Для обеспечения исправной работы в эксплуатации бескулисные автоматические регуляторы тормозной рычажной передачи осматривают с устранением неисправностей на ПТО, а также при ревизии и периодическом ремонте автотормозов в депо и на ремонтных заводах.
В процессе эксплуатации и при ревизии автотормозов регуляторы осматривают прямо на вагоне. При этом неисправные регуляторы заменяют заранее отремонтированными или новыми. При ремонте подвижного состава в депо или на заводах регуляторы снимают, разбирают, очищают от грязи и промывают, после чего все детали тщательно осматривают, при необходимости ремонтируют или заменяют новыми.
Собранные после осмотра и ремонта регуляторы испытывают на стенде, а затем и на вагоне для определения надежности их действия.
Снятие авторегулятора с вагона.
Монтажные схемы установки бескулисных регуляторов на грузовом полувагоне и пассажирском вагоне показаны на рис. 21.
Для того чтобы снять регулятор с вагона, находящегося в эксплуатации, необходимо отключить тормоз от магистрали с помощью разобщительного крана, выпустить воздух из запасного резервуара и рабочей камеры. При наличии рычажного привода (рис. 21, а) отсоединяют регулирующий винт 4 от муфты 6, для чего выдергивают шплинт 7, снимают шайбу 5, сгоняют муфту с винта и опускают его на предохранительную скобу 3. После этого снимают валик 1, а затем освобождают ушко 2 регулятора из горизонтальных рычагов 11 и рычага-упора 10 привода.
При наличии стержневого привода (рис. 21, б) отсоединение ушка регулятора от горизонтальных рычагов тормозного цилиндра производят после снятия стержня 13 привода, для чего необходимо вывинтить стержень из пальца 14 и упора 12. Если стержень изогнут, то сначала следует вытащить шплинт 17, отвернуть гайку 18, снять шайбу 16 и вывести палец 14 из отверстий горизонтальных рычагов. Затем надо свинтить палец с тяги, предварительно сняв гайку 15, и вывернуть тягу из упора 12.
Рис. 21. Монтажная схема установки бескулисного регулятора: а — на грузовом вагоне; б — на пассажирском вагоне
Снятый с вагона регулятор направляется для очистки, дальнейшей разборки и ремонта в отведенное для этого место отделения автоконтрольного пункта (АКП).
Разборка авторегулятора.
Ввиду того что установленная в корпусе регулятора возвратная пружина сжата с силой около 150 кгс, запрещается разбирать и собирать авторегулятор без специального приспособления.
Проектно-конструкторское бюро ПКБ ЦВ МПС разработало технологическую оснастку для разборки, ремонта и сборки бескулисных регуляторов усл. № 536М. В комплект оснастки входят стенд для испытания регуляторов, а также приспособления и инструменты для разборки и сборки регуляторов; весь комплект можно использовать при ремонте регулятора усл. № 574Б.
Комбинированное приспособление для разборки и сборки основных узлов бескулисного авторегулятора (рис. 22) является быстродействующим устройством с пневматическим приводом.
Рис. 22. Комбинированное приспособление для разборки и сборки регулятора усл. № 574Б
Приспособление смонтировано на опорной раме, которая устанавливается на стол-верстак, имеющий соответствующие вырезы для размещения силового горизонтального цилиндра 20 и вертикального цилиндра, расположенных ниже опорной плиты 21.
Силовой цилиндр 20 предназначен для сжатия возвратной пружины 7 регулятора. На шток 19 цилиндра свободно насажена серьга 18, которая удерживается двумя гайками 17. В верхнее отверстие серьги вставлен натяжной винт 15 с маховиком 16. Конец натяжного винта имеет резьбу, соответствующую резьбе тягового стержня авторегуляторов усл. 536М и 574Б. Горизонтальный цилиндр 20 приварен к ребрам опорной плиты.
Вертикальный цилиндр (на рисунке не показан) служит для перемещения прижима 6, закрепляющего корпус 4 регулятора на ребрах опорной плиты. Цилиндр 20 имеет двусторонний впуск сжатого воздуха, вертикальный цилиндр — односторонний.
В ряде случаев можно пользоваться более простым приспособлением для сжатия возвратной пружины (рис. 23). Это приспособление состоит из винта 5, гайки 4 с ленточной двухзаходной резьбой, подшипника 3 и трубы 1 с втулкой 2. Винт на одном конце имеет такую же нарезку, как и ушко регулятора, а на другом— квадрат для удобства ввинчивания в тяговый стержень регулятора. К. гайке 4 приварены рукоятки-стержни.
Рис. 23. Приспособление для сжатия возвратной пружины регулятора
Рис. 24. Узел тягового стакана
Перед установкой на комбинированное приспособление каждый поступивший в ремонт регулятор должен быть очищен от грязи и проверен на стенде с целью определения предстоящего объема работ.
При разборке корпус авторегулятора устанавливается на V-образных ребрах опорной плиты приспособления таким образом, чтобы его торец упирался во фланец 12 горизонтального цилиндра, как это показано на рис. 22. Затем включают вертикальный силовой цилиндр прижима 6 и корпус регулятора надежно зажимается в приспособлении.
В начале разборки выбивают заклепку 13, вывертывают ушко регулятора 14 и снимают упор 11 привода с тягового стержня 10. Затем регулирующий винт 1 ввертывают в регулятор до тех пор, пока предохранительная гайка 8 не выйдет из тягового стержня 10 со стороны ушка. После этого снимают предохранительную гайку 8, предварительно выбив штифт 9, и полностью вывертывают регулирующий винт 1 из регулятора.
Далее с помощью маховика 16 в тяговый стержень 10 регулятора ввертывают натяжной винт 15, причем нарезанная часть винта должна полностью войти в тяговый стержень во избежание несчастных случаев при последующем сжатии пружины. Из корпуса 4 регулятора вывертывается стопорный болт 3, соединяющий головку 2 с корпусом.
Поворотом трехходового крана впускают сжатый воздух в левую полость горизонтального цилиндра 20. В результате этого поршень вместе со штоком 19, серьгой 18 и винтом 15 перемещается вправо, вытаскивая стержень 10 вместе с узлом стакана 5 и тем самым сжимая возвратную пружину 7. Таким образом, головка 2 регулятора освобождается от нагрузки возвратной пружины 7 и может быть выведена из корпуса 4.
Затем с помощью трехходового крана выпускают сжатый воздух из левой полости горизонтального цилиндра и впускают его в правую полость. Возвратная пружина 7, постепенно разжимаясь, переместит стакан 5 влево до выхода его из корпуса регулятора, после чего тяговый стержень 10 освобождают от натяжного винта 15 приспособления, а стакан 5 со всеми собранными в нем деталями и возвратную пружину 7 вынимают из корпуса регулятора. После этого начинают разборку стакана.
Разборку стакана регулятора выполняют в тисках (рис. 24). Стакан 1 с собранными в нем деталями закрепляют в вертикальном положении. Затем вывертывают гильзу 5 из стакана 1, предварительно вывернув стопорный винт 7 (М6Х8), после чего вынимают тяговый стержень 6, пружину 3 с втулкой 4, подшипник 2 и регулирующую гайку 8. Затем ослабляют тиски, переворачивают стакан и вновь закрепляют его в тисках. После чего вывертывают крышку 13, предварительно вывернув стопорный винт 12 (М6Х8). Вынимают вспомогательную гайку 10 с подшипником 11 и пружиной 9.
Рис. 25. Головка регулятора
На этом разборка регулятора заканчивается. Все детали промывают в керосине, протирают насухо и подвергают тщательному осмотру и проверке.
Ремонт основных деталей авторегулятора.
Головку авторегулятора (рис. 25) осматривают с проверкой основных размеров. При наличии трещин, изломов, а также износа резьбы М95Х2 по шагу и диаметру более чем на 0,4 мм или срыва резьбы общей длиной более 1,5 нитки головка регулятора к дальнейшей эксплуатации не допускается. Заусенцы на гранях резьбы разрешается удалять напильником или шабером, а местные забоины и срывы прорезать на токарно-винторезном станке. Забитую резьбу М.8 можно прорезать метчиком.
Если на конусной поверхности появляется местный износ глубиной до 0,6 мм, поверхность следует проточить с сохранением конусности 30°. Мелкие риски на этой поверхности удаляются протиркой с пастой ГОИ.
Регулирующий винт, вспомогательная и регулирующая гайки (рис. 26, 27, 28) осматривают, их основные размеры проверяют. При наличии трещин, изломов и изношенной резьбы, когда гайки имеют продольное перемещение более 1 мм, детали бракуют.
Заусенцы, задиры, забоины на резьбе должны быть зачищены.. Равномерный износ конусной поверхности регулирующей гайки (см. рис. 28) допускается глубиной не более 0,6 мм; при большем износе разрешается поверхность обточить с сохранением конусности 45°.
Пружины, имеющие излом, трещины и другие поверхностные дефекты, бракуют. Заменяют новыми также пружины, имеющие по сравнению с установленными минимальными допусками просадку: возвратная пружина — более чем на 4 мм; пружина роспуска — более чем на 1 мм; пружина регулирующей гайки — более чем на 1,5 мм. Проверка высоты пружин выполняется на специальном приспособлении, показанном на рис. 29. Остальные детали регулятора при ремонте также осматриваются и проверяются специальными шаблонами. Задиры и заусенцы на деталях зачищаются, а их рабочие размеры доводятся до чертежных.