса винта а уменьшается. Отсутствие запаса винта свидетельствует о том, что регулирующий механизм полностью сократил свою длину. При дальнейшем износе тормозных колодок упор 13 привода (см. рис. 4, б) или рычаг 7 (см. рис. 4, а) переместит корпус 3 до упора защитной трубы в соединительную муфту 6, что приведет к повреждению привода.
Если у авторегулятора усл. № 574Б а<20 мм, у авторегулятора усл. № 536М а<60 мм, то при осмотре и ремонте тормозного оборудования на пунктах технического осмотра вагонов необходимо отрегулировать рычажную передачу перестановкой валиков или с помощью стяжных муфт с заменой тормозных колодок в случае их недостаточной толщины. У пассажирских вагонов запас винта (величина а) должен устанавливаться таким, чтобы в пути следования до пункта оборота и обратно не требовалась ручная регулировка рычажной передачи.
Правильное расположение авторегулятора при установке новых тормозных колодок исключает дополнительную ручную регулировку тормозной рычажной передачи в эксплуатации, так как запас регулирующего винта (величина а) будет соответствовать имеющейся толщине колодок.
Контрольный размер А между рычагом 7 или упором 13 привода и торцом корпуса 3 регулирующего механизма устанавливается из расчета обеспечения нормальной величины зазоров К между колодками и колесами. Для авторегуляторов двустороннего действия усл. № 536М размер А определяется из расчета величины зазоров, равной 5—8 мм; для авторегуляторов одностороннего действия усл. № 574Б — по величине допустимого хода штока тормозного цилиндра. Для грузовых вагонов необходимая величина размера А в зависимости от типа авторегуляторов и материала колодок определяется данными табл. 5.
Рычажный привод бескулисных регуляторов характеризуется тем, что расстояние между упором привода и торцом корпуса на грузовых вагонах должно устанавливаться примерно в 3—4 раза меньше по сравнению со стержневым, а незначительные изменения этого расстояния заметно влияют на величину хода штока поршня тормозного цилиндра. Чувствительность авторегулятора с рычажным приводом к величине А может привести к чрезмерному увеличению хода штока, поэтому в эксплуатации следует обращать внимание на состояние узла крепления рычага привода к кронштейну.
Необходимая установка стержневого привода авторегуляторов для пассажирских вагонов определяется данными табл. 6.

Таблица 5


Грузовые вагоны

Тип авторегулятора и колодки

Контрольный размер А, мм

Рычажный привод

Стержневой
привод

Четырехосные

Одностороннего действия усл. № 574Б: композиционные чугунные
Двустороннего действия усл. № 536М: композиционные чугунные

40—50
50—60
30—35
20—25

170—230
120—180
70—90
70—90

Восьмиосные

Одностороннего действия усл. № 574Б— композиционные
Двустороннего действия усл. № 536М— композиционные

30—50
25—35

70—90
70—90

Таблица 6


Тип авторегулятора и колодки (стержневой привод)

Контрольный размер А, мм, для вагонов

63- 53 т

с тарой

52-48 т

47-42 т

Одностороннего действия усл. № 574Б:
композиционные

100—130

120—160

140—200

чугунные

90—110

115—135

130—150

Двустороннего действия усл. № 536М: композиционные

45—90

65—120

90—155

чугунные

40—60

65—90

80—100

Изменение размера А увеличивает или уменьшает ход штока на величину, пропорциональную отношению плеч горизонтальных рычагов. Регулировку рычажного привода проводят из условия, что для изменения величины А на 10 мм необходимо повернуть винт 8 регулировки на 6 оборотов для полувагона и 4,5 оборота для остальных типов четырехосных вагонов. Регулировку стержневого привода проводят из условия изменения размера А на 6 мм при повороте стержня 12 на один оборот.

Проверка действия авторегулятора.

На вагоне эта проверка производится при обнаружении нарушений в работе и после смены регулирующего механизма. Для проверки действия авторегулятора необходимо в исходном положении нанести продольную меловую линию на регулирующем винте и конце защитной трубы. Затем производится торможение. Если положение рисок не изменится после отпуска тормоза, а величина хода штока будет находиться в пределах установленных норм, то это указывает, что регулятор установлен правильно и размер А соответствует допускаемым зазорам К между колодками и колесами (для авторегулятора усл. № 536М) или величине хода штока (для авторегулятора усл. № 574Б).
Для проверки действия авторегулятора на автоматическое стягивание необходимо вначале распустить рычажную передачу поворотом корпуса регулирующего механизма против часовой стрелки (если смотреть со стороны тормозного цилиндра )на 1—2 оборота. Расстояние а должно при этом увеличиться на 30—60 мм. Затем производится торможение. После отпуска тормоза авторегулятор должен стягивать рычажную передачу и размер а должен уменьшаться при авторегуляторе усл. № 574Б на 8—10 мм, при авторегуляторе усл. № 536М. с рычажным приводом — на 10— 20 мм. Авторегулятор усл. № 536М со стержневым приводом должен восстановить размер а полностью.
Для проверки действия авторегулятора усл. № 536М на роспуск необходимо вначале стянуть рычажную передачу поворотом корпуса регулирующего механизма по часовой стрелке на один оборот. Расстояние а должно при этом уменьшиться на 30 мм. Затем производится торможение. В процессе торможения должно происходить вращение корпуса регулирующего механизма, и после отпуска тормоза размер а должен восстановиться до исходного, что укажет на нормальное действие авторегулятора.
Авторегулятор усл. № 574Б не обладает свойством автоматического роспуска, поэтому проверка его действия на роспуск не производится.
Следует иметь в виду, что при ступени торможения упор Может не доходить до корпуса регулятора при нормальной величине размера А.

Особенности эксплуатации тормозного оборудования с авторегулятором.

При замене тормозных колодок следует вначале распустить тормозную рычажную передачу вращением корпуса регулирующего механизма до создания необходимых зазоров. После замены колодок рычажную передачу следует стянуть вращением корпуса до соприкосновения тормозных колодок с колесами и произвести контрольное торможение. Авторегулятор усл. № 536М. при торможении сразу устанавливает нормальные зазоры К между колодками и колесами.
При вращении корпуса авторегулятора усл. № 574Б по часовой стрелке возможно затягивание тормозной рычажной передачи до появления нажатия колодок. Поэтому после проскальзывания корпуса при ручном стягивании между контрольным торможением необходимо путем вращения в обратном направлении на 2—3 оборота сместить корпус вдоль винта на 60—100 мм для образования зазоров равных 5—8 мм между колодками и колесами.
При контрольном торможении проверяется величина хода штока и действие регулирующего механизма с приводом.
Перед проследованием крутых затяжных спусков в целях уменьшения хода штока и обеспечения требуемой тормозной эффективности необходимо уменьшить контрольный размер А при авторегуляторе усл. № 536М или стянуть рычажную передачу вращением корпуса авторегулятора усл. № 574Б.
После проследования крутых затяжных спусков установить соответствующую величину размера А (см. табл. 5 и 6) и стянуть тормозную рычажную передачу вращением авторегулятора на вагонах, ход штока у которых превышает установленную величину.
Длина регулирующего винта авторегулятора рассчитана только для компенсации допустимого износа тормозных колодок. Поэтому при каждой подкатке колесных пар, связанной с изменением их диаметра, необходимо установить рычажную передачу таким образом, чтобы запас регулирующего винта (контрольный размер а) соответствовал толщине установленных тормозных колодок. С этой целью применяются запасные отверстия в тяге, серьгах и распорных тягах.
Соответствие запаса регулирующего винта толщине тормозных колодок проверяют из условия, что при одновременном износе всех тормозных колодок на 1 мм происходит уменьшение запаса регулирующего винта на 14 мм для грузовых и на 8 мм для пассажирских вагонов.

Таблица 7


Признак неисправности

Причина неисправности

Способы устранения

Регулятор не стягивает рычажную передачу

Загрязнение регулирующего винта, упорных подшипников
Разрушение возвратной пружины

Сменить авторегулятор

Регулятор не изменяет своей длины при вращении корпуса вручную

Загрязнение деталей: регулирующего винта, гаек, упорных подшипников

Сменить авторегулятор

При вращении авторегулятора вручную на стягивание корпус не смещается вдоль тягового стержня

Авторегулятор полностью укоротил свою длину (винт упирается в торец ушка)

Заменить изношенные колодки или отрегулировать рычажную передачу перестановкой валиков

Изгиб стержня привода

Допущено чрезмерное сжатие возвращающей пружины (более 110 мм)

Выправить стержень привода

При полном торможении ход штока тормозного цилиндра отклоняется от нормы

Неправильно установлен контрольный размер А

Отрегулировать привод таким образом, чтобы ход штока при полном торможении находился в пределах нормы

При осмотре и опробовании тормозов проверяется ход штока тормозного цилиндра и состояние автоматического регулятора тормозной рычажной передачи. При нарушениях в работе авторегулятора производится проверка его действия на вагоне. При необходимости поврежденный авторегулятор должен быть заменен исправным.
Основные неисправности регулирующего механизма усл. № 574Б приведены в табл. 7.