Содержание материала

Тормозная рычажная передача моторных вагонов электропоездов ЭР2 и ЭР9П оборудуется пневмомеханическими регуляторами одностороннего действия конструкции Рижского вагоностроительного завода (РВЗ).
Регулятор одностороннего действия поддерживает постоянную величину выхода штока поршня тормозного цилиндра по мере износа тормозных колодок, роспуск рычажной передачи (при смене колодок) производится вручную путем вращения механизма роспуска регулятора РВЗ.
Привод регулятора в действие происходит сжатым воздухом, поступающим из тормозного цилиндра при торможении, поэтому регулятор и называют регулятором пневмомеханического действия.
Тележки моторных вагонов электропоездов ЭР2 и ЭР9П на каждой стороне имеют по одному тормозному цилиндру диаметром 10", т. е. на каждые два колеса по одному тормозному цилиндру. Таким образом, на одном моторном вагоне устанавливаются четыре регулятора.


Рис. 16. Схема установки регулятора конструкции РВЗ на вагоне электропоездов ЭР2 и ЭР9П

Один из узлов тормозной рычажной передачи моторного вагона ЭР2 и ЭР9П показан на рис. 16. Регулятор крепится на раме тележки моторного вагона. Головка тяги 3 регулятора 4 с помощью валика 2 шарнирно соединена с задним вертикальным рычагом 1. Шток поршня тормозного цилиндра 7 с помощью рычагов соединяется с передним вертикальным рычагом. В тормозном цилиндре имеется отверстие, которое с помощью патрубка 6 и трубки 5 соединяется с регулятором 4 рычажной передачи. 
Регулятор пневмомеханического действия конструкции РВЗ
Рис. 17. Регулятор пневмомеханического действия конструкции РВЗ

Отверстие расположено в тормозном цилиндре таким образом, что при оптимальном выходе штока (70—75 мм), т. е. при допускаемом зазоре между тормозными колодками и поверхностями катания колес, поршень тормозного цилиндра находится в таком положении, что сжатый воздух не поступает в отверстие тормозного цилиндра, т. е. отверстие в данном случае находится в стороне штока тормозного цилиндра. При выходе поршня тормозного цилиндра свыше оптимальных размеров (по мере износа колодок в эксплуатации) поршень тормозного цилиндра проходит отверстие, через которое сжатый воздух устремляется к регулятору, приводя его в действие.
Общий вид регулятора тормозной рычажной передачи показан на рис. 17.
В корпус регулятора 1 помещен поршень 2, который шарнирно связан с собачкой 4, прижатой с помощью пружины 3 к храповому колесу 5, сидящему на шпинделе 15. При попадании сжатого воздуха в полость корпуса над поршнем 2 поршень движется вниз (при давлении воздуха 0,8 кгс/см2) по направляющему винту 8, сжимая возвратную пружину 7. Регулятор снабжен механизмом стопорения для предохранения от самопроизвольного поворота шпинделя 15 с гайкой 13 при вибрации во время хода электропоезда. Механизм стопорения имеет кнопку 6 для вывода стопора из зацепления с храповым колесом при роспуске рычажной передачи регулятором вручную.
Тяга регулятора 9 ввернута в регулирующую гайку 13, которая с помощью резинометаллического шарнира 14 связана со шпинделем 15. Регулирующая гайка имеет сферическую поверхность, с помощью которой опирается на опорную сферическую поверхность.
Эта поверхность укрепляется с помощью винтов на кронштейне рамы тележки моторного вагона. Шпиндель соединяется с втулкой 17, имеющей рукоятки 16 и защитный резиновый наконечник 18 от попадания на трущиеся поверхности винта тяги 9 и гайки 13 пыли и грязи; путем вращения втулки 17 против или по часовой стрелки уменьшают или увеличивают длину тяги 9 регулятора. Тяга 9 регулятора со стороны опорного кронштейна закрыта резиновой муфтой 10, которая закрепляется на тяге металлическими кольцами 11.
Рабочий ход регулирующей тяги 9 равен 250 мм (величина стягивания рычажной передачи), сокращение длины тяги за одно торможение составляет 2,5 мм.
Регулятор производит стягивание тормозной рычажной передачи по мере износа тормозных колодок. В тот момент, когда выход поршня тормозного цилиндра вследствие износа тормозных колодок превысит оптимально допустимую величину, т. е. когда поршень тормозного цилиндра проходит отверстие в тормозном цилиндре, сжатый воздух по трубке устремляется в корпус 1 регулятора (в полость над поршнем 2). При достижении давления в полости над поршнем около 0,8 кгс/см2 поршень 2 опускается вниз, сжимая возвратную пружину 7, вместе с поршнем вниз опускается и собачка 4, которая скользит по зубьям храпового колеса 5.
При отпуске тормоза давление в тормозном цилиндре и полости корпуса над поршнем 2 падает и поршень 2 под действием возвратной пружины 7 перемещается вверх. Вверх движется также и собачка 4, которая, придя в зацепление с храповым колесом 5, поворачивает при этом последнее на два зуба. При повороте храпового колеса 5 происходит вращение связанных с ним деталей: шпинделя 15, регулирующей гайки 13, вследствие этого вращения тяга 9 регулятора втягивается в регулирующую гайку, укорачивается и происходит уменьшение зазора между тормозными колодками и поверхностью катания колеса до заданной величины и в дальнейшем регулятор поддерживает этот зазор в установленных пределах.
Как уже указывалось выше, регулятор конструкции РВЗ является регулятором одностороннего действия, т. е. только стягивает рычажную передачу по мере износа тормозных колодок. Роспуск рычажной передачи (при смене изношенных тормозных колодок на новые) производят вручную с помощью втулки с рукоятками. Роспуск рычажной передачи, т. е. увеличение зазора между тормозными колодками и поверхностью катания колеса, производится в следующем порядке. Для роспуска предварительно нажимают на кнопку 6 стопорящего механизма, а затем вращают втулку 17 за рукоятки 16 против часовой стрелки до необходимой величины зазора между колодкой и колесом для постановки новой тормозной колодки. Необходимо помнить, что при повороте втулки 17 против часовой стрелки без нажатия на кнопку 6 стопора портится механизм стопорения, что в конечном счете может привести к самопроизвольному роспуску рычажной передачи.
В эксплуатации проверка работы регуляторов и контрольный осмотр производятся при профилактических осмотрах. Основные неисправности регулятора в эксплуатации и способы их устранения приведены в табл. 2.

Таблица 2


Признаки неисправности

Причины неисправности (см. рис. 17)

Способы устранения

Регулятор не стягивает рычажную передачу

Отсутствует смазка в полости поршня регулятора
Манжета поршня 2 вышла из строя
Заклинивание тяги 9 в гайке 13, так как суммарный износ направляющей планки 8 и головки тяги 9 свыше 3 + 1 мм

Смазать полость корпуса регулятора
Сменить манжету
Сменить направляющую планку или ушко тяги

Регулятором невозможно распустить вручную тормозную рычажную передачу

Стопорение храпового колеса 5 в собачку 4 из-за заклинивания поршня 2 регулятора в полости корпуса /

Смазать полость корпуса регулятора
Нажать кнопку 6 стопорного механизма и вращать рукоятку 16

Самопроизвольный роспуск рычажной передачи

Излом пружины стопора

Сменить пружину

В случае выхода из строя регулятора, который нельзя устранить на вагоне, регулятор снимается с вагона. Для того чтобы снять регулятор с рамы тележки, необходимо тягу 3 регулятора (см. рис. 16) отсоединить от вертикального рычага, вытащив соединяющий их валик 2, освободить конец резиновой муфты со стороны корпуса регулятора и вывернуть тягу 3 из корпуса, отсоединить регулятор от трубки, соединяющей его с тормозным цилиндром, и после этих операций производится отвинчивание крепежных винтов кронштейна и снятие регулятора с рамы тележки. Тормозная тяга и регулятор направляются в цех для разборки, осмотра и ремонта. После разборки регулятора производится осмотр деталей регулятора с проверкой их альбомных размеров и необходимый ремонт. Перед сборкой поршень регулятора, манжета и все трущиеся поверхности смазываются смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—59). После сборки регулятора его необходимо испытать на специальном стенде, обеспечивающем при каждом торможении попадание воздуха в полость корпуса регулятора над поршнем. Проверяется работа регулятора на стягивание при каждом торможении, а также минимальное давление воздуха на поршень регулятора, при котором он срабатывает. Это давление должно быть более 0,8 кгс/см2.
Эксплуатацию регулятора необходимо производить с резиновым чехлом или металлическим колпаком на втулке 17 механизма роспуска (см. рис. 17), а также с резиновым или брезентовым чехлом на тяге 9 регулятора, которые предохраняют от попадания пыли, песка и грязи на трущиеся поверхности винта и гайки.
Также при эксплуатации необходимо через каждые два-три профилактических осмотра электропоезда производить смазывание полости корпуса регулятора, предотвращающее заклинивание поршня регулятора в полости в результате отсутствия смазки. Эксплуатация этих регуляторов на линии железных дорог показала надежность их работы и простоту обслуживания в эксплуатации.