Содержание материала

БЕСКУЛИСНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОСТРОЙКИ
Тормозной цилиндр со встроенным регулятором изображен на рис. 31. В корпусе 18 тормозного цилиндра движется поршень 16 с резиновой манжетой, надежно соединенный со штоком 14 цилиндра. Возвратная пружина 15 при отпуске тормоза возвращает поршень в исходное положение. В штоке 14 смонтиро ван регулятор тормозной рычажной передачи.
Регулятор имеет регулирующий винт 11 с несамотормозящей резьбой, две регулировочные гайки 4 и 10 и регулировочный упор 1, который определяет величину зазора между тормозными колодками и колесами (расстояние А). Пружина 8 упирается с одной стороны в опорный буферный стакан 7, с другой — в бурт стакана 17 и в процессе работы регулятора поддерживает постоянное расстояние между регулировочными гайками 4 и 10 (расстояние У). Стакан 17 опирается на гайку 10 через подшипник 9. Опорное кольцо 2, в котором находится подшипник 20, болтами 3 закреплено в крышке 19 тормозного цилиндра. Вырезы в штоке 14 позволяют ему перемещаться относительно опорного кольца 2 в осевом направлении.


Рис. 31. Тормозной цилиндр со встроенным в него регулятором
Между опорным буферным стаканом 7 и упорной шайбой 5 расположена пружина 6, амортизирующая ударения регулировочной гайки 4 с подшипником 20 во время работы регулятора. На конце регулирующего винта 11 со стороны крышки тормозного цилиндра закреплено поворотное ушко 22 для соединения с рычажной передачей дискового тормоза. Пружина 12 постоянно действует на регулирующий винт 11, усиливая контакт между регулировочной гайкой 4 и упором 1. Для предохранения регулятора от загрязнения установлены крышка 23 и резиновый чехол 21. Сжатый воздух подается в цилиндр через штуцер 13.
Регулятор стягивает рычажную передачу по мере износа тормозных колодок. При замене изношенных тормозных колодок на новые рычажную передачу распускают с помощью регулятора вручную. Для этого отсоединяют поворотное ушко 22 от регулирующего винта 11, ввертывают винт в регулировочные гайки 4 и 10 на нужную величину, заменяют изношенные колодки, а затем вновь соединяют поворотное ушко с регулирующим винтом. Максимальная величина рабочего хода регулирующего винта 125 мм. Величину общего зазора между тормозными колодками и колесами можно установить от 0 до 40 мм.
Действие регулятора при нормальных зазорах между колодками и колесами. При торможении сжатый воздух, поступающий через штуцер, заставляет двигаться влево поршень 16 (рис. 32, а), а вместе с ним — гайки 10 и 4, винт 11, подшипник 9 и пружину 8. Движение поршня 16 влево вместе с указанными деталями происходит до тех пор, пока шайба, установленная на гайке 4, не упрется в подшипник 20. К этому времени поршень 16 пройдет расстояние А, равное нормальному общему зазору между колодками и колесами, а колодки коснутся колес. При дальнейшем увеличении давления воздуха в цилиндре происходит нарастание тормозных сил, которые передаются от поршня 16 через гайку 10, винт 11 на рычажную передачу. 

Рис. 32. Схема действия регулятора при нормальных зазорах между колодками и колесами (обозначения позиций такие же, как и на рис. 31)
Поршень 16 (рис. 32, б) продолжает двигаться влево, размыкает сцепление регулировочного упора 1 с гайкой 4, и эта гайка, опираясь на подшипник 20, начинает свинчиваться с винта 11, сжимая пружину 8, которая также вращается на подшипнике 9. Таким образом, в конце торможения выход штока поршня тормозного цилиндра составит А-\-е, расстояние между регулировочной гайкой 4 и регулировочным упором 1 равняется величине упругих деформаций е, а между регулировочными гайками 4 и 10 оно составляет У—е.
При отпуске тормоза поршень 16 движется обратно вправо. По мере уменьшения величины упругих деформаций гайка 4 под действием сжатой пружины 8 навинчивается на регулирующий винт 11. В тот момент, когда гайка пройдет расстояние е, тормозные колодки начнут отходить от поверхности катания колес. Одновременно регулировочный упор 11 стопорит гайку 4. Под действием возвратной пружины 15 поршень со штоком и расположенными внутри него деталями регулятора возвращается в исходное положение (см. рис. 31).
Действие регулятора при увеличенных зазорах между колодками и колесами. При торможении поршень 16 вначале проходит расстояние А, но в этот момент колодки еще не прилегают к колесам. Поршень 16 (рис. 33, а) совместно с гайкой 10, регулирующим винтом 11 и поворотным ушком проходит дополнительное расстояние z. Регулировочная гайка 4, опираясь на подшипник 20, свинчивается с регулирующего винта также на величину z. Когда поршень совершит ход Α+z, колодки прижмутся к колеcам и начнется передача тормозных усилий на колесо.
Дальнейшие перемещения поршня 16 и свинчивание гайки 4 с регулирующего винта происходят на величину е упругих деформаций рычажной передачи, как и при нормальных зазорах между колодками и колесами. 

Рис. 33. Схема действия регулятора при увеличенных зазорах между колодками и колесами (обозначения позиций такие же, как и на рис. 31)

Таким образом, в конце торможения выход штока поршня 16 тормозного цилиндра составляет Α+z+e (рис. 33, б), расстояние между регулировочной гайкой 4 и упором 1 составит z+e, расстояние между гайками 4 и 10 будет У-(z+e).
При отпуске тормоза поршень 16 движется вправо и гайка 4 навинчивается на регулирующий винт на величину упругих деформаций так же, как и при нормальных зазорах между колодками и колесами. Детали регулятора займут положение, показанное на рис. 33, а.
Затем колодки начинают отходить от поверхности катания колес, тормозные усилия в рычажной передаче исчезают и возвратная пружина 15 отводит поршень 16 вправо на расстояние z, замыкая конусное сцепление между упором 1 и гайкой 4 и размыкая сцепление между гайкой 10 и выступом поршня 16 (рис. 33, в). Под действием пружины 8, которая также была сжата на величину У—z, регулировочная гайка 10, опираясь на подшипник 9, медленно свинчивается с винта 11, пока не упрется конусом в выступ поршня 16.
В конечном итоге все детали регулятора займут положение, показанное на рис. 31, а выход регулирующего винта станет больше на величину z, вследствие чего зазоры между колодками и колесами будут нормальными.